Предлагаю вниманию коллег мастер-класс, цель которого — организация активного педагогического взаимодействия для презентации геймификации на уроках химии и во внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся.
Задачи мастер-класса:
1) создать условия для формирования мотивации и готовности участников мастер-класса к ознакомлению с использованием геймификации на уроках и во внеурочной деятельности при изучении химии;
2) стимулировать включение игровых элементов в учебный монотонный труд детей для развития их творческих способностей;
3) разработать схему создания разных видов игровой деятельности и включения их в процесс обучения химии;
4) обеспечить условия для рефлексии собственного профессионального мастерства участников мастер-класса.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор или телевизор, презентация, листы бумаги формата А3, фломастеры, клей бумажный, ножницы, магниты, конверты с заданиями, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Ход проведения мастер-класса
Этапы |
Содержание этапа |
Деятельность учителя-мастера |
Деятельность участников |
1. Ориентировочно-мотивационный. Задача: обеспечение мотивации участников мастер-класса |
Создание благоприятного психологического климата и мотивации на совместную работу |
Приветствует участников мастер-класса. Раздает из конверта звездочки, в соответствии с цветом которых участники распределяются на 3 группы. Организует знакомство участников, используя прием “Аллитерация имени”. Организует работу по определению правил групповой работы |
Участники занимают места в соответствии с картинкой. Представляются и знакомятся в группах, передавая ладошку-эстафету следующему участнику. Предлагают правила работы в группах |
2. Актуализация субъектного опыта участников. Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности |
Создание условий для диагностики первичного профессионального опыта путем определения понятия “геймификация” |
Записывает на доске слово ГЕЙМИФИКАЦИЯ. Знакомит участников с теоретическими основами понятия |
Участники пишут свои ассоциации к данному слову и закрепляют на доске |
3. Целеполагание. Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий |
Определение темы и цели занятия. Вовлечение участников в целеполагание |
Предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает к постановке цели и задач |
Выстраивают алгоритм совместной деятельности. Определяют цель мастер-класса. Записывают ожидания, |
4. Информационно-деятельностный. Задачи: знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности; применение на практике полученных знаний: конструирование настольной игры “Химино” по теме, выбранной участниками мастер-класса (“Основные классы неорганических веществ”, “Типы кристаллических решеток”, “Электролиты”) |
Обеспечение условий для формирования знаний об игровых элементах геймификации “Основные группы игр”, классификации игр |
С помощью наводящих вопросов формирует представление о видах уроков с использованием игровых технологий, а также об основных группах игр. Предлагает участникам написать игры представленной классификации. Демонстрирует позицию учителя: из носителя готовых знаний превращается в организатора и координатора познавательной деятельности (представляет теорию). Предлагает игровые элементы геймификации настольной игры “Химино” (приложение 1), а также организует проработку схемы-матрицы для создания настольной игры (приложение 2) |
Знакомятся с основными группами игр. Например: Участники каждой группы высказывают свои суждения |
Обеспечение условий для формирования первичного опыта разработки фрагмента или всей игры |
Показывает собственноручно разработанные игры. Выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу участников мастер-класса и управляет ею |
Разрабатывают понравившуюся им игру. Презентуют свою работу. Делают выводы |
|
Презентация работ |
Организует обсуждение презентаций |
||
5. Рефлексивный. Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности |
Презентация материалов для практического использования |
Раздает участникам мастер-класса электронные разработки своих игр и игр, разработанных участниками мастер-класса |
Отвечают на вопрос “Достигли ли вы цели?”. Оценивают полученный опыт |
Приложение 1
Игровые элементы геймификации на примере использования
игры по типу “Домино”, получившей название “Химино”
Игровые элементы |
Действие учителя |
Тема “Основные классы неорганических соединений” |
Вызов для учащихся |
Предлагает определить цели |
Перед учащимися ставится цель: составить как можно длиннее цепочку из имеющихся фишек, в которых указаны формулы веществ и класс искомого соединения
|
Правила игры |
Предлагает придумать испытания и правила игры |
Для прохождения данного уровня учащиеся используют выданные им фишки и выполняют предложенные задания. Конец первой фишки дает указание на нахождение формулы данного вещества. Каждое последующее задание требует выполнения предыдущего
|
Сотрудничество |
Просит продумать задания для группы или пары учащихся |
Соотнеси начало и конец химической реакции (работа в группах). Начало реакции находится у одного учащегося, конец — у второго. Второй учащийся выбирает правильный ответ и прикладывает к концу фишки. Третий учащийся записывает уравнение реакции в тетради и указывает ее тип. Четвертый — расставляет коэффициенты (при необходимости). Фишка первого учащегося: Фишка второго учащегося: Правильный ответ: Реакция обмена |
Обратная связь |
Контроль за выполнением заданий |
После допущения ошибки появляется возможность выполнить еще раз похожее задание на каждом уровне |
Накопление ресурсов |
Накопление ресурсов уровневой системы сложности |
За каждый правильный ответ учащиеся получают звезду. За ошибки им придется заплатить этими звездами. Тот, кто наберет больше звезд к концу игры, сможет попрактиковаться на компьютере или выполнить интересный демонстрационный эксперимент |
Вознаграждение |
Просит использовать полученный результат |
По сумме звезд определяется команда-победитель, а также лучший химик |
Приложение 2
Схема-матрица для создания игры “Химино”
NaCl |
Кислота |
|
Кислота |
|
Кислота |
Вa(ОН)2 |
Оксид |
|
Оксид |
|
Оксид |
H3PO4 |
Соль |
|
Соль |
|
Соль |
СО2 |
Основание |
|
Основание |
|
Основание |
Любовь БАНАСЕВИЧ,
учитель химии квалификационной категории “учитель-методист”
Здитовской средней школы Березовского района Брестской области