Педагог из Барановичей — о проекте «Государственные праздники Республики Беларусь в рамках математики»

- 12:22Образование

Одним из главных аспектов в реализации воспитательного потенциала учебного предмета является развивающее обучение, позволяющее учащимся усваивать большие объемы информации, самостоятельно добывать знания, осознавать познаваемое, выступать автором собственного проекта.

Французский математик Блез Паскаль однажды сказал: “Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”. Поэтому каждый учитель “строгой науки” стремится показать детям широкий спектр применения знаний и умений, полученных при ее изучении. Тем более что учебная программа по этому предмету предполагает достижение учащимися высоких личностных образовательных результатов: развитие логического и критического мышления, культуры устной и письменной речи, способности к умственному эксперименту и интереса к творческой деятельности.

Перед педагогом встает задача: сформировать гармонически развитую личность путем использования содержания учебного материала, выбора технологии обучения, формы организации деятельности учащихся, способов взаимодействия участников образовательных отношений, а также отдать предпочтение таким заданиям, которые воспитают у школьников патриотизм и национальное самосознание, чувство гордости за свою страну, информационную и экологическую культуру, культуру безопасности жизнедеятельности и ценностного отношения к собственному здоровью.

Для реализации воспитательного потенциала царицы наук создан проект “Государственные праздники Республики Беларусь в рамках математики”. Праздники, отмечаемые гражданами нашей страны, могут относиться к истории, науке, культуре, экологии, здоровому образу жизни… Цель проекта — убедить учащихся, что практическое применение математики универсально.

Реализация проекта разделена на этапы.

  1. Учащимся предлагается составить список праздников, которые отмечаются в республике. Тем самым дети вовлекаются в информационно-поисковую деятельность. Приведем пример такого списка:

Сентябрь

Октябрь

1 сентября — День знаний

3 сентября — День белорусской письменности

15 сентября — День библиотек

17 сентября — День народного единства

24 сентября — День машиностроителя (последнее воскресенье сентября)

1 октября — День пожилых людей

День учителя (первое воскресенье октября)

8 октября — День работников культуры

14 октября — День матери

21 октября — День отца

Перечень пополняется в течение учебного года.

  1. Заинтересованные учащиеся собирают информацию о каждом празднике и оформляют полученный материал в текстовом редакторе Microsoft Word. Учителя информатики помогают детям разместить информацию на Яндекс-диске и преобразовать ссылки открытого типа в QR-коды.
  2. Учащиеся на уроках математики самостоятельно придумывают задачу или вычислительный пример по изучаемой теме, ответом которых является дата занятий. Например, 01.10 (1 октября) — День пожилых людей, День учителя (первое воскресенье октября). Ответом в заданиях может быть: 1; 10; 110; 1,10 (не применяя правило отбрасывания нулей); √10 и т.д. Или: 21.10 (21 октября) — День отца. Ответы: 21; 2110; 21,10; 21√10; 21/10 и т.д.

Учащиеся должны заметить соответствие даты урока и ответа в задании. На доске размещен QR-код, по которому каждый желающий может перейти и познакомиться с информацией по определенному празднику во внеурочное время.

Если на уроке изучается новый материал, то такое задание предлагает учитель в ходе объяснения новой темы. Вышеизложенные этапы позволяют использовать метод мозгового штурма.

Проект может быть элементом каждого урока любого раздела математики и при этом занимает небольшой временной промежуток. Результатом будет развитие творческого потенциала и логического мышления учащихся, повышение заинтересованности в усвоении новых знаний и умений, а также мотивации к предмету в целом.

Данный проект позволяет использовать на каждом уроке активные методы и формы обучения: проблемные ситуации, мозговой штурм, информационно-поисковую и проектную деятельность. Помимо этого, участие в проекте интересно учащимся разного уровня обученности и с разным уровнем способностей. 

Екатерина БЕЛЯЕВА,
учитель математики гимназии № 3 Барановичей