Чуть более 40 молодых специалистов начали свой трудовой путь в стенах столичной средней школы № 52 в августе 2020 года, когда состоялось торжественное открытие учреждения. Молодой коллектив стал мощным стимулом для определения векторов развития кадровой политики в учреждении образования.

По-государственному
Основным направлением работы с персоналом является создание системы адаптации кадров, в том числе наставничества молодых педагогов. На опыте становления коллектива, где значительный процент был представлен молодыми специалистами, реализация государственной кадровой политики осуществлялась посредством выстраивания руководителем системной работы по подбору и расстановке кадров, созданию условий для их закрепления.
Вовремя заметить, поддержать, создать условия для эффективной деятельности талантливых молодых педагогов — значит поступить дальновидно, сделать разумные инвестиции в будущее государства.
Важная роль в законодательстве Республики Беларусь отведена вопросам регулирования трудовых отношений молодых специалистов.
Молодой специалист — это не просто статус, но и преимущество, которое дает определенные гарантии. Молодые кадры и высококвалифицированные работники всегда востребованы, поэтому для них предусмотрены особые условия при трудоустройстве, а также система бонусов и дополнительных выплат.
Среди гарантий, на которые может рассчитывать молодой специалист, — получение постоянного места работы; своевременная оплата труда; невозможность увольнения; невозможность перевода на должность, не связанную со специальностью; выплата денежной помощи; доплаты, которые сохраняются в течение года после отработки (если специалист остается работать); повышение ставки (при определенных условиях).
В 2024/2025 учебном году в нашей школе в статусе молодого специалиста работают 19 талантливых педагогов, которые получают все гарантированные государством выплаты. Всего за время функционирования учреждения (5 лет) был трудоустроен 61 молодой специалист, 59 из них продолжают работать.
Три семьи молодых педагогов, возраст которых не превышает 31 год (но они уже не являются молодыми специалистами) за период работы учреждения получили арендные квартиры. И это колоссальная поддержка молодых семей со стороны государства.
Изучая законодательство в области предоставления гарантий молодым специалистам, могу сказать с уверенностью, что в нашей стране созданы все условия для работы начинающих педагогов. Задача каждого руководителя — увлечь, удержать квалифицированного молодого работника.
Наличие как опытных педагогов с большим стажем работы, так и молодых инициативных учителей, которые заряжают своей энергией коллег и учащихся, гарантирует стабильное функционирование учреждения образования, уверенность в завтрашнем дне, делает школу привлекательной для учеников и надежной для их родителей.
Опираясь на принципы исследовательской деятельности, наши молодые педагоги принимают активное участие в социальных проектах. Один из них — “Дети — детям, самый добрый проект на свете”. Этот проект объединил молодых специалистов, учащихся педагогических и инженерных классов, а также мотивированных ребят.
Главная идея проекта состоит в следующем: необходимо научиться делать то, что кому-то нужно, используя цифровое образование, технический труд, аддитивные технологии и педагогические навыки. К примеру, на уроках и дополнительных занятиях наши ребята создают пособия для детей с особенностями психофизического развития.
Системный проект
В нашей стране создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности. В 52-й школе есть десятый педагогический класс.
Учащиеся педагогических классов — это особая категория ребят, чей выбор тщательно продуман и осознан, они знают специфику педагогического труда, плюсы и минусы этой профессии. Можно сказать, что педагогические классы — это системный государственный проект с доказанной эффективностью.
Изучая передовой опыт коллег, мы решили начинать подготовку будущих учителей с исследовательской деятельности, а именно, с обучения в педагогических классах, на стадии формирования профессиональных намерений. Тогда на выходе получится “учитель будущего”, способный сформировать личность “ученика будущего”. Наши дети знакомятся с многогранностью педагогической профессии, посещая детские сады, социальные приюты, детские дома, колледжи. Ведь там также работают педагоги.
Значимым для наших педклассовцев стало участие в VII Международном фестивале педагогических классов “Вектор успеха” в марте 2025 года. Ребята достойно представили свой опыт и были отмечены двумя дипломами.
В мае 2025 года педагогический класс школы принял активное участие в Пятом открытом слете учащихся педагогических классов.
К слову, для наших молодых учителей это была потрясающая возможность не просто хорошо провести время, но и почерпнуть полезный для себя опыт, который позволил им вновь почувствовать себя учениками и подготовить домашнее задание — творческие выступления. Вместе с учащимися педагогических классов они обсуждали, что лучше для обучения — искусственный интеллект или живое общение ученика с педагогом; выясняли, почему учитель — самая лучшая профессия на земле. Наш педагогический класс занял 1-е место на слете. Эта победа стала мощным стимулом для развития классов педагогической направленности в будущем.
Растим кадры сами
Школа молодого учителя представлена в нашем учреждении образования комплексом семинаров, круглых столов, практикумов, в том числе и на патриотическую тематику. Это теоретические и практические занятия по истории, психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые уроки, выставки педагогических находок.
На практике мы видим, что эффективно работающая система наставничества и поддержки молодых учителей на начальном этапе профессиональной карьеры — очень ценное приобретение для школы. Убеждена: наиболее значимых результатов в осуществлении педагогической деятельности достигают те образовательные организации, которые сами растят педагогические кадры.
Опыт нашей работы показывает, что сегодня молодые люди не бегут со школы, что сегодня работать в школе снова становится престижным. Главное, чтобы школа была современной и привлекательной для молодого специалиста. Сегодня не мы, руководители, выбираем их, а они, молодые педагоги, выбирают нас.
Оксана ЦУРАН,
директор средней школы № 52 Минска
Фото Олега ИГНАТОВИЧА





