Занятия, консультации, выездные программы… Как столичным школьникам помогают в выборе профессии?

- 12:00Новости

Выявить интерес к определенной сфере деятельности, выстроить образовательный маршрут и подобрать подходящее учреждение образования с учетом проходных баллов, сформировать личную жизненную стратегию — в этом столичным старшеклассникам помогут специалисты МГИРО. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

О профориентационной работе в ИОЦ «Наставник» Минского городского института развития образования во время заседания городского родительского университета, который проходил в онлайн-формате в минских школах, рассказала начальник эксплуатационно-технического отдела обеспечения образовательных услуг центра Юлия Салущева.

— В дни школьных каникул, в 6-й школьный день или во внеурочное время учащимся 9—11-х классов мы предлагаем посетить интерактивные занятия «Калейдоскоп профессий», — отметила собеседница. — Ребята ознакомятся с особенностями современного рынка труда и характеристиками востребованных профессий в Беларуси, оценят и сопоставят свои способности и личностные качества с требованиями к профессиям, сформируют индивидуальный образовательный план или программу саморазвития в соответствии с диагностическими данными, поймут, какие навыки следует развить в себе для успешного профессионального будущего и т. д.

Те, кто пожелает получить индивидуальную консультацию по профессиональному самоопределению (в присутствии хотя бы одного из родителей), смогут сделать это в два этапа. Сначала пройдет диагностическое тестирование. Оно включает в себя задания в форме тестов, с помощью которых учащийся сможет выявить свои личные качества, определить формулу темперамента, карту интересов, а также склонности к определенным видам деятельности и соотнести результаты с требованиями к будущей профессии.

Специалисты ИОЦ «Наставник» проведут профессиональное просвещение школьников: обсудят результаты предварительной диагностики (интеллект, темперамент, мотивация достижения, креативность), ознакомят с востребованными профессиями и выбором учреждений образования для обучения, обсудят вопросы и понятия: «Что такое профессия?», «Род занятий», «Мотивы и факторы выбора профессии», «Личностные смыслы будущей профессиональной деятельности».

Плюсы индивидуальной консультации очевидны. Старшекласснику и его родителю отдадут на руки все результаты диагностики.

На экскурсии в Белтелерадиокомпании

В центре «Наставник» реализуется еще одно направление профориентационной работы с учащимися — проведение производственных выездных образовательных программ и посещение действующих организаций и предприятий города.

***

Хорошим ресурсом для профессионального самоопределения детей и подростков является дополнительное образование. Об этом во время заседания городского родительского университета рассказала начальник ИОЦ «Наставник» МГИРО Светлана Шаркевич.

— Ценность дополнительного образования детей и молодежи в том, что оно помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их знаний и навыков, полученных в школе, — говорит собеседница. — Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат, когда учащийся имеет возможность без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности.

Специалист поделилась социологическими исследованиями, проведенными в Беларуси и России. Они говорят о том, что в младшей школе программы дополнительного образования для детей выбираются родителями в основном для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие ребенка. Профориентация на этом этапе неактуальна. Однако через содержание занятий учащиеся всё же получают знания о профессиях, о том, где в жизни смогут применить навыки, полученные во время занятий в секциях и кружках.

В средней школе выбор программ и центров допобразования продиктован удовлетворением личного интереса школьника и «для общего развития». Но по-прежнему не рассматривается семьей как инструмент (ресурс) для профориентации.

В старшей школе занятия по программам допобразования уходят на второй план, важнее уже вопросы выбора дальнейшей образовательной траектории. Поэтому большинство дополнительных занятий посещаются с целью подготовки к поступлению. Тем не менее и здесь система допобразования предлагает различные формы профориентационной работы с молодежью: через содержание программ подготовки по предметам и в специально организованной для этого деятельности.

Важно отметить, что родители заинтересованы в том, чтобы их дети посещали занятия в кружках и клубах по интересам. Именно здесь ребенок находит возможность заняться тем, что у него хорошо получается и что ему действительно нравится, — отмечает С. Шаркевич. — Национальную систему дополнительного образования детей и молодежи сегодня представляют 257 центров (дворцов) и 398 детских школ искусств. В Минске функционируют 23 государственных учреждения допобразования. Кроме этого, в столице работает много коммерческих организаций, оказывающих такие услуги. При выборе учреждения и программ для своего ребенка важно опираться не только на близость к дому, но и на такие факторы, как наличие программы обучения, согласованной с управлением образования района, квалификация специалистов, безопасные условия организации обучения.

Надежда ТЕРЕХОВА
Фото предоставлены МГИРО