Контекстная задача по биологии: технология решения

- 15:14Образование

Наиболее эффективно сформировать практические навыки учащихся можно через решение контекстных задач.

Контекстная задача — это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, соотносящаяся с имеющимся социокультурным опытом учащихся. Решение подобных задач направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности. Контекстные задачи открывают широкие возможности для развития творческого потенциала личности, способствуют формированию у школьников навыков решения реальных практических проблем и универсальных учебных умений.

Процесс решения контекстных задач состоит из четырех основных этапов: анализ текста задачи; поиск способа решения и составления плана ее решения; осуществление найденного плана; изучение (анализ) найденного решения.

Технология решения контекстных задач по биологии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Предоставляет текст (сюжет, ситуацию), в котором информация может быть представлена в виде схемы, таблицы, графика, диаграммы и т.д.

Читают текст, вопросы

2

Создает условия для анализа компонентов ситуации

Анализируют компоненты и связи между ними в данной ситуации, выделяют нужную информацию для решения, ответа на вопросы

3

Помогает учащимся находить противоречия в ситуации

Находят противоречия в ситуации

4

Направляет учащихся в поиске количественных характеристик и буквенных обозначений

Для компонентов ситуа-
ции находят нужные количественные характеристики, обозначения

5

Помогает учащимся строить биологическую модель ситуации

Строят биологическую модель

6

Корректирует выбор метода решения задачи

Выбирают подходящий метод решения задачи

7

Контролирует решение задачи

Решают задачу

8

Помогает интерпретировать результат решения

Интерпретируют результат решения задачи в ответ на поставленный вопрос

В процессе работы над решением контекстных задач использую следующие группы приемов:

  1. Приемы, формирующие умения читать задачи (правильное чтение задач, работа над текстом: кратко записывать условие, выполнять рисунок).
  2. Приемы, формирующие умения выделять условие и вопрос задачи (формулирование вопроса к условию задачи и составление алгоритма по нахождению данных для ответа на вопрос задачи).
  3. Приемы обучения оформлению краткой записи текста задачи (оформление краткой записи в виде таблицы или схемы, правильное чтение краткой записи задачи).
  4. Приемы обучения выполнению рисунка по тексту задачи (“чтение” рисунка, выполненного по условию задачи, составление задачи за рисунком или чертежом).

Использую контекстные задачи на различных этапах урока. Предлагаю рассмотреть в качестве примера комплекс контекстных задач при изучении темы “Мышцы, их строение, функции и регуляция сокращений. Работа мышц” в 9 классе:

Этап урока

Контекстная задача

Организационный момент

Учащиеся видят на экране бегущую крысу. Учитель формулирует вопрос задачи: какие у вас возникают ассоциации, когда видите этот ролик?

Актуализация знаний. Определение темы урока

На экране появляется иллюстрация:

Вопрос: предположите, какая тема урока, исходя из надписи на слайде

Целеполагание. Постановка учебной задачи

Соединив два изображения, определите цель и задачи урока

Первичное усвоение новых знаний

У жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян. Врачи связывают это с содержанием в организме магния, т.к. известно, что внутривенные и внутримышечные вливания растворов солей магния снимают спазмы и судороги. В организм человека магний поступает с овощами и фруктами. Особенно богаты им абрикосы, персики и цветная капуста.

Задание.

1. Как влияет недостаток магния на работу мышц?

2. Что можно предложить жителям северных районов, чтобы они не страдали от судорог?

Физкультминутка

В театре самым лучшим комплиментом артисту будут слова: “Какое у вас подвижное лицо”.

Задание. Поработайте своим лицом так, чтобы ваш сосед по парте сказал вам такой комплимент

Первичная проверка понимания

Задание.

1. Рассмотрите иллюстрации.

2. Что объединяет все эти изображения?

Первичное закрепление

Мышцы человека могут совершать разную работу. Работа, связанная с перемещением тела в пространстве, называется динамической. Во время нее разные группы мышц работают по­очередно. Внутри одной мышцы при этом может работать лишь часть двигательных единиц. Работа, обеспечивающая поддержание позы тела или удержание какого-либо груза, называется статической. Во время нее обычно задействованы все группы мышц, обеспечивающих данное движение, одновременно. Внутри одной мышцы при этом могут одновременно работать все двигательные единицы. В связи с этим при выполнении статической работы мышцы утомляются быстрее, чем при выполнении динамической.

Задание.

1. В чем различие между статической и динамической работой мышц?

2. Какой вид отдыха (пассивный или активный) вы порекомендуете спортсмену, только что преодолевшему марафонскую дистанцию?

 

Включение в систему знаний. Контроль усвоения

Часто в своей жизни человек сталкивается с противоречием: желанием быть в хорошей физической форме, но при этом не вставать с дивана.

Задание.

Предложите комплекс упражнений на все группы мышц, который можно выполнять, сидя на диване

Домашнее задание

Ваш путь домой — это согласованная работа мышц.

Задание.

1. Какие мышечные ткани за это отвечают?

2. Какие мышцы работают, пока вы идете домой?

3. Какой системой органов это контролируется?

4. Когда вы устанете быстрее: когда идете домой пешком или когда ожидаете транспорт на остановке?

Рефлексия

Используя мышцы верхних конечностей, покажите свое отношение к усвоению материала урока

 

 

 

Как поймать рыбу на необитаемом острове?

Приведу примеры контекстных задач, составленных мною на основе дополнительного материала. Эти задачи можно использовать как на уроке, так и во вне­урочной деятельности.

При изучении членистоногих животных предлагаю учащимся вспомнить, что еще с древних времен человек пользовался продуктами, производимыми насекомыми. В настоящее время медоносная пчела одомашнена человеком и имеет большое хозяйственное значение. Современное пчеловодство — это нау­ка, требующая определенных знаний и умений. В связи с этим я предлагаю учащимся решить следующую задачу:

  1. Иногда в пчелином улье необходимо произвести замену старой матки на новую, более сильную. Но как это сделать, если население улья сразу же пытается убить новую пчелу? (Ответ: новую матку помещают внутрь цилиндрика из сетки и подвешивают в улье. Пчелы не могут добраться до новой королевы, а через день-другой привыкают к ней и начинают кормить нектаром. Тогда можно ее выпускать из заточения.)

При изучении позвоночных животных учащимся можно предложить следующие задачи:

  1. Известно, что лошади используются людьми для выполнения тяжелой работы в сельском хозяйстве. Для восполнения физической силы лошадь должна хорошо питаться. Однако насекомые досаждают животному и мешают процессу потребления пищи. Лошадь отгоняет насекомых хвостом. Но до головы хвостом не дотянешься. Что должен сделать коневод, имеющий дело с несколькими лошадьми? (Решение: лошади становятся так, чтобы отгонять своим хвостом мошек и от головы другой лошади. В коневодческой практике такие позы называют лошадиным флиртом.) При обсуждении решения задачи возможны и другие варианты ответов учащихся, поэтому зачастую при помощи контекстных задач вырабатывает­ся навык искать все возможные пути решения.
  2. Однажды грибник заблудился и вынужден был заночевать в лесу. При себе у него был радио­приемник и фонарик. И вдруг к нему направилась стая волков. А что же делать грибнику в этой ситуа­ции? (Ответ: грибник решил ошеломить животных: направил свет фонарика в глаза вожака, включил радиоприемник на полную громкость и швырнул его в стаю. Волки разбежались.)
  3. Если вы оказались на необитаемом острове, как без сетей и удочек в прибрежной полосе моря вы сможете поймать рыбу? (Ответ: рыба может поймать себя сама. В прибрежной полосе моря можно построить лабиринт из камней. Биологи доказали, что рыба, попав в лабиринт, может активно его обследовать как из чистого любопытства, так и с целью найти выход, чтобы удрать. Но искать выход приходится долго. Общая длина дорожки в нем от входа до выхода в 20 раз превышает диаметр самого лабиринта. Во время прилива вода покрывает большой лабиринт, принося с собой много рыбы. Тут-то она и становится легкой добычей человека.)

В старших классах контекстные задачи применяю не только как средство формирования и оценивания ключевых предметных компетенций учащихся, но и как одно из условий для всестороннего развития подростков, формирование их готовности к самостоятельной деятельности и профессиональному самоопределению.

При изучении темы “Организм и среда” в 10 классе учащимся аграрной группы может быть предложена следующая задача.

Фермер посадил поле пшеницы, надеясь получить хороший урожай. Все было прекрасно, и воды, и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле. Да только однажды, проезжая по делам мимо своего пшеничного поля, он увидел, что колосья пшеницы почернели, стоят в поле, как обугленные головешки. Если дотронуться до такой “обугленной” зерновки пшеницы, то на руках останется мельчайшая черная пыль. Это споры, которыми размножается организм, живущий в теле злака. Пришла беда, погибла большая часть урожая.

  1. С чем связано это биологическое явление?
  2. Дайте название этому биологическому объекту.
  3. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе. Посоветуйте фермеру меры борьбы с этим организмом.

Для учащихся химико-биологической группы 10 класса при изучении темы “Организм и среда” может быть предложена следующая задача.

В 1901 г. голландский биолог М.Бейеринк осуществил такой эксперимент. Он положил в пробирку комочек почвы, добавил немного воды и сахара. Через некоторое время в пробирке бурно размножились бактерии, получившие впоследствии название “азотобактер”. Объясните сущность опыта, ответив на вопросы: зачем ученый в опыте использовал почву; что является источником азота для бактерий; какова роль этих бактерий в природе?

Использование контекстных задач в образовательном процессе позволяет повысить познавательный интерес учащихся к изучению биологии, а также результативность их деятельности.

Ирина БЕДАРИК,
учитель биологии квалификационной категории “учитель-методист”

средней школы № 29 Витебска имени В.В.Пименова