Вопросы реализации в учреждениях образования компетентностного подхода и формирования у учащихся функциональной грамотности сегодня являются особенно актуальными, поскольку современный выпускник должен обладать способностями самостоятельно учиться и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности и социальных отношений.
В ноябре 2023 года в Республике Беларусь было проведено национальное исследование качества образования (НИКО), которое сфокусировало внимание педагогов на важности работы по воспитанию конкурентоспособного на рынке труда и успешного в жизни выпускника.
В нашей школе стало традицией проводить тематические педагогические советы в нестандартной форме, чтобы у педагогов была возможность включиться в интерактивную творческую деятельность. Как правило, педсовету предшествует фестиваль педагогического мастерства по соответствующей теме, в рамках которого проводятся мастер-классы, воркшопы, уроки для взрослых.
Предлагаем вашему вниманию педсовет «Функциональная грамотность: как учить для жизни?», организованный в форме методического коворкинга.
Цель педсовета: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность»;
- организовать совместное обсуждение приемов и методов формирования у школьников различных видов функциональной грамотности;
- изучить особенности разработки практико-ориентированных заданий;
- определить направления совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Подготовительная работа. Члены творческой группы педагогов изучают литературу по теме педсовета, создают виртуальную доску Padlet «Теоретический материал для подготовки к педагогическому совету», где размещают актуальную информацию (статьи, видеоролики, методические рекомендации). За неделю до педсовета учителя получают доступ (QR-код) к материалам для ознакомления.
Разрабатывается онлайн-опросник (в Google-формах) с целью выявления профессиональных затруднений педагогов по данной теме и оптимизации методической работы (QR-код).
Анализируются результаты работ учащихся 10 класса нашей школы в рамках НИКО, что позволяет оценить уровень сформированности у ребят каждого вида функциональной грамотности и определить направления совершенствования деятельности педагогов.
Учителя проводят серию мастер-классов в рамках фестиваля педагогического мастерства «Функциональная грамотность – учимся для жизни». Завершается методическая неделя педагогическим советом, который проходит в интерактивной форме.
Ход педсовета
I. Организационно-мотивационный этап
Организуется обсуждение эпиграфа: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» (Э. Тоффлер). Ведущий называет тему педагогического совета и интересуется, почему именно функциональная грамотность стала объектом внимания и как эпиграф связан с дальнейшей работой. Участники смотрят эпизод из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (реж. Б. Степанцев) и отвечают на вопросы: «О какой грамотности идет речь в мультфильме? Каким задачам Василисы Премудрые хотели обучить Вовку?»
Ведущий. Впервые термин «функциональная грамотность» был предложен в 1965 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Тогда функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Сегодня это важнейший индикатор общественного благополучия.
Ведущий анализирует результаты анкетирования педагогов школы и обосновывает необходимость проведения панельной дискуссии.
II. Основной этап
- Панельная дискуссия «Функциональная грамотность – дань моде или жизненная необходимость?»
Для участия в дискуссии приглашаются эксперты (заместитель директора по учебной работе, учитель-методист, молодой специалист, учитель высшей категории, председатели УМО, педагог-психолог). Остальные педагоги выступают в роли наблюдателей.
Модератор. Вы, наверное, со мной согласитесь, что современное общество стремительно меняется. Развиваются науки, технологии, социокультурная сфера. Меняются и требования к тому, каким должно быть образование. Сто лет назад человечество говорило о необходимости ликвидировать безграмотность, а сегодня выдвигаются требования развивать функциональную грамотность. Давайте попробуем разобраться, что же такое функциональная грамотность.
Анкетирование показало, что 30,4% педагогов нашей школы считают, что функциональная грамотность – это знания и умения, необходимые учащимся для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах; 3,5% считают, что это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем; 66,1% согласны с тем, что это способность использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Какое же мнение из этих правильное? (Высказывания экспертов.)
Функциональная грамотность – дань моде или жизненная необходимость? Нужно ли развивать ее у учеников? (Выступают все эксперты, выслушиваются аргументы и вопросы наблюдателей.)
Модератор. Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Поэтому мы, учителя, должны сделать все возможное, чтобы ребята за годы учебы получили не только предметные базовые знания и умения, но и приобрели компетенции, наличие которых дает человеку возможность гармонично чувствовать себя в современном мире.
Вернемся к анкетированию. При ответе на вопрос «Формированию какого вида функциональной грамотности способствует преподаваемый вами предмет?» 85,7% учителей отметили читательскую грамотность, 66,1% – математическую, 64,3% – естественно-научную, 48,2% – финансовую, затруднились с ответом 3,6% опрошенных.
А вот на вопрос «Способствует ли содержание и методический аппарат учебного пособия по преподаваемому предмету формированию функциональной грамотности?» только 55,4% учителей ответили, что учебник содержит много заданий практико-ориентированного и проблемного характера. Как же развивать у учащихся функциональную грамотность, если содержание и методический аппарат учебника не позволяют эффективно вести эту работу?
Эксперты высказываются, наблюдатели включаются в дискуссию. Модератор подводит итоги.
Модератор. Мы должны детей «учить для жизни», поэтому формирование у учащихся функциональной грамотности – задача каждого современного педагога. Решение данной задачи требует от учителя креативности и творческого мышления, использования эффективных форм и методов обучения.
- Анализ результатов диагностической работы в рамках НИКО
Ведущий отмечает, что учащиеся 10 классов школы приняли участие в НИКО – 2023. Контрольно-диагностические задания были нацелены на определение уровня развития у ребят читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности. Проводится анализ результатов выполнения ребятами диагностической работы.
- Изучение особенностей разработки практико-ориентированных заданий
Участники делятся на шесть групп.
Ведущий. Все мы понимаем, что образовательный результат каждого ребенка зависит в первую очередь от усилий учителя. Чтобы достичь высокого уровня образовательных результатов, педагог должен систематически и целенаправленно включать в урок задания междисциплинарного и практико-ориентированного содержания.
Приведем примеры формулировок вопросов и заданий на оценку развития читательской грамотности:
- Найдите в тексте (заглавии, на рисунке, в схеме) информацию о… .
- Как вы понимаете выражение «…»?
- Почему автор…? Приведите две причины этого.
Формулировки вопросов и заданий на оценку развития математической грамотности могут быть следующими:
- Какова вероятность того, что…?
- Используя график, составьте формулу для… .
- Какой из объектов, размещенных в…, имеет наибольшую площадь?
Участникам в группах предлагается определить, какая из предложенных задач по математике практико-ориентированная.
- Петя купил 3 клубничных йогурта по 2 руб. и столько же черничных по 2 руб. 50 к. Сколько денег заплатил Петя за всю покупку?
- У Пети 20 руб. Он купил 3 клубничных йогурта, 4 персиковых и 1 йогурт «Малина-банан». Оплатив покупку, он вспомнил, что забыл купить молоко. Хватит ли Пете денег, чтобы купить молоко? Если хватит, то сколько пакетов молока он может купить?
Цена продуктов |
|||
Йогурт клубничный |
Йогурт |
Йогурт «Малина-банан» |
Молоко |
2 руб. |
1 руб. 50 к. |
3 руб. 20 к. |
1 руб. 60 к. |
Ведущий отмечает, что не существует определенной методики, направленной на формирование у учеников функциональной грамотности, однако комплексное использование различных приемов, методов, средств и форм организации обучения позволяет достичь высоких результатов, и подчеркивает, что со многими приемами учителя имели возможность познакомиться в ходе посещения мастер-классов. Участники приводят примеры заданий и вопросов на оценку развития финансовой и естественно-научной грамотности.
- Практическая работа
Участники делятся на 6 групп. Каждая группа получает листы формата А3, фломастеры, распечатки с теоретическим материалом, алгоритм составления практико-ориентированных заданий, учебные пособия по разным предметам.
Задания для групп
Группа 1. Модуль «Учитель, формирующий функционально грамотную личность»
- Составьте список качеств, которыми должен обладать учитель, чтобы сформировать функционально грамотную личность.
- Спланируйте и предложите мероприятия для педагогов, направленные на повышение профессионального мастерства и коррекцию работы по формированию у учащихся функциональной грамотности.
Группа 2. Модуль «Современный выпускник»
- Составьте список качеств, которыми должен обладать современный выпускник школы.
- Спланируйте и предложите мероприятия (в рамках учебной и внеурочной деятельности) для учащихся, которые будут способствовать формированию функциональной грамотности.
Группы 3–6. Модули «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно-научная грамотность», «Финансовая грамотность»
Каждая группа готовит сообщение по плану.
- Дайте определение виду функциональной грамотности.
- Перечислите компетенции, которые нужно сформировать у учеников для развития данного вида функциональной грамотности.
- Определите требования к заданиям, направленным на развитие данного вида функциональной грамотности.
- Предложите технологии, методы, приемы, применение которых на уроках будет способствовать формированию у учащихся конкретного вида функциональной грамотности.
- Используя учебные пособия, составьте задание, выполнение которого поможет формированию конкретного вида функциональной грамотности.
Группы презентуют свои работы.
III. Этап подведения итогов педсовета
Прием «Ассоциации». Опрос проводится с помощью сервиса Mentimeter: педагогам предлагается пройти по ссылке www.mentimeter.com и написать одно слово, которое ассоциируется у них с понятием «функциональная грамотность». (Mentimeter – бесплатный и простой онлайн-сервис для создания опросов и голосования в режиме реального времени, который позволяет создавать облако слов из ответов аудитории.)
IV. Проект решения педсовета
- Заместителям директора по учебной работе обеспечить функционирование постоянно действующего семинара «Будь функционально грамотным», включить в план самоконтроля изучение вопроса применения учителями практико-ориентированных заданий на учебных и факультативных занятиях, подготовить методические рекомендации «Как самостоятельно разработать задание для обучающихся на развитие функциональной грамотности», обеспечить проведение диагностики уровня сформированности у учащихся функциональной грамотности.
- Председателям УМО включить в план работы рассмотрение вопросов формирования у учащихся функциональной грамотности, организовать работу по созданию банка практико-ориентированных заданий, при проведении предметных недель предусмотреть использование заданий, направленных на формирование у учащихся функциональной грамотности.
- Учителям систематически использовать на учебных занятиях практико-ориентированные задания, а также приемы и методы обучения, способствующие формированию у учеников читательской, математической, финансовой и естественно-научной грамотности.
Литература
- Русецкий, В. Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема / В. Ф. Русецкий, О. В. Зеленко // Веснік адукацыі. – 2020. – № 9. – С. 15–20.
- Костюкович, Н. В. Теоретико-методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе проектной деятельности при изучении учебных предметов математического и естественно-научного образования / Н. В. Костюкович, Т. Н. Канашевич, В. И. Синькевич // Веснік адукацыі. – 2022. – № 6. – С. 13–23.
- Горбунова, М. Б. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: подготовка к национальному исследованию качества образования / М. Б. Горбунова, В. И. Короткевич // Веснік адукацыі. – 2023. – № 9. – С. 5–11.
- Жук, О. Л. Функциональная грамотность младших школьников: сущность и условия формирования в образовательном процессе / О. Л. Жук, Н. В. Буйко // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 9. – С. 6–18.
- Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/0a1/0a1679224441595689d83fa56f717bd1.pdf. – Дата доступа: 21.12.2023.