Одной из ключевых фигур в профилактике и разрешении ситуаций школьного буллинга является учитель. Он первым может выявить проблему и принять меры для предупреждения или прекращения травли. Однако у педагогов достаточно часто возникают сложности в распознавании ситуаций буллинга, выборе личностной позиции в ней и применении эффективных приемов реагирования.
Социально-педагогической и психологической службой нашей гимназии разработана система обучающих занятий, семинаров, лекториев, консультаций для учителей с целью профилактики, выявления и предотвращения буллинга в ученической среде. Одним из таких занятий стал практикум «Травля: распознать и прекратить», который предлагаем вашему вниманию.
Цель: совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах организации конструктивного взаимодействия учащихся.
Задачи:
- актуализировать знания учителей о причинах, формах и последствиях буллинга;
- познакомить с отличительными признаками буллинга и конфликта;
- обучить эффективным приемам предотвращения буллинга.
Оборудование: мультиборд, флипчарт, бейджи, маркеры, ватман, раздаточный материал.
Ход практикума
I. Организационно-мотивационный этап
Ведущий приветствует участников, знакомит с темой занятия и предлагает назвать ассоциации к слову «буллинг». Затем учителям демонстрируется социальный ролик «Буллинг и травля в школе» (https://youtu.be/dc4LCruumJs). Организуется обсуждение.
Вопросы
- Сталкивались ли вы с буллингом в детстве?
- Если да, то какие чувства вызывала у вас травля?
- Как вы справлялись с ней?
- Имеет ли место буллинг в вашем классе?
- Как отличить буллинг от конфликта?
II. Основной этап
Участники делятся на 4 группы. Ведущий предлагает изучить информационные карточки и выполнить задания.
Информационная карточка «Буллинг – это…»
Буллинг (травля) – агрессивное преследование, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, а также группой лиц. Выделяют три основные причины возникновения буллинга: вседозволенность, нехватка внимания со стороны родителей, копирование поведения родителей. Участниками травли являются: буллер (зачинщик), союзники (лица, которые присоединяются к травле), жертва (тот, над кем издеваются), наблюдатели (те, кто не вмешиваются и никак себя не проявляют, внешне нейтральны, не помогают зачинщику и не защищают жертву). Различают четыре основные вида буллинга: вербальный – угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, выборе религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т.д.; физический – многократно повторяющиеся удары, пинки, порча или отнимание вещей и т.д.; социальный – недопущение к участию в совместной работе, игре, занятиях спортом, общественной деятельности, демонстративный отказ в праве сидеть за одним обеденным столом, учебной партой и т.д.; кибербуллинг – моральное подавление жертвы, оскорбление, обвинение, распространение ложной информации в социальных сетях и т.д.
Задание 1. Используя сведения, представленные в информационной карточке, установите, в каких из предложенных ситуаций речь идет о буллинге, определите его вид и аргументируйте свой ответ.
- Маша, используя пароль своей бывшей подруги (одноклассницы Светы), регулярно заходит в ее социальные сети и пишет оскорбительные комментарии и угрозы. Свету каждый раз высмеивают в классе. (Кибербуллинг.)
- Петя затеял драку, потому что Ваня выиграл у него в онлайн-игре. (Конфликт.)
- На каждом уроке физкультуры Арсений ставит подножку Саше или кидает в него мячом. (Физический буллинг.)
- Одноклассники не позволяют Ксюше садиться в столовой за их столик. Они говорят ей, что она слишком толстая, чтобы сидеть с ними рядом, а после всей компанией смеются. (Социальный буллинг.)
- Паша и Егор любят разыгрывать одноклассников. Однажды они напугали Аню, подложив ей в рюкзак игрушечную крысу. Аня испугалась, но позже посмеялась вместе с классом. (Конфликт.)
- Игорь каждый раз, когда Марк допускает ошибки при ответе на уроках, пишет ему записки о том, что он настолько тупой, что лучше бы ему не приходить больше в школу. (Вербальный буллинг.)
- Саша звонит Коле и кричит в трубку: «Привет, вонючка!» Коля в ответ называет Сашу слизняком, затем разговор продолжается: комментируется домашнее задание, обсуждаются новости. (Конфликты.)
Задание 2. Из предложенных характеристик группам 1 и 2 необходимо выбрать те, которые относятся к конфликтам (К), группам 3 и 4 – к буллингу (Б).
- Обе стороны обладают одинаковой властью и могут влиять на ситуацию. (К)
- Существует дисбаланс сил: одна из сторон обладает определенным статусом и ощущает власть над другой стороной, которая чувствует себя беспомощной. (Б)
- Преднамеренное, продуманное действие. (Б)
- Ситуация не планируется заранее, все происходит спонтанно. (К)
- Обе стороны хотят решить проблему. (К)
- Спланированное издевательство над более слабым, чтобы причинить ему страдания и вред. (Б)
- Участники ищут возможные варианты решения проблемы, могут ошибаться, но чаще всего готовы пойти на компромисс. (К)
- Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. (Б)
- Имеет основание для возникновения, и обе стороны несут ответственность за происходящее. (К)
- Причина возникновения ситуации заключается в намерении зачинщика, а не в поведении пострадавшего. (Б)
- Длится относительно недолго, так как стороны стараются все уладить как можно быстрее. (К)
- Издевательство повторяется регулярно. (Б)
- Его можно разрешить самостоятельно, своими силами или с привлечением посредника; участники либо мирятся, либо какое-то время не общаются, но в любом случае вопрос считается решенным. (К)
- Его можно прекратить единственным путем – вмешательством взрослых. (Б)
Задание 3. Рассмотрите ситуацию, определите, что в ней описывается: конфликт или определенный вид буллинга, проанализируйте и дайте аргументированный ответ, а также предложите варианты решения выявленной проблемы.
Ситуация для группы 1. Петр, учащийся 11 класса, юноша с завышенной самооценкой, яркий, занимается бальными танцами. Парнем восхищаются все одноклассницы, но он стал встречаться с Леной из 10 класса. Тогда девочки перестали посещать чемпионаты по танцам, где Петр принимал участие, а также распространили в соцсетях информацию о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Петр делает вид, что его не задевают выходки девочек. В школе у парня испортились отношения с мальчиками. Даже лучший друг не пригласил его на празднование своего дня рождения в кафе, где был весь класс. Петр продолжает изображать невозмутимость, на переменах общается только с Леной и утверждает, что проблемы не видит.
Ситуация для группы 2. У Вари, учащейся 9 класса, погибла в аварии мама. Ребенок, которого всячески опекает классный руководитель, стал грубым, резким, агрессивным по отношению к любым проявлениям участия в ее судьбе. Одноклассники, которые тоже ее поддерживали, рассказали, что Варя стала рассылать им в социальных сетях проклятия и неприятные картинки. Беседы классного руководителя с девочкой ничего не дали, к тому же учителю стало известно, что мальчишки по просьбе одноклассниц избили Варю.
Ситуация для группы 3. В 7 классе обучаются 20 девочек и 5 мальчиков. Евгению, подростка из неблагополучной семьи, побаиваются все одноклассницы. Учителя также страдают от ее выходок. Мама одного из мальчиков на очередном родительском собрании пожаловалась, что все девочки зло шутят и издеваются над ребятами – прячут их вещи, пачкают клеем, стравливают мальчишек между собой. А делают они это потому, что мальчики якобы обидели Женю. Классный руководитель сомневается, что Женя смогла стать лидером и настроить всех девочек против мальчиков.
Ситуация для группы 4. Учащаяся 8 класса Ксения, чемпионка области по легкой атлетике, в школе появляется редко, так как часто выезжает на сборы. Родители Ксении обратились к директору школы с жалобой, что одноклассницы игнорируют Ксению и не общаются с ней ни в школе, ни в социальных группах и даже исключили ее из чата класса.
Задание 4. Из предложенных подходов профилактики и преодоления буллинга выберите эффективные (Э) (группы 1 и 2) и неэффективные (Н) (группы 3 и 4), аргументируйте свой выбор.
- Вызывать жалость к жертве буллинга со стороны сверстников. (Н)
- Если учителю стало известно о случае буллинга или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы «наблюдатели», а по возможности и сами буллеры изменили свою позицию в отношении происходящего. (Э)
- Уделять много времени выяснениям обстоятельств случившегося. (Н)
- Не игнорировать, не преуменьшать значение происходящего. Донести до всех учащихся школы информацию, что буллинг является проявлением насилия, чтобы даже тот, кто не является прямым участником буллинга, реагировал адекватно ситуации. (Э)
- Определять проблему травли как личную проблему жертвы. (Н)
- Переадресовывать проблему родителям. (Н)
- Перекладывать ответственность на педагога-психолога (классного руководителя, педагога социального). (Н)
- Пригласить родителей для беседы. (Э)
- Признавать правомерность обвинения или наказания. (Н)
- Провести единовременную и краткосрочную акцию. (Н)
- Запустить программу шефства старших школьников над младшими. (Э)
- Проинформировать педагогический коллектив о случае буллинга. (Э)
- Обсудить с ребятами в классе случай буллинга, совместно выработать правила его предотвращения. (Э)
- Рекомендовать жертве не обращать внимания на агрессоров. (Н)
III. Заключительный этап
Ведущий предлагает группам апробировать эффективные подходы предотвращения буллинга.
Ролевая игра «Стоп, буллинг!»
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей.
От каждой группы приглашаются по два педагога, между ними распределяются роли: «жертва», «буллер», «союзник», «наблюдатели», «родители», «учитель». Участники инсценировки, кроме «учителя», сами придумывают предысторию буллинга и определяют стратегии поведения своих персонажей. «Учитель» использует уже предложенные выше эффективные подходы. Педагоги, не участвующие в инсценировке, наблюдают за действием, анализируют и составляют памятку «Буллинг: что делать учителю».
После инсценировки каждый «актер» делится своими эмоциональными переживаниями. «Родители», «наблюдатели» и «учитель» анализируют допущенные ошибки. Затем участники в группах обсуждают памятки и презентуют их.
Примерный вариант памятки
- Реагировать на любые проявления агрессии учащимися.
- Обязательно определить, точно ли был факт травли, какие действия совершались, какую роль в ситуации играл каждый из участников, что руководило ими при совершении тех или иных действий.
- Не скрывать факта буллинга в классе.
- Работать над разрешением ситуации совместно с педагогом-психологом, педагогом социальным и другими учителями.
- Сообщить о проблеме родителям участников буллинга и установить для них правила взаимодействия.
- Решать проблему с каждым ребенком индивидуально: поддерживать детей-жертв, не отстраняться от детей-обидчиков, интересоваться чувствами детей-наблюдателей.
- Не прибегать к морализаторству.
ЛИТЕРАТУРА
- Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15–18.
- Курганский, С. М. Профилактика буллинга / С. М. Курганский // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 2.
- Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2017. – № 4. – С. 90–92.
- Главные отличия буллинга от конфликта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Konflikt-ili-bulling-v-chem-otlichie/. – Дата доступа: 02.07.2024.
- Школьный буллинг: почему одни дети травят других [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://media.foxford.ru/articles/shkolnyy-bulling. – Дата доступа: 27.06.2024.
Фото с сайта pixabay.com носит иллюстративный характер