Тамара Сергеевна Толстик из Волковыска: «Мое хобби — школа»

- 9:00Главная, Знак качества, Образование

Уже больше 15 лет Тамара Сергеевна Толстик является важной и значимой частью управленческой команды средней школы № 7 Волковыска. Также на отлично она справляется и с преподавательской деятельностью: в этом году ученица педагога стала победительницей областного этапа Республиканской олимпиады по русскому языку и успешно представила регион на заключительном этапе. Подробнее об этом — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Пример Тамары Сергеевны — классический случай, когда на выбор педагогической стези повлиял образ первого учителя.

— Надежда Андреевна еще работала в родной для меня средней школе № 47 Минска, когда я переступила порог учреждения образования в качестве молодого специалиста, — вспоминает Тамара Сергеевна.

Она убеждена, что большую роль на отношение к профессии и дальнейшее самоопределение в ней оказывают люди, которые ведут человека на старте профессионального пути. И уверена, что ей в этом отношении очень повезло.

— Коллектив небольшой школы в цент­ре Минска, где начался мой путь в профессии, был очень крепкий. Признаться честно, в учительскую в первый год заходила почти бочком. Но работа с профессионалами мотивирует к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, — продолжает Тамара Сергеевна.

Собеседница вспоминает, что под большим впечатлением всегда оставалась пос­ле открытых занятий учителя русского языка и литературы Розы Васильевны Ракицкой. В 80-е годы она представляла свой опыт и делилась наработками с коллегами даже в Ленинграде.

В трудовой книжке героини нынешней публикации всего две записи: столичная школа № 47 и волковысская — № 7. В райцентр Принеманского края Тамара Сергеевна приехала вслед за мужем. Что интересно, путь в профессии она здесь продолжила в новом учреждении образования и для себя лично, и для района в целом.

— В только-только сформированном коллективе снова нужно было утверждаться. Впрочем, педагогика подразумевает постоянную работу над собой, — высказывает мнение, с которым не поспоришь, Тамара Сергеевна.

С олимпиадным прицелом

С 2007 года преподавательскую деятельность она успешно совмещает с управленческой. Тамара Сергеевна — заместитель директора по учебной работе. Педагог искренне убеждена: чтобы что-то советовать коллегам и что-то с них спрашивать, нужно самой соответствовать. Не первый год ученики Тамары Сергеевны успешно представляют район на Республиканской олимпиаде по русскому языку.

— Участие в олимпиадном движении — это постоянное взаимодействие с ребенком и большая работа, которая предшествует фактически каждой встрече с учеником, — подчеркивает собеседница. — Это и поиск подходящей литературы, и постоянный мониторинг, а также составление заданий для тренировки навыков применения знаний. Кроме того, системная подготовка не терпит равнодушия со стороны учителя и ученика, а конкретно в моем случае подразумевает и взаимопомощь коллег.

Успех олимпиадницы из 7-й школы Волковыска Тамара Сергеевна считает общим итогом стараний ученицы Екатерины Градович и учителей высшей квалификационной категории Инны Матылевич и Татьяны Закариной.

С интересом вспоминает педагог еще одну звездочку — победителя олимпиады международного уровня Виталия Бисюкова. Успехи молодого человека тогда привели даже на летний отдых в лагерь неподалеку от Москвы.

— У многих людей есть хобби. Кто-то вяжет, кто-то рисует… Мое хобби — школа и конкретно русский язык. Часами могу изучать словари в поисках ответа на какой-либо вопрос, — отмечает педагог. — Не так давно, например, задумалась, какой вариант из возможных — “управление образования” и “управление по образованию” — является все-таки наиболее верным с точки зрения языка.

Опережая вопрос корреспондента, Тамара Сергеевна уточняет, что наиболее верным является вариант с предлогом. Что же касается ее отношения к делу жизни, здесь для себя давно вывела формулу без предлогов: “Работа — жизнь”.

Ставка на молодежь

— В педагогике случайные люди долго не задерживаются. Нашу профессию нужно действительно любить. Не устаю повторять это молодежи, которая в последние годы пополняет наш коллектив, — продолжает педагог. 

И тут же добавляет, что молодые специа­листы в 7-й школе Волковыска проходят своего рода полезную акклиматизацию. Заимствуют принципы работы и опыт старших коллег они в основном у педагогов, которые вставали на крыло еще в советской школе.

— За становлением и развитием некоторых очень приятно наблюдать. Есть очень перспективная молодежь, — делится важным наблюдением Тамара Сергеевна.

Нельзя не упомянуть здесь, что среди финалистов областного этапа республиканского конкурса “Учитель года” в прошлом году было сразу двое представителей волковысской средней школы № 7. Лидером в номинации “Иностранный язык” стала молодой учитель Ксения Артюх.

— Помню, когда подошла к Ксении Георгиевне с предложением попробовать поучаствовать, первой реакцией были слова: “А вы мне доверяете?” Меня это очень тронуло, — с какой-то особенной интона­цией в голосе отмечает Тамара Сергеевна.

Она уверена, что для молодежи в коллективе важно создавать ситуации успеха и способствовать им. При таком подходе у перспективных кадров за спиной вырастают крылья. Причем летят к новым высотам они всегда не в одиночку, а вместе со своими учениками.

В лучших традициях

В школе № 7 Волковыска есть свои традиции формирования крепких педагогических кадров. В учреждении образования сегодня три учителя-методиста. Активно делится опытом с коллегами региона в том числе лауреат республиканского этапа конкурса “Учитель года — 2014” Елена Алек­сандровна Дубанос.

— Помню, как в 2014 году впервые вместе с ней готовили мастер-класс для участия в конкурсе. В то время и слова-то этого не было в повседневном обиходе, — говорит Тамара Сергеевна. — Взяли тогда в руки книгу Запрудского, методички по русской литературе… И с такими помощниками подготовили, на мой взгляд, замечательный мастер-класс по предмету “Трудовое обучение”. На сегодняшний день Елена Александ­ровна дала не один мастер-класс по всей стране. Не обходятся без ее участия и курсы повышения квалификации для учителей по труду в областном институте развития образования.

Продолжая разговор о традициях формирования крепкой педагогики, нельзя не отметить, что с подачи Тамары Сергеевны в школе № 7 на протяжении многих лет в апреле проходит декада интересных методических мероприятий.

— Это своего рода праздник, который из года в год объединяет единомышленников. Когда вижу результаты не просто работы педагогов, а какого-то особого небезразличия к профессии, нередко ловлю себя на мысли: как же повезло нашим детям с учителями, — с улыбкой продолжает собеседница.

А на просьбу дать совет молодым педагогам, которые только-только пришли в профессию, без секундного колебания откликается:

— Важно понимать, что школа не вокзал, куда зашел и вышел. И не танец, где можно под одну мелодию станцевать и переключиться на другую. Это про осознанный выбор на всю жизнь, где не всегда бывает все и сразу. Если что-то не получается сегодня, то при желании и соответствующих усилиях обязательно получится завтра.

Екатерина МОТЕВИЧ
Фото автора