Формирование у педагогов психологической и конфликтологической компетенций: практикум «Травля: распознать и прекратить»

- 14:33Журнал "Народная асвета", Новости

Одной из ключевых фигур в профилактике и разрешении ситуаций школьного буллинга является учитель. Он первым может выявить проблему и принять меры для предупреждения или прекращения травли. Однако у педагогов достаточно часто возникают сложности в распознавании ситуаций буллинга, выборе личностной позиции в ней и применении эффективных приемов реагирования.

Д. И. НОВОГРОДСКАЯ,
педагог-психолог первой квалификационной категории гимназии г. Щучина

Социально-педагогической и психологической службой нашей гимназии разработана система обучающих занятий, семинаров, лекториев, консультаций для учителей с целью профилактики, выявления и предотвращения буллинга в ученической среде. Одним из таких занятий стал практикум «Травля: распознать и прекратить», который предлагаем вашему вниманию.

Цель: совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах организации конструктивного взаимодействия учащихся.

Задачи:

  • актуализировать знания учителей о причинах, формах и последствиях буллинга;
  • познакомить с отличительными признаками буллинга и конфликта;
  • обучить эффективным приемам предотвращения буллинга.

Оборудование: мультиборд, флипчарт, бейджи, маркеры, ватман, раздаточный материал.

Ход практикума

I. Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует участников, знакомит с темой занятия и предлагает назвать ассоциации к слову «буллинг». Затем учителям демонстрируется социальный ролик «Буллинг и травля в школе» (https://youtu.be/dc4LCruumJs). Организуется обсуждение.

Вопросы

  • Сталкивались ли вы с буллингом в детстве?
  • Если да, то какие чувства вызывала у вас травля?
  • Как вы справлялись с ней?
  • Имеет ли место буллинг в вашем классе?
  • Как отличить буллинг от конфликта?

II. Основной этап

Участники делятся на 4 группы. Ведущий предлагает изучить информационные карточки и выполнить задания.

Информационная карточка «Буллинг – это…»

Буллинг (травля) – агрессивное преследование, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, а также группой лиц. Выделяют три основные причины возникновения буллинга: вседозволенность, нехватка внимания со стороны родителей, копирование поведения родителей. Участниками травли являются: буллер (зачинщик), союзники (лица, которые присоединяются к травле), жертва (тот, над кем издеваются), наблюдатели (те, кто не вмешиваются и никак себя не проявляют, внешне нейтральны, не помогают зачинщику и не защищают жертву). Различают четыре основные вида буллинга: вербальный – угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, выборе религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т.д.; физический – многократно повторяющиеся удары, пинки, порча или отнимание вещей и т.д.; социальный – недопущение к участию в совместной работе, игре, занятиях спортом, общественной деятельности, демонстративный отказ в праве сидеть за одним обеденным столом, учебной партой и т.д.; кибербуллинг – моральное подавление жертвы, оскорбление, обвинение, распространение ложной информации в социальных сетях и т.д.

Задание 1. Используя сведения, представленные в информационной карточке, установите, в каких из предложенных ситуаций речь идет о буллинге, определите его вид и аргументируйте свой ответ.

  1. Маша, используя пароль своей бывшей подруги (одноклассницы Светы), регулярно заходит в ее социальные сети и пишет оскорбительные комментарии и угрозы. Свету каждый раз высмеивают в классе. (Кибербуллинг.)
  2. Петя затеял драку, потому что Ваня выиграл у него в онлайн-игре. (Конфликт.)
  3. На каждом уроке физкультуры Арсений ставит подножку Саше или кидает в него мячом. (Физический буллинг.)
  4. Одноклассники не позволяют Ксюше садиться в столовой за их столик. Они говорят ей, что она слишком толстая, чтобы сидеть с ними рядом, а после всей компанией смеются. (Социальный буллинг.)
  5. Паша и Егор любят разыгрывать одноклас­сников. Однажды они напугали Аню, подложив ей в рюкзак игрушечную крысу. Аня испугалась, но позже посмеялась вместе с классом. (Конфликт.)
  6. Игорь каждый раз, когда Марк допускает ошибки при ответе на уроках, пишет ему записки о том, что он настолько тупой, что лучше бы ему не приходить больше в школу. (Вербальный буллинг.)
  7. Саша звонит Коле и кричит в трубку: «Привет, вонючка!» Коля в ответ называет Сашу слизняком, затем разговор продолжается: комментируется домашнее задание, обсуждаются новости. (Конфликты.)

Задание 2. Из предложенных характеристик группам 1 и 2 необходимо выбрать те, которые относятся к конфликтам (К), группам 3 и 4 – к буллингу (Б).

  1. Обе стороны обладают одинаковой властью и могут влиять на ситуацию. (К)
  2. Существует дисбаланс сил: одна из сторон обладает определенным статусом и ощущает власть над другой стороной, которая чувствует себя беспомощной. (Б)
  3. Преднамеренное, продуманное действие. (Б)
  4. Ситуация не планируется заранее, все происходит спонтанно. (К)
  5. Обе стороны хотят решить проблему. (К)
  6. Спланированное издевательство над более слабым, чтобы причинить ему страдания и вред. (Б)
  7. Участники ищут возможные варианты решения проблемы, могут ошибаться, но чаще всего готовы пойти на компромисс. (К)
  8. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. (Б)
  9. Имеет основание для возникновения, и обе стороны несут ответственность за происходящее. (К)
  10. Причина возникновения ситуации заключается в намерении зачинщика, а не в поведении пострадавшего. (Б)
  11. Длится относительно недолго, так как стороны стараются все уладить как можно быстрее. (К)
  12. Издевательство повторяется регулярно. (Б)
  13. Его можно разрешить самостоятельно, своими силами или с привлечением посредника; участники либо мирятся, либо какое-то время не общаются, но в любом случае вопрос считается решенным. (К)
  14. Его можно прекратить единственным путем – вмешательством взрослых. (Б)

Задание 3. Рассмотрите ситуацию, определите, что в ней описывается: конфликт или определенный вид буллинга, проанализируйте и дайте аргументированный ответ, а также предложите варианты решения выявленной проблемы.

Ситуация для группы 1. Петр, учащийся 11 класса, юноша с завышенной самооценкой, яркий, занимается бальными танцами. Парнем восхищаются все одноклассницы, но он стал встречаться с Леной из 10 класса. Тогда девочки перестали посещать чемпионаты по танцам, где Петр принимал участие, а также распространили в соцсетях информацию о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Петр делает вид, что его не задевают выходки девочек. В школе у парня испортились отношения с мальчиками. Даже лучший друг не пригласил его на празднование своего дня рождения в кафе, где был весь класс. Петр продолжает изображать невозмутимость, на переменах общается только с Леной и утверждает, что проблемы не видит.

Ситуация для группы 2. У Вари, учащейся 9 класса, погибла в аварии мама. Ребенок, которого всячески опекает классный руководитель, стал грубым, резким, агрессивным по отношению к любым проявлениям участия в ее судьбе. Одноклассники, которые тоже ее поддерживали, рассказали, что Варя стала рассылать им в социальных сетях проклятия и неприятные картинки. Беседы классного руководителя с девочкой ничего не дали, к тому же учителю стало известно, что мальчишки по просьбе одноклассниц избили Варю.

Ситуация для группы 3. В 7 классе обучаются 20 девочек и 5 мальчиков. Евгению, подростка из неблагополучной семьи, побаиваются все одноклассницы. Учителя также страдают от ее выходок. Мама одного из мальчиков на очередном родительском собрании пожаловалась, что все девочки зло шутят и издеваются над ребятами – прячут их вещи, пачкают клеем, стравливают мальчишек между собой. А делают они это потому, что мальчики якобы обидели Женю. Классный руководитель сомневается, что Женя смогла стать лидером и настроить всех девочек против мальчиков.

Ситуация для группы 4. Учащаяся 8 класса Ксения, чемпионка области по легкой атлетике, в школе появляется редко, так как часто выезжает на сборы. Родители Ксении обратились к директору школы с жалобой, что одноклассницы игнорируют Ксению и не общаются с ней ни в школе, ни в социальных группах и даже исключили ее из чата класса.

Задание 4. Из предложенных подходов профилактики и преодоления буллинга выберите эффективные (Э) (группы 1 и 2) и неэффективные (Н) (группы 3 и 4), аргументируйте свой выбор.

  1. Вызывать жалость к жертве буллинга со стороны сверстников. (Н)
  2. Если учителю стало известно о случае буллинга или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы «наблюдатели», а по возможности и сами буллеры изменили свою позицию в отношении происходящего. (Э)
  3. Уделять много времени выяснениям обстоятельств случившегося. (Н)
  4. Не игнорировать, не преуменьшать значение происходящего. Донести до всех учащихся школы информацию, что буллинг является проявлением насилия, чтобы даже тот, кто не является прямым участником буллинга, реагировал адекватно ситуации. (Э)
  5. Определять проблему травли как личную проблему жертвы. (Н)
  6. Переадресовывать проблему родителям. (Н)
  7. Перекладывать ответственность на педагога-психолога (классного руководителя, педагога социального). (Н)
  8. Пригласить родителей для беседы. (Э)
  9. Признавать правомерность обвинения или наказания. (Н)
  10. Провести единовременную и краткосрочную акцию. (Н)
  11. Запустить программу шефства старших школьников над младшими. (Э)
  12. Проинформировать педагогический коллектив о случае буллинга. (Э)
  13. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга, совместно выработать правила его предотвращения. (Э)
  14. Рекомендовать жертве не обращать внимания на агрессоров. (Н)

III. Заключительный этап

Ведущий предлагает группам апробировать эффективные подходы предотвращения буллинга.

Ролевая игра «Стоп, буллинг!»

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей.

От каждой группы приглашаются по два педагога, между ними распределяются роли: «жертва», «буллер», «союзник», «наблюдатели», «родители», «учитель». Участники инсценировки, кроме «учителя», сами придумывают предысторию буллинга и определяют стратегии поведения своих персонажей. «Учитель» использует уже предложенные выше эффективные подходы. Педагоги, не участвующие в инсценировке, наблюдают за действием, анализируют и составляют памятку «Буллинг: что делать учителю».

После инсценировки каждый «актер» делится своими эмоциональными переживаниями. «Родители», «наблюдатели» и «учитель» анализируют допущенные ошибки. Затем участники в группах обсуждают памятки и презентуют их.

Примерный вариант памятки

  1. Реагировать на любые проявления агрессии учащимися.
  2. Обязательно определить, точно ли был факт травли, какие действия совершались, какую роль в ситуации играл каждый из участников, что руководило ими при совершении тех или иных действий.
  3. Не скрывать факта буллинга в классе.
  4. Работать над разрешением ситуации совместно с педагогом-психологом, педагогом социальным и другими учителями.
  5. Сообщить о проблеме родителям участников буллинга и установить для них правила взаимодействия.
  6. Решать проблему с каждым ребенком индивидуально: поддерживать детей-жертв, не отстраняться от детей-обидчиков, интересоваться чувствами детей-наблюдателей.
  7. Не прибегать к морализаторству.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15–18.
  2. Курганский, С. М. Профилактика буллинга / С. М. Курганский // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 2.
  3. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2017. – № 4. – С. 90–92.
  4. Главные отличия буллинга от конфликта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Konflikt-ili-bulling-v-chem-otlichie/. – Дата доступа: 02.07.2024.
  5. Школьный буллинг: почему одни дети травят других [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://media.foxford.ru/articles/shkolnyy-bulling. – Дата доступа: 27.06.2024.

Фото с сайта pixabay.com носит иллюстративный характер