Екатерина Дулова: «Для меня учительство — миссия из важнейших»

- 16:03Персона

Музыка вошла в ее жизнь в раннем детстве и дважды помогла ей стать “первой в истории женщиной”: сначала ректором Белорусской академии музыки (консерватории), потом генеральным директором Большого театра. Обаятельная, энергичная Екатерина Дулова дружит со спортом, ходит на работу пешком и любит встречаться со зрителями. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Большой театр — детям

— Екатерина Николаевна, сегодня в репертуаре Большого театра около 80 спектаклей, и не менее 10—12 из них адресованы юным зрителям…

— Есть спектакли, предназначенные для совсем маленьких, вроде “Трех поросят” или “Снежной королевы”, и их непрос­то ставить на такой огромной сцене, как наша. Но и не делать это невозможно, дети уже с 3—4 лет могут смотреть постановки по известным им сказочным сюжетам.

Далее идут спектакли, наверняка интересные подросткам, — те же “Евгений Онегин”, “Ромео и Джульетта”. Есть и еще один формат — спектакли по мотивам сказок: классические большие балеты “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”.

В нашем репертуаре есть и замечательная опера “Пиноккио”, написанная немецким композитором Глорией Бруни, рассчитанная на аудиторию, способную воспринимать сказку с философскими смыслами. Дети увлеченно смотрят и другие адресованные им оперные спектакли — упоминавшуюся “Историю Кая и Герды” (“Снежная королева”), “Винни-Пух и все-все-все…”, “Доктор Айболит” и другие, с музыкой и либретто русскоязычных авторов. Словом, спектр постановок очень широкий. Ну а если говорить о наших программах, то это особая тема.

— Самая, наверное, известная из них — “Большой театр — детям”?

— Конечно, это одно из наших новых успешных направлений. Эту программу мы сделали в нынешнем году ко Дню защиты детей, и она, как мне кажется, в высшей степени стала удачным интерактивом. Мы не усадили детей в зал, а… отдали им театр. Все этажи оказались заняты развлекательными зонами: фотосессии, знакомство и  с артистами, и вокалистами, и танцовщиками, и так далее.

Когда дети смогли послушать и увидеть мастеров сцены, подержать в руках балетные туфельки-пуанты, понять, чем занимаются бутафорские и художественные мастерские, подойти к музыкальным инструментам, они были в восхищении. Наши художники выставили макеты декораций в нескольких локациях, и юные посетители принимали участие в формате конкретного спектакля. Это был настоящий, живой праздник, когда звучали всевозможные музыкальные программы, плюс проходили развлекательные мероприятия у фонтана, на лестнице… Дети приходили в восторг, попадая в абсолютно фантастическое пространство.

На сцену приглашаются…

— Есть у нас, конечно, программы, которыми мы занимаемся на протяжении всего года, — продолжает генеральный директор. — Это живое знакомство с театром во время экскурсий для школьников разного возраста. Для ребят младшего возраста предусмотрен сокращенный вариант знакомства с театром, можно посетить небольшие спектакли, репетиционные залы. Старших приглашают подняться на самый верх и осмотреть наши мастерские, спуститься в оркестровую яму и под занавес послушать какие-то музыкальные программы, в фойе перед ними выступают артисты. Формат такого общения совершенно особенный.

Дети к нам в театр на экскурсии приезжают из разных городов. Я часто слышу эти экскурсии, поскольку они проводятся на том же этаже, где находится мой кабинет. Выхожу как-то посмотреть на группу детей, которых привезли из глубинки. С самого утра они добирались до столицы на автобусе, потом у них была большая экскурсия по Минску, и вот в середине дня дошли до нас…

Я очень люблю подобные жизненные сюжеты — неподдельное изумление и восхищение детишек, сидевших на диванчике, прижавшись друг к другу. Их знакомили с музыкальными инструментами, перед ними танцевали, звучала замечательная классика. В общем, этот театрально-художественно-музыкальный формат разворачивался перед детьми как настоящая сказка, они смотрели и слушали с открытыми ртами. Такие минуты, поверьте, очень дорогого стоят…

— Не могу не вспомнить о своего рода кузнице талантов, вашем замечательном детском музыкальном театре-студии…

— Детский театр-студия при Большом театре и впрямь замечательное явление, у него много престижных наград и давние традиции. Как известно, участие юных исполнителей в мимансе и в хоре, в спектаклях, особенно оперных, зачастую необходимо — вспомним “Пиковую даму”, “Кармен”, “Анну Каренину” и т.д. Это творчество увлеченных детей, сюда невозможно затащить, ни один родитель не убедит ребенка выходить на сцену, если ему это не по душе.

А потом у кого-то обнаруживаются очевидные способности, и тогда выпускники студии становятся артистами Большого театра, солируют или поют в хоре. Многие работают на административных должностях… Сегодня театр-студия дает и собственные концерты, например, в нашем Камерном зале, выступает на других музыкальных площадках Минска. Знаю, в филармонии проходили рождественские, пасхальные концерты с небольшими номерами из того, что используется в теат­ральном репертуаре. Сейчас у нас как раз объявлен конкурс для всех желающих поступить сюда, так что приглашаю родителей с детьми на кастинг!

— У вас ведь и в балетных спектаклях бывают задействованы юные исполнители, и не только в кордебалете. Недавно 16-летняя ученица Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа танцевала Дульцинею в “Дон Кихоте”?

— Да, существует давний опыт взаимодействия гимназии­-колледжа и Большого театра. И самые талантливые ребята, которых наши выдающиеся мастера сцены находят, видят, тестируют, приглашаются на такого рода творческие эксперименты. И этот, считаю, удался. 

Кстати, задействованы в спектаклях и студенты Академии музыки. В оркестре их немало, причем многие работают с 1 по 5 курс, хорошо знают наши партитуры, многие получают сюда распределение. Вдвойне приятно, что с кем-то из этих ребят я знакома давно, со времен своего ректорства в БГАМ.

Vivat academia, vivant professōres

— За 33 года работы в Академии вы прошли по служебной лестнице от преподавателя до ректора. Мало того, ваши мама и папа тоже там преподавали и тоже были профессорами… 

— Да, еще и моя старшая сестра — доктор искусствоведения и профессор Петербургской консерватории. Так что у нас настоящая династия. Мой супруг и двое сыновей тоже музыканты, и это, считаю, закономерно и правильно. Искусство — тот мир, где люди гармонично существуют не только в обществе, но и в семье. Другое дело, мы ни за что не занимались бы музыкой и детям не советовали бы, не имея к ней максимальной предрасположенности.

— Правда ли, что вас влюбил в классическую музыку увиденный в детстве “Щелкунчик”?

— И “Щелкунчик”, и “Спящая красавица”, причем я не просто увидела их, а раньше, наверное, услышала. Дома у нас постоянно звучала музыка. Папа брал меня на репетиции своего струнного квартета, с мамой часто ходила в Большой (она была членом худсовета театра), смотрела все спектакли, знала репертуар, и этот волшебный мир меня завораживал.

Музыкальную школу при Белгосконсерватории я вспоминаю с огромной теплотой, учебный процесс там был организован уникальным образом. Нас учили одновременно и профессии, и общеобразовательным предметам, мы приходили в 8 утра и уходили в 8 вечера… У меня были прекрасные преподаватели по биологии, литературе, математике. В музыке же мне очень многое дала Маргарита Сергеевна Миненкова, замечательный педагог музыкально-теоретического цикла. В Петербургской консерватории я получила неоценимый багаж знаний, которым и сегодня живу. Этот фундамент помогали закладывать авторы знаменитых учебников, и в первую очередь, конечно, мой любимый и выдающийся педагог профессор Екатерина Александровна Ручьевская.

— Вам больше нравилось учиться или учить самой?

— И то и другое. Я отношусь к категории людей, которые учатся всю жизнь, не стесняюсь об этом говорить. Что касается профессии педагога, то мне всегда нравилось общение со студентами и то, что ты сам растешь, когда обязан рассказать, погрузиться в тему и донести какую-то информацию.

Для меня учительство — миссия из важнейших. И когда сегодня я вижу в театре своих учеников — в оркестре, в труппе оперы, хора и частично в труппе балета, испытываю особого рода радость благодаря тому, что не очень далеко отошла от преподавания в академии.

— В прошлом году оперную труппу Большого пополнила Дарья Горожанко, лауреат престижной международной премии Bravo. Легко ли сегодня молодым талантам попасть в театр?

— В творческую часть труппы Большого театра проходят по конкурсу. И здесь одного образования мало, надо еще доказать, что ты готов исполнять на сцене сложные партии. Безусловно, Дарья, обладающая уникальным меццо-сопрано, — хороший пример. Она училась у великолепных преподавателей в Московской консерватории, но вернулась на Родину, сегодня осваивает в Большом театре ряд ролей, и это прекрасно.

Надеюсь, кто-то из наших юных балетных танцовщиков со временем тоже способен вырасти в звезду благодаря своим нынешним педагогам-репетиторам. Я рада за Елизавету Мусорину, в 19 лет дебютировавшую в партии Жизели рядом с выдающимися мастерами. Наблюдать удивительные истории, которые порой разворачиваются в театре, — настоящее счастье…

Владимир ПИСАРЕВ
Фото Михаила НЕСТЕРОВА