Екатерине Пилькевич любовь к педагогике досталась по наследству: бабушка, дедушка, мама — все педагоги

- 13:30Образование

Учителю­-методисту Славенской средней школы имени П.А.Галецкого Толочинского района Екатерине Эдуардовне Пилькевич любовь к учительству, которому она верна 39 лет, досталась по наследству: бабушка и дедушка, мама — педагоги. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Любовь по наследству

Рука об руку с ней, обучая школьников I ступени общего среднего образования, трудится и младшая сестра Елена. Рассказывая о выборе профессии, Екатерина Эдуардовна вспоминает:

— Когда в молодости выбирала профессиональный путь, решила, что хочу открывать мир знаний малышам. И знаете, годы показали, что с выбором я не ошиблась. Младшие школьники — открытые, честные, отзывчивые, легкие на подъем. Они как губка впитывают весь материал, который им даешь, и практически сразу виден результат твоих усилий. Поэтому важно именно в младшем школьном возрасте научить ребенка учиться и трудиться. Да так, чтобы процесс обучения был интересным и всегда в радость, чтобы труд приносил удовольствие. Если не заложить это в младшем возрасте, потом это сделать гораздо сложнее, а порой и невозможно.

В Славенской средней школе педагоги всегда поддерживали и поддерживают преемственность поколений, передают ценный опыт по обучению и воспитанию детей.

Сегодня Екатерина Пилькевич с удовольствием делится своим опытом с коллегами в школе и районе, как когда-то ей, молодой выпускнице педагогического института имени А.М.Горького, помогала старшая коллега Галина Ивановна Турова.

— Приступая к работе, молодой специалист нередко теряется. Иногда его даже сковывает страх из-за большого груза ответственности, — отмечает собеседница. — Ведь педагог начальных классов — первый учитель, с которым знакомятся дети. Он не только обучает первоклассников счету, письму, чтению, но и закладывает систему ценностей, основанную на добре, дружбе, честности, справедливости, взаимо­помощи. Словом, закладывает фундамент личности. Чтобы справиться с задачей, будучи молодым специалистом, к проведению урока, который длился 45 минут, готовилась тщательно.

Все дети разные

Сегодня за плечами опытного педагога около десятка выпусков. Первоклассники, увлекшись игрой или выполнением задания, зачастую обращаются к учителю: “Мама, мама, посмотри, как получается!”

— И отношение ко мне у них такое же, как к маме. Это ни с чем не сравнимое ощущение, — говорит педагог, которая, имея диплом МГЛУ, также ведет уроки немецкого языка в средних классах.

— А отличаются ли современные дети от их сверстников, которых вы обучали, скажем, 20 лет назад. Сегодня педагогу начальных классов работать легче или сложнее? — интересуюсь я.

— Сейчас сложнее, но этим и интереснее, — не медлит с ответом учитель. — Клиповое сознание, как сейчас принято говорить, делает детей менее усидчивыми, сосредоточенными. Им сложно долго фокусировать внимание. Если раньше можно было использовать на занятиях книжку с картинками да тетрадку, то теперь применяются разнообразные методические приемы. Причем для каждого нового набора первоклашек ты уже придумываешь и создаешь что-то новенькое, так как использовать все то, что накопилось в педагогическом арсенале, не получается. Все дети разные. Нынешним первоклашкам просто не интересно то, что увлекало их сверстников 5 лет назад. Такая ситуация мотивирует нас, педагогов, постоянно развиваться, не стоять на месте, генерировать новые идеи, мысли, воплощая их в наглядный материал.

Методическая копилка

Сегодня в методической копилке учителя больше десяти публикаций для начальных классов воспитательной, литературной, экологической направленности в научно-методических журналах “Пачатковая школа”, “Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа”. Последние годы экологическая тематика наиболее близка педагогу. Она разработала методический материал для проведения уроков трудового обучения (раздел “Флористика”) с использованием альбома “Аппликации из засушенных растений”.

— Я создала виртуальный альбом “Аппликации из засушенных растений”, который помогает прививать детям любовь к природе, родному краю. Альбом содержит методические рекомендации, образцы учебных работ и обучающие видеоролики, которые знакомят с тем, как делать аппликации из засушенных растений. Новизна работы заключается в разработке доступных дидактических материалов, в которых использованы натуральные засушенные растения, а не рисунки. Это особенно важно для городских детей, оторванных от природы и выросших в условиях компьютеризации.

В виртуальном альбоме поэтапно показано, как создаются различные фитокомпозиции из сухих растений, а также виден конечный результат труда — цветочные аппликации на разные темы.

— На учебных занятиях в руках детей оживают рыбки, лошадки, черепашки, поросята, созданные из листьев и травинок. Так школьники познают удивительный мир природы, знакомятся с новыми растениями, учатся их различать в жизни, — рассказывает Екатерина Пилькевич. — Учатся видеть красоту, радоваться ей и, что важно, творить ее своими руками. Ну и, конечно же, при создании аппликации развивается мелкая моторика рук. А еще воспитывается трудолюбие, аккуратность, умение довести начатое дело до конца.

Кто-то из детей делает задание по образцу, копируя его точь-в-точь, а кто-то создает бабочку, котика или рыбку из сухих листиков по-своему, фантазируя на удивление педагогу. Такие занятия развивают в детях вкус, воображение, чувство прекрасного, творческое мышление. 

Рассказывая о своих методических разработках, педагог высказывает благодарность коллегам, которые вдохновляли и помогали с воплощением задуманного.

— У нас все педагоги начальных классов очень творческие и трудолюбивые. Помимо Екатерины Эдуардовны, с младшими школьниками работают Елена Степановна Пасютина, Елена Эдуардовна Станкевич, Юлия Андреевна Руколянская. Кто-то из них пишет стихи, кто-то генерирует идеи, кто-то достигает высот, совершенствуясь в использовании ИКТ. Когда они берутся за общее дело, прекрасно дополняют друг друга, — добавляет директор Славенской школы Иван Валентинович Споткай. — Благодаря их труду процесс адаптации первоклассников в первые месяцы проходит безболезненно и легко.

Подготовкой дошкольников к школе занимается воспитатель Славенского детского сада Инна Сливкина. После занятий на развитие мышления, речи, усидчивости дети приходят, умея слышать и понимая учителя, умея держать правильно шариковую ручку, зная, как разместить тетрадь, и выполняют письменные задания. Чтение, счет и письмо новоиспеченные школьники осваивают уже с первыми учителями. Старательно выводя в узких линейках крючки и другие элементы будущих букв, дети учатся работать и получают от этого удовольствие, вместе с педагогами радуясь первым успехам. А в 4 классе, когда нужно потрудиться, чтобы победить на олимпиаде, они зачастую не уступают городским сверстникам. 

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото из архива героини