В конце ноября 2023 г. в нашей стране произошло событие, которое можно назвать историческим, — Национальное исследование качества образования (НИКО). Пятнадцатилетним ученикам нужно было продемонстрировать, насколько они готовы использовать полученные знания и умения при выполнении заданий, связанных с читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотностью.
Участники из средней школы № 16 Полоцка
Однако оказывается, задания на проверку функциональной грамотности способны выполнять и четвероклассники, особенно если это участники инновационного проекта.
Грамотность для жизни
С сентября 2021 г. в 55 учреждениях образования нашей страны реализуется инновационный проект «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».
Два раза в неделю почти 3 тыс. учащихся занимаются по уникальным учебным пособиям, разработанным авторским коллективом под научным руководством С.И. Гин. В начале и в конце каждого учебного года проводятся диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности, а также другие мероприятия, предусмотренные планом инновационной деятельности.
В текущем учебном году проект завершается, и поэтому захотелось это событие отметить ярко и нестандартно. Вот так и появилась идея проведения республиканской олимпиады.
Как известно, фундаментом функциональной грамотности является читательская, под которой понимается способность использовать письменные тексты для достижения своих целей, участия в социальной жизни. Однако не следует понимать буквально, что сказка «Репка» — это пособие для дачников, а «Двенадцать стульев» — инструкция по поиску бриллиантов и т. п.
Учащиеся средней школы № 12 Гродно
Наряду с возрастающей проблемой снижения читательского интереса возникает закономерный вопрос: как может проявляться читательская грамотность, если дети не читают книг? Участникам инновации представляется, что мы нашли ответ: художественная литература преимущественно представляет собой так называемые сплошные тексты, в которых, как говорят современные подростки, слишком много «букфф». Однако на каждом шагу нас окружают тексты совсем другого формата. Расписание движения, график работы магазина, объявление, справка, квитанция, упаковка — список несплошных текстов можно многократно продолжить. Все они были специально созданы для решения определенных задач, то есть изначально являются практико-ориентированными. И от того, насколько мы владеем навыками анализа информации несплошных текстом, во многом зависит и успешность нашего поведения. Электронному табло все равно: мы успеем или нет; чек «не видит» ошибки кассира, рецепт «не виноват», если забыли выпить таблетку и т. д. Таким образом получается, что функциональная грамотность включает в себя не только самостоятельность в принятии того или иного решения, но и ответственность за свой выбор.
Где искать олимпиадные задания?
На одном из вебинаров российского издательства «Просвещение» по теме формирования функциональной грамотности прозвучало, что она проявляется, «когда ребенок закрывает дверь предметного кабинета и выходит в жизнь».
Именно такое задание получили в сентябре учителя начальных классов, участвующие в проекте: подобрать несплошные тексты, с которыми учащиеся сталкиваются в естественных ситуациях жизнедеятельности.
Поэтому олимпиаду решено было так и назвать — «После уроков», а ее эмблема намекает о пристальном внимании к тому, чем и как занимаются дети в это время.
Из более чем сотни разнообразных и интересных заданий было выбрано всего восемь, и в конце первой четверти все желающие смогли принять участие в школьном этапе олимпиады.
Учащимся нужно было сориентироваться в схеме кинозала, изучить меню детского кафе, проанализировать плакат «Спасем деревья» и праздничную афишу, оформить читательский формуляр, понять содержание вывески магазина канцтоваров, восстановить по образцу билет на пригородный автобус, определить отсутствие информации на коробке настольной игры…
Причем всё это нужно было сделать не только в ограниченное время, но и продемонстрировать высокий уровень читательской вдумчивости. Собственно, именно так происходит и в реальной жизни: порой не только слово, но и буква или запятая имеют значение.
Конечно, учителя волновались, но ребята не подвели! Целых 504 победителя вышли на следующий этап! (отрадно отметить, что отсутствует негативное явление, которое было выявлено в исследовании PISA в 2018 г., когда результаты учащихся сельских школ оказались существенно ниже, чем городских. У нас такого не наблюдалось. Может быть, потому, что в заданиях были предложены естественные ситуации из детского окружения? А может, причиной является целенаправленная работа?)
Мастерство + технологии
Районный этап олимпиады было решено провести дистанционно. Во-первых, чтобы все учащиеся оказались в равных условиях, во-вторых, чтобы оптимизировать процесс проверки, ну а в-третьих, трудно представить современного школьника после уроков без компьютера или смартфона!
Однако для проведения олимпиады в таком формате недостаточно было взять несплошные тексты, подобранные учителями. И поэтому дальше работала команда единомышленников.
Сначала — конструктивное сотрудничество с Н.А. Вавренчук, учителем начальных классов гимназии № 2 г. Бреста, по тщательному отбору и редактированию исходных заданий (а порой — и созданию собственных). Следует отметить, что Наталья Александровна — учитель-методист не только по званию, но и по призванию! Это большая редкость, когда методическая грамотность органично сочетается с умением учитывать психолого-возрастные особенности младших школьников.
Затем за дело взялась С.А. Ханько из Василишковской средней школы, тоже учитель-методист. Уровень владения информационными технологиями Светланы Антоновны просто восхищает, особенно когда узнаешь, что это результат самообразования! Кажется, что для этого учителя начальных классов нет ничего невозможного, и чем труднее задача, тем больше удовольствия доставляет ее решение. И на этот раз были изучены технические возможности различных онлайн-сервисов и найден оптимальный вариант.
От лица всех участников олимпиады хочется выразить этим педагогам искреннюю и глубокую признательность! А еще пожелать Н.А. Вавренчук и С.А. Ханько получить заслуженное почетное звание отличника образования Республики Беларусь, ведь их качественная работа и высокий профессионализм давно вышли за пределы родных областей.
«Пять минут, пять минут — это много или мало?..»
Спешу сразу успокоить: 5 минут — это примерное время выполнения только одного задания, а всего их было 12 (по числу месяцев, ведь олимпиада проходила под Новой год).
И хотя содержание не всех заданий было связано с этим зимним праздником, постарались каждое сделать не только необычным, но и полезным. (Кстати, считаем, что и другие мониторинговые мероприятия могут быть не только проверочными, но и одновременно обучающими: когда ребенок приобретает новые знания, которые сможет использовать в дальнейшем).
В первом задании было дано изображение упаковки детского питания, которое так удобно использовать для перекуса. Учащимся надо было выбрать, какая информация могла быть записана на упаковке: объем, калорийность, производитель, состав, противопоказания, цена и др. При выполнении задания надо было не только обратить внимание на те сведения, которые уже написаны или изображены, чтобы не повторяться, но и на количество рамок, в которые нужно было их записать.
Второе задание представляло собой чек на покупку, сделанную в конце декабря. Причем задания на извлечение явной информации (Что купили? Сколько купили? Сколько заплатили?) учащиеся уже умеют выполнять легко и быстро, следовательно, нужна работа с неявными данными.
Поэтому вопросы усложнили, например: «Какой была бы сдача, если бы платили картой?» (Ответ: «Никакой, карточка предназначена для безналичных расчетов»), «Как бы изменилась оплата, если бы покупку делали летом?» (а тут было два правильных ответа: можно было из общей суммы вычесть стоимость всех новогодних предметов, а можно было ответить «Никак», потому что в некоторых магазинах ассортимент постоянный), «Сколько времени ушло на оплату покупки?» — и дальше можно было выбрать из предложенных как точный, так и приблизительный ответ.
(Попутно следует отметить, что при «разборе полетов» некоторые учащиеся высказали пожелания, чтобы шрифт надписей был крупнее. С одной стороны, мы постараемся это учесть, но с другой — может быть, такая ситуация обеспечит ту необходимую привычку, которой и взрослым не всегда достает: мелкие надписи тоже надо внимательно читать).
Следующее задание, на первый взгляд, довольно простое: объявление о наборе в секцию дзюдо. Но требовалось найти объяснение, для чего нужна та или иная информация. Например: «Зачем заниматься спортом: чтобы стать чемпионом или научиться защищаться?», «Почему набирают детей с 6 лет: потому что они гибкие или потому что учатся в первом классе?», «Адрес указан, чтобы можно было написать письмо или чтобы прийти на тренировку?», «Зачем сказано, что тренер — мастер спорта: для рекламы или хвастовства, а может, чтобы знать своих выдающихся земляков, ведь фамилия и фотография подлинные?». Причем вариантов ответа было больше, чем в данных примерах, и найти наиболее подходящий аргумент с ходу не получится, надо остановиться и подумать (но зато возникнет понимание, что в правильно составленном объявлении нет ничего лишнего).
А затем была дана памятка «Школьный рюкзак: основные параметры», в которой надо было соединить числа и слова. При этом текст был весьма информационно насыщенный, и чтобы найти ответы, требовалось его прочитать неоднократно (а заодно запомнить, каким должен быть правильный рюкзак, и потом можно сравнить, насколько собственный портфель соответствует гигиеническим требованиям).
И снова реальная ситуация. Учащимся надо было представить себя на базаре, где продаются самые любимые новогодние фрукты — мандарины — и определить, какая информация относится к фактам (ответы: «7 рублей», «Климентин», «1 кг» и др.), а какая является субъективным мнением продавца (ответы: «Супер!», «Сказочно сладкий!» «Очень вкусный!» и др). (Кстати, слова о том, что мандарины являются самыми любимыми новогодними фруктами, тоже являются личной точкой зрения.)
Очередное задание предполагало воображаемое путешествие в Беловежскую пущу. Используя карту, нужно было выбрать только строки с правильной информацией. Причем надо было учитывать не только названия, но и условные обозначения (различных географических объектов, строений, мест обитания животных, зональности), да и сами описания маршрутов порой были запутанными. Например: «Возле Камеюков есть гостиница и охотничий домик, а возле Вискулей только гостевой домик» (здесь допущена ошибка), «Населенный пункт Ясень находится на границе трех зон, также как и Белый лесок» (а это истинное высказывание).
Возвращаемся в школу, но не на уроки, а представляем, что перед началом учебного года привезли новые книги и наши юные волонтеры помогают носить их в библиотеку. Попутно дети рассматривают ярлычки, ведь по этим пособиям им предстоит учиться. А в олимпиадном задании надо по аналогии с этикеткой на пачке первой части учебников предположить, какая информация сохранится, а какая изменится, когда поступит вторая часть; но, кроме этого, надо оценить вероятность: какая информация точно изменится, а какая — нет.
Хотите проверить свою интуицию?
Сравним с правильными ответами: не изменятся условное обозначение зонтика и правила транспортировки, а также название самого учебного пособия. Обязательно изменится штрихкод, потому что он является уникальным для каждого товара; а вот вся остальная информация (авторы учебника, количество экземпляров в пачке, наименование полиграфического комбината, номера заказа и упаковщика) может остаться прежней, а может поменяться, однозначно утверждать этого нельзя.
Для того, чтобы посмотреть, насколько учащиеся способны отличать знания, которыми они уже владеют, от тех, которые представлены в источнике информации, была предложена инфографика «Объясни это взрослым и детям». В задании надо было обозначить, какие выводы нельзя сделать относительно расстояния, с которого в свете фар автомобиля видна одежда разного цвета и светоотражающий элемент, а также тормозной путь автомобиля при разной погоде. Не правда ли, актуальные сведения для пешеходов, особенно в гололед?
А вот следующее задание можно озаглавить «Мы — пассажиры». Учащимся предлагалось представить, что они совершили поездку в городском транспорте, а теперь рассматривают талоны с печатью электронного компостера. В результате сопоставления нужно упорядочить последовательность представленной информации.
(При подведении итогов прозвучало несколько критических замечаний относительно данного задания, т. к. в местном транспорте либо только механические компостеры, либо вовсе общественный транспорт отсутствует. Пришлось разъяснить, что даже в тех городах, где есть электронные компостеры, учащиеся, во-первых, ездят бесплатно по справке, а во-вторых, вряд ли они так скрупулезно рассматривают печать, как это требовалось в задании. Но на всякий случай сообщаем минчанам и гостям столицы, что первые четыре цифры — это дата совершения поездки, следующие четыре — это время поездки, потом пишется первая буква — вид транспортного средства, после чего две или три цифры указывают на номер маршрута, а последние четыре — это учетный номер автобуса, троллейбуса или трамвая).
Участники из гимназии Кобрина
На досуге можете сами проверить, а нашим олимпиадникам пришлось выполнить это, не побоюсь сказать, исследование, в течение нескольких минут, причем безо всякого опыта и подсказок. Но ведь именно в этом и заключается функциональная грамотность: умение сориентироваться в незнакомой ситуации.
Таким же «некорректным» можно назвать следующее задание, в котором надо было ответить про денежные купюры, которые уже давно не используются (как воскликнула одна девочка при выполнении задания: «О, так это же год рождения моей мамы!»).
Итак, учащимся были предложены две стороны изображения «белочек» — купюр в 50 копеек — и набор признаков, которые позволят понять, является ли эта купюра настоящая. Однако подлинными могут быть только сами денежные знаки, а не их изображение, каким бы отличным оно не было. То есть все предложенные ответы были неправильными (получается, что снова сделали «прививку», теперь против бездумного механического заполнения клеточек в тестах).
Функциональная грамотность включает умение использовать имеющиеся знания в новой ситуации, и поэтому в следующем задании надо было проанализировать расписание учебных занятий, только не обычной школы, а детской школы искусств. Именно там после уроков занимаются условные брат и сестра, об увлечениях которых были заданы различные вопросы.
В итоговом задании предлагалось внимательно изучить обратную сторону билета на спектакль «Снежная королева», а затем зачеркнуть вредные советы о поведении в зрительном зале.
Причем первые два утверждения были связаны с регламентом, и это неслучайно. К сожалению, проблема дедлайнов, опозданий, канители и т. п. является достаточно злободневной. Начиная с распространенного правила «Звонок с урока — только для учителя!» и заканчивая предоставлением возможности доделать работу по окончании занятий, мы непроизвольно приучаем учащихся к беспечности. Но ведь поезд (автобус, самолет) не будут ждать, гипермаркет (почтовое отделение, банк, музей) открываются и закрываются строго по часам, а уговорить или разжалобить автоматические двери просто невозможно!
Социальная грамотность как один из компонентов функциональной включает формирование таких качеств, как пунктуальность, дисциплинированность, точность, обязательность, надежность…
Может показаться странным, почему обзор заданий заканчивается именно такими рассуждениями, но, увы, именно так и закончилась олимпиада для отдельных учащихся. Несмотря на наличие таймера на экране, они не придали ему значения, а потом не успели отправить задания… Конечно, этим ребятам было до слез обидно сойти с финишной прямой, но, может быть, выводы из этой ситуации окажутся для них не менее значимыми, чем те умения, которые закладывались в содержание заданий.
«Не обрывается сказка концом…»
Уверена, что все уже догадались, почему в заголовке был дан именно такой ответ. «После уроков» — это название новой, исключительно отечественной, олимпиады по функциональной грамотности для младших школьников. А вот впечатления участников, записанные педагогами сразу после выполнения заданий:
- У нас приняло участие двое учащихся по списку. Во-первых, данные учащиеся были счастливы, что они прошли в следующий этап. Во-вторых, в день проведения пришли нарядные, а все эмоции были написаны у них на лицах. Работали максимально собранно, понимали, что победит только самый интеллектуальный и внимательный. Ведь это своеобразный суперурок на всю жизнь, понимание детьми сути того, что для того, чтобы побеждать, нужно много трудиться и полагаться только на себя.
Л.И. Солдаткина, г. Петриков, Гомельская область.
- Спасибо огромное за задания! Очень интересные. Педагогам хотелось самим сесть и выполнить такую олимпиаду.
Ю.Н. Трубицына, г. Гродно.
- Когда речь идет об олимпиаде, и мы, и ребята предполагаем, что в основном нужно будет выполнять какие-то сложные вычисления. Здесь ситуация другая: все вычисления элементарны. Но! Каждое слово в задании неслучайно, только умей рассуждать логически и находи ключ. Или будь функционально грамотным!
О.В. Банкузова, г. Могилев.
- Учащиеся и педагоги были в восторге — это еще одна прекрасная возможность проверить чему мы научились за время реализации проекта!
А.В. Шакаль, г. Полоцк, Витебская область.
- Очень порадовали отзывы наших учащихся: «Я участвую уже в четвертой олимпиаде. Эта олимпиада супер!» (Ника К.), «Наконец-то нет скучных заданий. Что-то новое, интересное. Надеюсь, всем участникам понравились задания олимпиады так же, как и мне. И очень круто, что мы работали за компьютерами!» — не сдерживал эмоции Елисей С.
А.В. Ярошук, г. Кобрин, Брестская область.
- От нашей школы участие в олимпиаде приняли все (т. е. это одна ученица, которая и должна была участвовать). Девочка очень серьезно и ответственно отнеслась к выполнению заданий, вовремя отправила результаты. «Задания необычные, раньше никогда не делала такого, но это что-то новенькое, было интересно их выполнять», — сказала наша Доминика после олимпиады. Одноклассники поддерживали ученицу, сложилось такое впечатление, что класс больше переживал, чем сама Доминика. Вот такая сплоченность коллектива!
Е.С. Босько, аг. Василишки, Гродненская область.
- Нашим ребятам такая форма очень понравилась. Процесс увлек с первых секунд! Выполняя задания олимпиады, учащиеся отметили, что было сложно, но и в то же время интересно. После завершения олимпиады уходили из кабинета, бурно обсуждая свои ответы. Ограничение по времени выполнения заданий олимпиады для всех детей было мощным стимулом.
Е.А. Бартош, г. Узда, Минская область.
- Очень удобная форма проведения, интересные задания, с которыми не каждый взрослый человек справится на раз-два. Очень азартно было. От простого к сложному. Комментировали: «Прикольно. Круто». Дети очень непосредственные в этом возрасте. Даже были слезы в конце: не все пока умеют признавать свой более низкий балл по сравнению с баллом одноклассников.
Н.Н. Томашевская, г. Брест.
- Мы удивлены объемом и сложностью заданий. Они были интересными, необычными. Задания были основаны не только на полученных знаниях, но и умении применять их в незнакомой ситуации. Не все дети хорошо владели компьютером и поэтому растерялись. Некоторым не хватило времени, и они не закончили выполнение заданий. Но дети не унывают, а рады первому опыту.
А.В. Ладеева, г. Могилев.
- Эмоции зашкаливают не только у детей, но и у нас. Задания супер! А задание с билетами на транспорт вызвало у детей бурю эмоций (от удивления до шока)! Завтра будем с ним разбираться, потому что у детей про него очень много вопросов. Да и у нас не на все их вопросы есть ответы. Наверное, потому что мы на них никогда не обращали внимания. Спасибо за такой мозговой штурм!
Н.Л. Гончарова, г. Буда-Кошелево, Гомельская область.
- Спасибо огромное! Самый распространенный ответ детей — «сложно, но интересно». Уходили с горящими глазами. Одна учительница сказала: «После олимпиады дети светятся как лампочки».
И.Б. Латош, г. Минск.
Но кроме сильных эмоций и впечатлений все участники олимпиады получили сертификаты, причем не простые, а с подарками в виде QR-кодов, представляющих собой ссылки на увлекательные информационные ресурсы для детей.
Ученики могилевской средней школы № 21
А наградой для победителей стали именные суперобложки на дневники, которые будут напоминать о победе и стимулировать к следующим достижениям.
Ведь впереди еще ждут областной и республиканский этапы, и мы все очень надеемся, что они пройдут на таком же достойном уровне!
В заключение хотелось бы обратить внимание на два главных момента.
Прежде всего, необходимо еще раз подчеркнуть принципиальное отличие олимпиады «После уроков» от традиционных олимпиад, к которым надо усиленно готовиться, порой даже опережая учебную программу. А в нашей все задания содержали ответы уже внутри себя, оставалось только вдумчиво их отыскать. И поэтому уравниваются шансы детей с разным уровнем учебных достижений, такая олимпиада дает возможность проявиться каждому, ведь и в действительности после уроков успешность определяется не столько успеваемостью, сколько личностными качествами.
И отсюда закономерно следует второй вывод. Очень часто мы стараемся повысить учебную мотивацию приведением многочисленных примеров, как школьные знания и умения пригодятся когда-нибудь потом. Однако эти аргументы не всегда срабатывают, ведь дети не любят ждать. Олимпиада по функциональной грамотности позволяет быть успешными уже сегодня и сейчас, не в отдаленном будущем, а в настоящем.
Впрочем, об этом писал еще С.Я. Маршак: «Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет».
Светлана Гин,
научный консультант инновационного проекта,
автор-составитель олимпиады «После уроков»