Литературная игра-викторина к 130-летию
со дня рождения К.Г.Паустовского
Цель: предполагается, что литературная игра-викторина расширит знания учащихся о жизни и творчестве К.Г.Паустовского, закрепит и обобщит знания по прочитанным произведениям писателя.
Задачи личностного развития: создать условия для формирования у учащихся познавательного интереса; развивать творческую активность, сообразительность, любознательность; расширять кругозор; воспитывать интерес к чтению произведений К.Г.Паустовского, чувство уважения к личности писателя.
Ход мероприятия
…Любовь к родной
природе —
один из вернейших
признаков
любви к своей стране.
К.Г.Паустовский
Слово учителя.
31 мая исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося русского писателя К.Г.Паустовского. В.Г.Паустовский — великий мастер описания природы. В своих произведениях Константин Георгиевич хотел выразить любовь к родной природе, заставить читателя увидеть красоту лесов, озер, полей, лугов, научить с любовью и сочувствием относиться к животным. Благодаря глубокому эстетическому и воспитательному потенциалу произведения К.Г.Паустовского не утрачивают своей актуальности и сегодня.
В ходе игры-викторины вы сможете проверить свои знания, а возможно, и узнать что-либо новое. Задания мероприятия составлены на основе таких произведений, как “Барсучий нос”, “Заячьи лапы”, “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Теплый хлеб”, “Кот-ворюга”. Игра-викторина состоит из пяти конкурсов: “Юные биографы”, “Исправь ошибки”, “Узнай предмет”, “Отгадай-ка”, “Кроссворд”. В игре-викторине принимают участие 2 команды, каждая из которых должна дать ответы на все задания на предложенных карточках.
Конкурс 1. “Юные биографы”.
Необходимо дополнить информацию о К.Г.Паустовском.
- К.Г.Паустовский родился в … (Москве).
- Однажды в канун Нового года мать будущего писателя положила сыну под елку книгу сказок известного писателя … (Х.К.Андерсена).
- К.Г.Паустовский рыбачил с артелью на … (Черном) море.
- К.Г.Паустовский всегда мечтал о… (путешествиях и приключениях).
- Любимым школьным предметом будущего писателя была … (география).
- К.Г.Паустовский много путешествовал, но больше всего его привлекла природа России — … (Мещера).
- К.Г.Паустовский узнал о Мещере случайно, рассматривая… (клочок карты, в которую завернули пачку чая).
- В детстве К.Г.Паустовский любил фантазировать, представлял себя в различных странах мира и собирался стать… (капитаном дальнего плавания).
- Первый рассказ К.Г.Паустовского назывался… (“На воде”).
- К.Г.Паустовский писал не только сказки и рассказы, но и … (очерки).
Конкурс 2. “Исправь ошибки”.
Даны неверные названия произведений К.Г.Паустовского. Учащимся необходимо записать их правильные названия.
“Барсучьи лапы”, “Заячий нос”, “Воробей-ворюга”, “Растрепанный кот”, “Стальной хлеб”, “Теплое колечко”.
Ответы: “Барсучий нос”, “Заячьи лапы”, “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Теплый хлеб”, “Кот-ворюга”.
Конкурс 3. “Узнай предмет”.
Предлагаются названия предметов из произведений “Теплый хлеб” и “Барсучий нос”. Необходимо отгадать, к какому из них они относятся.
Сладкая морковка (“Теплый хлеб”);
желтые листья (“Барсучий нос”);
мука (“Теплый хлеб”);
костер (“Барсучий нос”);
снег (“Теплый хлеб”);
картошка (“Барсучий нос”);
тулуп (“Теплый хлеб”);
пень (“Барсучий нос”);
изба (“Теплый хлеб”);
челн (“Барсучий нос”);
вода (“Теплый хлеб”);
щука (“Барсучий нос”).
Конкурс 4. “Отгадай-ка”.
Необходимо узнать произведение по цитате (“Барсучий нос”, “Теплый хлеб”, “Мещерская сторона”).
- “Но все же этот край обладает большой притягательной силой”. (“Мещерская сторона”.)
- “Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз”. (“Теплый хлеб”.)
- “Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах”. (“Барсучий нос”.)
- “Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней”. (“Мещерская сторона”.)
- “Одно только известно, что к вечеру лед треснул, разошелся, ребята и старики нажали — и в мельничный лоток хлынула с шумом вода”. (“Теплый хлеб”.)
- “Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли”. (“Барсучий нос”.)
Конкурс 5. “Кроссворд”.
Вопросы:
- Что произошло в природе после того, как Филька обидел коня? (Метель.)
- Что сломалось в деревне из-за сильного мороза? (Мельница.)
- Какое чувство заполнило сердце Фильки, когда он исправил свои ошибки? (Доброта.)
- Филька забрался на печь и накинул его, чтобы согреться. (Тулупчик.)
- О ком рассказывала бабка историю Фильке, которая произошла сто лет назад? (О солдате.)
- Кто отправился за помощью в теплые края? (Сорока.)
- Как называлась деревня, в которой произошли события сказки? (Бережки.)
- Как Филька обозвал коня? (Дьявол.)
- Кто забрал себе коня, как только тот появился в деревне? (Панкрат.)
- Что стало причиной сильного мороза и метели? (Злоба.)
Рефлексия.
Командам предлагается составить синквейн “К.Г.Паустовский”.
Подведение итогов игры-викторины. Награждение победителей.
Заключительное слово учителя.
К.Г.Паустовский — удивительный писатель. За свою большую писательскую жизнь ему удалось побывать во многих уголках своей Родины, увидеть множество великолепнейших мест, а затем запечатлеть их на страницах своих бессмертных произведений, которые учат нас быть наблюдательными, осторожными, сочувствовать всему живому, учат самому главному — быть людьми.
Светлана САПУН,
учитель русского языка и литературы
Ахремовского яслей-сада — средней школы
Браславского района
Витебской области.