Быть может, притча, с которой начну, и не имеет непосредственного отношения к завтрашнему Дню белорусской науки, но она — о том, что помогает на непростом пути к цели.
Двое детей катались на коньках по замерзшему озеру. Вдруг лед треснул, и один из мальчиков провалился в воду. Другой схватил камень и со всей силы стал колотить им по льду, разбил его и вытащил своего друга.
Когда приехали спасатели и увидели, что произошло, они спросили:
— Как ты это сделал? Ведь лед тут очень толстый, невозможно было разбить его этим камнем и вот этими маленькими руками…
В этот момент к ним подошел старик:
— Я знаю, как он это сделал.
— Как?
— Рядом не оказалось никого, кто сказал бы, что это невозможно. Еще Эйнштейн говорил: если можешь представить, сможешь и сделать.
Когда накануне Дня белорусской науки Президент страны вручал лучшим научным и научно-педагогическим работникам государственные премии, дипломы академиков, членов-корреспондентов Национальной академии наук, прозвучали и всемирно известные имена тех, на кого и сегодня надо равняться — Николая Борисевича, Жореса Алферова, Михаила Высоцкого. Убеждена: эти ученые в свое время тоже раздвигали границы возможного, в физике ли, математике или машиностроении. Тот же Герой Беларуси почетный гражданин Минска Михаил Степанович Высоцкий, с которым мне довелось лично быть знакомой. Только представьте: на Минском автозаводе он проработал 50 лет, причем 36 из них — в должности главного конструктора! Научные работы основоположника белорусского машиностроения до сих пор ценятся во всем мире, а ученики продолжают его дело.
Наверное, учеников у таких великих ученых не может быть много. Но они должны быть. И понятна озабоченность Главы государства, когда он говорит о необходимости усиления процесса по поиску молодых талантов, о том, что талантливых детей нужно буквально за руку вести к профессии ученого. В детском ли технопарке, в научном кружке-объединении, в том же олимпиадном движении… В этом, на взгляд Президента, и есть решение глобальной проблемы сохранения и развития научных школ — за каждым академиком, доктором, профессором, членом-корреспондентом должны идти ученики. Есть они — значит, жизнеспособность идей подтверждается…
Обращаясь к ученым, Александр Лукашенко очень точно, как мне думается, обозначил то, к чему надо стремиться. Имя ученого должно становиться народным брэндом. Белорусы должны знать и гордиться именами нынешних академиков, как раньше гордились именами Всеволода Игнатовского, Василия Купревича, Жореса Алферова. И для этого надо выстраивать целую систему, с помощью СМИ — в том числе. Глядя на биографии, путь к успеху многих, кто получил награды из рук Президента, понимаешь: это личности, готовые на прорыв, на нестандартные решения. Упорство в работе и преданность своему делу, родной стране помогли им добиться профессионального успеха.
…А лично меня обрадовало то, что в зале Дворца Независимости среди ученых было много молодых лиц. Это те, для кого главные награды — еще впереди, но кто уже сегодня вносит свой вклад в интеллектуальное богатство страны.
Ведущая рубрики Екатерина Дубинская