Учитель медподготовки Тамара Кирьянова – об обучении школьников навыкам оказания первой помощи и волонтерстве

- 13:10Образование

Учитель медицинской подготовки межшкольного центра допризывной подготовки, который функционирует на базе средней школы № 10 Речицы, руководитель волонтерского отряда “ДОБРО” Белорусского Красного Креста Тамара Кирьянова делится со школьниками многолетним опытом и знаниями. Алгоритм действий первой помощи школьники хорошо усваивают, главное — не растеряться. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Старшеклассники школ города и района проходят под ее руководством серьезную подготовку: ребята многое знают о профилактике различных заболеваний, обучаются навыкам оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях, острых состояниях, инфекциях и отравлениях, учатся правильно действовать в любых экстренных ситуациях. Если будет необходимо, смогут помочь не только себе, но и окружающим.

Важная помощь

Каждый из нас когда-либо оказывался в нестандартной экстренной ситуации либо становился ее свидетелем. Как действовать в тех случаях, когда человеку нужна помощь здесь и сейчас, еще до прибытия скорой медицинской помощи, как не растеряться и как не навредить — ответы на эти вопросы точно знает член республиканского волонтерского совета Белорусского Красного Креста, инструктор по обучению населения навыкам оказания первой помощи Белорусского Красного Креста, учитель высшей категории, внештатный преподаватель Гомельского областного института развития образования Тамара Кирьянова. К слову, Тамара Николаевна входила в состав жюри республиканского конкурса профессионального мастерства “Учитель года Республики Беларусь — 2023” по учебному предмету “Медицинская подготовка”.

Тамара Кирьянова — активный участник проекта “Беларусь. Меры по реагированию на вспышку COVID-19”, в 2021 году была награждена грамотой Министерства труда и социальной защиты за помощь в доставке продуктов населению.

— Дети часто отмечают, что наши уроки очень полезны в жизни, — говорит Тамара Николаевна. — Иногда учащиеся прибегают ко мне со словами: “Тамара Николаевна, мы все правильно сделали!”. Ситуация, с которой столкнулись старшеклассницы, типична для зимы: на улице скользко, прохожая потеряла равновесие и упала. Девочки, находясь поблизости, стали очевидцами происходящего и помогли пострадавшей занять удобное положение, зафиксировать поврежденную ногу, вызвали скорую помощь и не оставили женщину до приезда специалистов. Все, что необходимо было сделать по алгоритмам первой помощи, они выполнили. И таких случаев в практике предостаточно…

Ребят учу самому главному алгоритму оказания первой помощи, он называется “Осмотр места происшествия и организация собственной безопасности”. К большому сожалению, дети в силу своих психологических особенностей порой бросаются на выручку сломя голову, не подумав о собственной безопасности. Поэтому часто случаются ситуации, когда тот, кто спасает, может сам или травмироваться, или погибнуть. К примеру, тонет человек, а второй его спасает. Плавать он умеет, но не оценил свои возможности, не рассчитал силы, в результате — двое погибших. Или вот еще ситуация: лежит пострадавший на проезжей части без сознания. Перед тем как приступить к оказанию помощи, стоит убедиться, что остальные участники дорожного движения тебя видят издалека. Следует обозначить себя и только потом приступать к спасению. А учитель, например, должен знать, можно ли отпускать ученика в кабинет к медсестре, если у него кровотечение из носа, или стоит позвать медика в класс. Поэтому со взрослыми, как и с детьми, стараюсь работать планомерно: сколько у нас семинаров прошло, если честно, уже не счесть. Так, областной семинар для учителей по допризывной медицинской подготовке объединил педагогов Гомельщины. Они учились оказывать первую помощь непосредственно в коридоре школы. Зачастую с представителями сферы образования встречаемся в Гомельском областном институте развития образования на лекциях и мастер-классах, в которых я выступаю спикером.

Твори добро

— Я волонтер уже много лет, однако всегда говорю о тех, кто входит в состав волонтерских отрядов, о заслугах людей, которые вместе со мной дарят самое драгоценное, бесценный ресурс — время, — отмечает Тамара Николаевна. — Волонтер — это не профессия, не должность, не обязанность. Для кого-то волонтерство — порыв души, для кого-то необходимость поделиться частичкой добра, волонтерят люди по разным причинам. Почему я занимаюсь волонтерством? Давным-давно в интернете прочитала письмо одного директора школы, главный посыл которого состоял в том, что нужно воспитывать в детях человечность. Считаю, что в учреждениях образования должны быть такие отряды, как “ДОБРО”, в которых подростки будут учиться доброте, отзывчивости и бескорыстию. Когда стала волонтером, многие удивлялись этому, ведь учреждению образования я и так посвящаю много времени. А я сторонник идеи: лучше оказывать помощь, чем ждать ее для себя. Помогать всем миром — национальная черта белорусов. Мы всегда стремимся оказывать посильную поддержку и участвовать как в судьбе отдельного человека, так и в решении общественных задач.

К слову, волонтерский отряд в школе функционирует с 2018 года в тесном сотрудничестве с Белорусским Красным Крестом. Директор школы Наталья Пачицкая многое делает для сотрудничества с общественными организациями, для распространения волонтерского движения. Она и сама присоединилась к благородной добровольческой деятельности, а в прошлом году была удостоена диплома Гомельской областной организации Красного Креста в номинации “Лучший волонтер по связям с общественностью”. В прошлом году из волонтерского отряда “ДОБРО” выпустились 10 достойных воспитанников, которые на хорошем уровне знают, как оказывать первую помощь. Отрадно, что многие из них поступили в медицинские университеты, кроме того, они несколько лет занимали первые места в конкурсах юных инспекторов движения, юных спасателей, юных друзей милиции.

Волонтерский отряд “ДОБРО” за последние три года прекрасно зарекомендовал себя в масштабных конкурсах. Так, в 2022 году, благодаря волонтерской инициативе “Школа первой помощи”, созданию кабинета по обучению навыкам оказания первой помощи, он стал победителем конкурса волонтерских инициатив, который проводила Гомельская областная организация Белорусского Красного Креста. В 2023 году победил с волонтерской инициативой по созданию центра развития волонтерского движения Белорусского Красного Креста “Росток добра”.

— Наш кабинет первой помощи хорошо оснащен, здесь есть бинты, косынки, материалы для обработки ран, мобилизационные шины — все необходимое для оказания первой помощи, — демонстрирует педагог. — Вдоль стен расставлены плакаты с необходимой информацией, стенды, баннеры. Все это оборудование играет немаловажную роль: обучая детей, все смоделированные ситуации отрабатываем практически. Кстати, во время каникул учащиеся школ района проходят на базе нашего межшкольного центра допризывной подготовки инструктаж, учатся оказанию первой помощи по принципу “равный об­учает равного”. В волонтерском отряде учу детей оказывать людям информационную помощь. Наш отряд не только работает в школе, но и дежурит на всех городских праздниках, акциях, даже в крупных магазинах можно встретить наших добровольцев, которые делятся важной информацией.

— Интересно, а найдется ли в вашей дамской сумочке место для бинта?

— Чтобы оказать первую помощь, табельные средства не нужны. Помощь может быть оказана с применением того, что находится под рукой. Например, ваша коф­точка под пиджаком может использоваться в качестве давящего материала для наложения повязки, к тому же она хорошо впитывает жидкость. Сапог станет прекрасной шиной при мобилизации. Шарфик отлично подойдет в качестве повязки при ожогах, — говорит собеседница.

Напоследок Тамара Николаевна вспоминает еще один случай, как однажды после лекции к ней подошел мужчина и поблагодарил за то, что научился правильно оказывать помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути. Так он спас супругу. Его жена нарезала салат и по привычке дегустировала нарезку — за считанные секунды жен­щина посинела и упала.

— Наша спешка порой приводит к плачевным последствиям, — описывает случай из практики учитель. — При большом потоке воздуха во время смеха, разговора предмет или пища, мелкие игрушки у детей могут попасть в дыхательные пути. В этой ситуации нужно действовать незамедлительно. В таких случаях жизнь человека находится в руках тех, кто оказался рядом, и если очевидец понял, что происходит, и, главное, правильно сориентировался — вот оно, спасение. А как понять, что наступила полная непроходимость дыхательных путей? Первые признаки: пострадавший не может говорить, дышать, кашлять, может держаться за горло. Нужно реагировать быстро, попросить кого-либо вызвать скорую помощь, сделать пять ударов между лопатками пострадавшего, если это не помогло, сделать пять толчков в область живота. Но все эти действия нужно научиться выполнять практически, а не на словах. В данной ситуации мужчина вспомнил лекцию и выполнил прием пяти хлопков по спине — и огурец вылетел. Как он сам признался, до 60 лет дожил, но до недавнего времени не приходилось оказывать первую помощь. К большому сожалению, многие не умеют выполнять простые манипуляции.

Действительно, есть над чем задуматься. Очень важно знать алгоритмы оказания первой помощи.

— Кстати, дети иногда лучше взрослых реагируют в экстренных ситуациях, — подмечает Тамара Кирьянова. — Взрослый в стрессе может даже не разблокировать свой телефон, в то время как ребенок успеет позвонить и верно проинформировать диспетчера о ситуации. Практика показывает, что девушки лучше оказывают психологическую поддержку, а юноши — транспортируют пострадавшего.

Волонтерами быть непросто: так или иначе они соприкасаются с чужой бедой, чужим горем. Здесь важно иметь психологическую выдержку. Но когда помощь добровольцев возвращается спасенной жизнью, улыбками людей, которым удалось подставить плечо в трудную минуту, смехом детей, то счастье окрыляет, ведь значит, что ты все делаешь правильно.

Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора