Как подготовить эффективное учебное занятие: педсовет «Современный урок – основа качественного образования»

- 11:02Журнал "Народная асвета", Образование

Современный урок, урок XXI века. Каков он в действительности? Этот вопрос задают себе сегодня учителя, многие родители, сами школьники. Что же влияет на современность урока? Мастерство педагога? Совокупность методов и приемов? Наличие технических средств обучения? Обращение к педагогической литературе не дает однозначного ответа на эти вопросы. Многие авторы (А. В. Хуторской, О. Е. Лебедев, В. В. Гузеев, А. И. Савенков, И. А. Зимняя и другие) сходятся в одном: современная школа, современный урок должны готовить ребенка к активному участию в развитии общества.

С.П. ЦАРЕВА, заместитель директора по учебной работе Полоцкой государственной гимназии № 1 им. Ф. Скорины

Одной из основных задач школы является повышение эффективности урока, так как от этого зависит повышение качества образования. Очень важно определить основные критерии оценки качества и проблемы, препятствующие его повышению.

Эффективный урок имеет своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя, его грамотностью, мастерством, личностными особенностями учеников. Урок – это отражение всей деятельности педагога.

Слово «эффективность» означает результат какого-либо действия. Реальная эффективность урока – это степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, если школьники не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. Подготовить качественный урок – дело непростое даже для опытного учителя.

Как показывает практика, в учительской среде устойчиво мнение, что именно учитель – транслятор информации, а ученик – ее потребитель и что только учитель ответственен за весь учебный процесс. Но на современном уроке роль учителя кардинально меняется. Он должен фокусировать свою деятельность на организационной функции, чтобы каждый ученик, с одной стороны, мог освоить необходимые компетенции (жизненно важные поведенческие навыки), с другой стороны – развить до максимума свой интеллектуальный потенциал. Для того чтобы подготовить такой урок, необходимо кардинальное переосмысление и изменение собственного профессионального ресурса. Как это осуществить? Ответ на этот вопрос коллектив искал в ходе подготовки к педагогическому совету, которая включала несколько этапов.

Е.М. ЯСЮКЕВИЧ, заместитель директора по учебной работе Полоцкой государственной гимназии № 1 им. Ф. Скорины

Этап 1. Неделя самонаблюдения. Учителям предлагается карта наблюдения за уроком. Критерии оценки подбираются так, чтобы, проанализировав ответы педагогов, можно было выделить ряд вопросов для презентации в ходе теоретической части педагогического совета (это те, которые коллективом оценены высшим баллом) и вопросы, которые необходимо дополнительно изучить в ходе работы творческих групп и проведения практической части.

Примерное содержание карты наблюдения за уроком

Актуализация опорных знаний.

Постановка учащимися цели их деятельности на уроке.

Вовлечение учащихся в самостоятельное получение новых знаний.

Применение индивидуальных, парных и групповых форм познавательной деятельности.

Организация обратной связи.

Рациональность распределения времени.

Диагностика затруднений учащихся в усвоении новых знаний и способов деятельности.

Степень достижения учениками своей цели.

Организация коррекционной работы.

Использование методов  и приемов, способствующих повышению эффективности урока.

Применение современных образовательных технологий.

Развитие метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся.

Для самоанализа выбираются 2–3 рабочих дня, в начале которых обозначаются уроки для самоанализа (например, для учителей начальных классов – третий урок). По каждому пункту, указанному в карте, учителя выставляют баллы от 1 до 5.

Этап 2. Неделя взаимонаблюдения. При помощи жеребьевки определяются пары для взаимного посещения уроков. Педагоги выполняют анализ учебного занятия коллеги с использованием карты наблюдения.

Этап 3. Неделя теории. После того как результаты самонаблюдения и взаимонаблюдения обработаны, намечаются вопросы для детального изучения; список вывешивается в учительской. Каждый педагог выбирает вопрос в соответствии со своими интересами (таким образом формируются творческие группы) и в течение недели изучает теоретический материал, заполняя специальную папку. В ходе педсовета работа этих творческих групп продолжается в форме мирового кафе.

Тема педсовета. Современный урок – основа качественного образования.

Цель: определение путей повышения эффективности урока.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь эффективности урока и качества образования;
  • обобщить методические материалы, характеризующие основные идеи повышения эффективности урока;
  • рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся;
  • содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов гимназии по использованию в образовательном процессе педагогических технологий, способствующих обеспечению качества урока.

Ход педагогического совета

І. Организационно-мотивационный этап

Ведущий объявляет тему педсовета, цель и задачи, а затем предлагает ознакомиться с методическим планингом, в котором каждый педагог отмечает свои наблюдения и выводы. Задания для планинга составлены таким образом, чтобы слушатели могли зафиксировать ключевые моменты.

Задание. Сформулируйте личностно значимую цель работы на педсовете.

ІІ. Основной этап

  • Теоретическая часть

Задание 1. Каждый ученик за годы своей школьной жизни посещает почти 10 000 уроков. Урок длится 45 минут, и каждая из них имеет огромное значение. Подчеркните 2 ключевых, по вашему мнению, слова в высказывании М. Н. Скаткина.

«Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок  совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат  самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное».

Фото из архива редакции, носит иллюстративный характер

Задание 2. Как для учеников, так и для учителя урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Что в вашем понимании современный урок? Заполните схему. 

Ведущий. Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ученика, что позволяет формировать у него навыки, необходимые для жизни в меняющемся обществе.

Задание 3. Соотнесите понятия и определения.

Понятия: а) метапредметность,  б) современный, в) компетенции, г) учебное занятие, д) результативный, е) эффективный, ж) цель.

Определения: 1. Относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе. 2. Основной элемент образовательного процесса. 3. Общая способность человека, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены в результате обучения. 4. Достижение результатов совместной деятельности учителя и ученика, которые они хотят увидеть в процессе получения новых знаний и умений.  5. Степень достижения поставленных целей за определенный промежуток времени. 6. Завершающий этап в процессе воспитания, предусматривает оценку достижения цели воспитания и освоения воспитанниками содержания воспитания, приобретения ими навыков, привычек и умений нравственного поведения, их влияния на повседневную деятельность, ход и эффективность. 7. Обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целому образному восприятию мира, к универсальной деятельности.

Ведущий. Что под современным уроком понимают наши ребята и их родители, а также педагоги? Узнаем это, посмотрев видеозапись. После просмотра запишите 3 наиболее близких вам ключевых понятия, характеризующих современный урок.

Презентация педагогического опыта (по результатам самонаблюдения и взаимонаблюдения)

  • Структура современного урока.
  • Эффективное учебное занятие: методический инструментарий.
  • Современные информационные технологии для повышения эффективности преподавания.
  • Реальная эффективность урока: критерии оценки.

Задание 4. Перечислите основные элементы современного урока; 3 приема, способствующие повышению эффективности современного урока; технологии, которые вы используете; основные критерии оценки эффективности урока.

  • Практическая часть (мировое кафе)

Ведущий предлагает участникам рассмотреть вопросы, которые были выбраны для дополнительного изучения в течение недели теории, например:

  • критерии эффективности современного урока;
  • отрицательные стороны современного урока;
  • современный урок как платформа для формирования ключевых компетенций учащихся.

В ходе предварительной работы в каждой из творческих групп выбирается хозяин стола. Его основная функция – фиксация всех идей. Время для обсуждения вопроса – 10 минут. По команде ведущего участники меняются столами по часовой стрелке, хозяин стола остается. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности новые идеи записываются маркерами другого цвета. Приняв участие в рассмотрении всех вопросов, команды возвращаются за свои столы и подводят итоги обсуждения (систематизируют все идеи, делают выводы и представляют их наглядно). Хозяин каждого стола афиширует результаты работы группы. Организуется обсуждение.

III. Подведение итогов. Рефлексия

Ведущий. Уинстон Черчилль говорил, что ни один президент, ни одно правительство не имеет такой власти, как учитель. Во власти учителя – умение создать такую образовательную среду, в которой ученики чувствуют себя комфортно: каждый работает в своем темпе, правильно оценивает свои силы и возможности, свою деятельность в пределах собственных потребностей; регулярно проверяются достижения учащихся, ни один не уходит без оценки. Вместе с тем созданы условия для развития личностного, интеллектуального потенциала школьника. В этом и заключается назначение современного урока – максимально влиять на развитие индивидуальности ребенка, его компетентности.

Задание 1.  Продолжите фразу «Моя главная педагогическая находка…».

Задание 2. Закрасьте круг в соответствии с уровнем достижения поставленной в начале педсовета личностно значимой цели.

Проект решения педсовета

  1. С целью обмена эффективным опытом провести конкурс методических разработок учебных занятий «Современный урок как основа качественного образования».
  2. Подготовить лекцию-презентацию для молодых специалистов «Использование современных информационных технологий при проведении учебного занятия».
  3. Подготовить семинар-практикум «Составление технологической карты учебного занятия».

Ведущий. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, очевидно, что обучение – это непрерывный процесс. Чтобы сделать его продуктивным, творческим, личностно ориентированным, нужно немногое: во-первых, признать право каждого ребенка на индивидуальность, во-вторых, поддерживать стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Литература

1. Сыромятникова, Л. М. Педагогические советы / Л. М. Сыромятникова. – М.: Глобус, 2010. – 496 с.

2. Запрудский, Н. И. Эффективные практики методической работы в школе / Н. И. Запрудский, Г. А. Сухова. – Минск: Сэр-Вит, 2022. – 171 с.