Принцип преемственности на уроках русского языка: опыт педагога Боровлянской гимназии Ираиды Емельяновой

- 13:18Образование, Портфолио

Учителю при подготовке учеников к ЦЭ и олимпиаде важно реализовывать принцип преемственности в системе “урок — факультативное занятие — индивидуальное занятие”. Это позволяет дифференцировать учебный материал и равномерно распределять учебные часы, исключая перегрузку и эмоциональное выгорание учащихся.

Принцип преемственности помогает решить в рамках урока ряд задач: обеспечить достаточно высокий уровень подготовки высокомотивированных учащихся, создать привлекательную среду для обучения, подготовить детей к выполнению заданий различных видов, научить пользоваться справочной литературой и словарями, сформировать навыки решения нестандартных лингвистических задач. Кроме того, принцип преемственности позволяет решить еще одну важнейшую задачу — одновременно с подготовкой к олимпиаде осуществлять подготовку к ЦЭ.

Для учеников 5—9 классов на уроках предлагается развернутый вариант правил в сравнении с учебником, готовится раздаточный материал с нестандартными лингвистическими заданиями. Традиционное изучение правил и последующий контроль знаний сменяется теоретическими формулировками и задачами, формирующими конструктивное и алгоритмическое мышление. Например, по разным разделам языкознания предлагается выбрать правильные утверждения: твердый знак пишется после приставок перед всеми гласными; мягкий знак служит только для смягчения согласных; существует только один способ определить спряжение глагола; все постфиксы в русском языке только словообразовательные; формообразовательный суффикс не может быть нулевым; антонимы не могут быть однокоренными; окончание всегда последнее в слове; одинаковые морфемы (две приставки или два суффикса сразу) могут принимать участие в образовании одного слова; при прибавлении приставки или постфикса часть речи никогда не меняется; глагол в форме повелительного наклонения может иметь лишь одну формообразовательную морфему; минимальное количество слов для словообразовательной цепочки — три.

В 10 классе с целью обобщения и систематизации теоретических знаний по темам, представленным для повторения, учащимся предлагается выполнить панорамный тест.

Уже в 5 классе количество часов на изучение раздела “Лексика” позволяет на уроке ознакомить учащихся с различными типами омонимов (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы). Задания по данной теме широко представлены как в олимпиаде, так и в ЦЭ. Важно дать учащимся представление о паронимах, перифразах. Пятиклассники легко усваивают эти лексические группы, активно используют их в своей речи, что впоследствии облегчает работу над речевой нормой.

В последнее время в олимпиадах и ЦЭ предлагаются задания по теме “Фразеологизмы”, поэтому работа на знание лексического значения фразеологизмов организовывается практически на каждом уроке и направлена на формирование умения подбирать фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. Особый интерес вызывают задания, где нужно распределить фразеологизмы по происхождению: мифологические, библейские, бытовые, исторические. Также ребята учатся правильно соотносить фразеологизмы и их лексическое значение.

В 6 классе при изучении раздела “Состав слова. Словообразование” дается представление о нулевом словообразовательном суффиксе (выход) и нулевом формообразовательном суффиксе (вымок), учащиеся ознакамливаются с формообразовательным постфиксом -те. Незнание этих терминов значительно затрудняет формирование умения выполнять словообразовательный разбор и разбор по составу. При закреплении данного навыка обращается внимание на то, что надо обязательно указывать производящую часть.

В рамках раздела “Имя существительное” школьники учатся подбирать производящее слово для существительных, обозначающих лицо женского пола (бегунья от бегун); для существительных, обозначающих отвлеченное качество, признак, свойство (голубизна от голубой, смелость от смелый); существительных, обозначающих отвлеченное действие, состояние (лечение от лечить, перестройка от перестроить).

Аналогичная работа по каждой части речи помогает устранить затруднения при выполнении заданий по словообразованию, которые широко представлены в олимпиаде и ЦЭ. При изучении темы “Имя числительное” в 6 классе актуализируется информация о том, что сложные числительные являются словами с двумя окончаниями. Изучая местоимения, особое внимание уделяют морфемному разбору неопределенных местоимений, отличию прилагательных от определительных местоимений (весь, всякий, каждый, иной, любой, другой), постфикса -то от частицы то (кто-то, он-то).

В программе 6 класса по теме “Правописание суффиксов существительных” даны правила только для суффиксов -чик-/-щик-, -ек-/-ик-, поэтому добавляется правило и на правописание суффиксов -ец-/-иц-, так как незнание этой темы вызывает много орфографических ошибок. В программе по русскому языку для 6 класса в разделе “Имя существительное” говорится только о разносклоняемых именах существительных (причем слово “дитя” не внесено как разносклоняемое), поэтому учащиеся ознакамливаются с остальными группами существительных, не имеющих склонения: бывшие прилагательные и причастия (Вселенная, запятая), неизменяемые существительные (метро, кино), названия парных предметов (сани).

В 10 классе при обобщении темы “Имя существительное” к материалу учебника добавляются сведения о том, что некоторые аббревиатуры могут иметь склонение, например вуз (2-е склонение). Многие учащиеся испытывают затруднения при разборе по составу всех глагольных форм, отглагольных существительных, отглагольных прилагательных. Поэтому при изучении в 7 классе темы “Глагол” всегда обращается внимание на морфемный разбор возвратных глаголов (усваивается понятие прерывистой основы), глаголов-инфинитивов, глаголов в форме прошедшего времени, в форме повелительного наклонения, причастий и деепричастий.

Для отработки навыка по данной теме предлагаются задания, широко представленные в ЦЭ и олимпиаде. Укажите, какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение: 1) растоплен; 2) растопил; 3) растоплю; 4) растопив; 5) растопивший.

При выполнении словообразовательного разбора важно сформировать умение разграничивать л как словообразовательный суффикс, например посветлев: -свет- — корень, -л- — суффикс; как формообразовательный суффикс, например читала: -л- — суффикс; как результат чередования в процессе словообразования и формообразования в корне, например расплавл-енный, кормл-ение. Большинство затруднений у учащихся при разборе по составу глагола и глагольных форм связаны как раз с разграничением роли буквы л. При изучении темы “Причастие” важно научиться отличать причастие в полной и краткой форме от прилагательного.

Результаты учащихся в предметной олимпиаде и ЦЭ — итог систематической работы. Шесть наших выпускников на ЦЭ по русскому языку показали результаты выше 90 баллов, 68% учащихся имеют результат от 70 до 90 баллов. В копилке достижений моих учеников дипломы II степени областного этапа олимпиады, похвальный отзыв республиканского этапа учащейся Нины Лой. Наша гимназия гордится Майей Тонких, которая дважды становилась победительницей республиканского этапа олимпиады по русскому языку и литературе. Искренне радуется педагогический коллектив достижениям Дианы Богданович, которая трижды становилась победительницей областного этапа.

Обобщающий тест по теме “Лексика”

Правильными являются утверждения:

  1. Синонимы — это всегда однокоренные слова, близкие, но не тождественные по значению.
  2. Только многозначные слова имеют синонимы.
  3. По происхождению лексика русского языка подразделяется на исконно русскую и заимствованную.
  4. Группа слов, близких или тождественных по значению, составляет синонимический ряд.
  5. Все слова русского языка образуют синонимические или антонимические пары.
  6. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и экспрессивно-стилистической окраской.
  7. Слова в составе фразеологического оборота всегда употребляются в прямом значении.
  8. Появление у слова переносного значения обусловлено возникновением сравнений, ассоциаций, сближающих, объединяющих один предмет с другим.
  9. В языке возможно появление абсолютных синонимов, которые характеризуются полным совпадением значений, относятся к одному стилю речи, сочетаются с одними и теми же словами.
  10. Антонимы — это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
  11. Многозначное слово может входить в разные антонимические пары.
  12. Некоторые устаревшие слова имеют синонимы в современном русском языке.
  13. Фразеологизмы, как слова, могут быть многозначными.
  14. Основные свойства фразеологизма — устойчивость, семантическая целостность и воспроизводимость.
  15. Антонимы — слова, сов­падающие по звучанию, но разные по значению.
  16. Все слова русского языка являются общеупотребительными.
  17. Неологизмами называются такие слова, которые возникли в речи недавно и еще не стали общепринятыми.
  18. Однокоренные слова не могут быть антонимами.
  19. Разные значения многозначного слова помещаются в одной и той же статье толкового словаря.
  20. Лексикология — раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка.
  21. Лексика — наиболее подвижная и изменчивая часть языка.
  22. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
  23. Фразеологизмы, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы.
  24. Омонимы — слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и в написании, но имеют различные значения.
  25. Фразеологические обороты, в отличие от слов, не могут вступать в синонимические отношения.
  26. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях.

Ираида ЕМЕЛЬЯНОВА,
учитель русского языка и литературы Боровлянской гимназии Минского района
Фото Натальи САХНО