Какие новые грани процесса обучения раскрывает технология многомерного чтения? Ответы на эти и другие вопросы — в инновационной практике Глубокской гимназии. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.
Мыслить широко и нестандартно
Функциональная грамотность сегодня стала индикатором успешности человека, а у школьников — важнейшим показателем качества образования. В Государственной программе “Образование и молодежная политика” на 2021—2025 годы развитие функциональной грамотности определено как один из приоритетов системы образования нашей страны. Обществу и государству необходим человек, умеющий работать на результат, способный к социально значимым достижениям.
В Глубокской гимназии введение знаний в реальную жизнь не открытие, а постоянная практика. Функциональную грамотность здесь рассматривают как результат обучения в целом и начинают работу по ее становлению на I ступени.
— Функциональная грамотность имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью повседневные задачи, — комментирует заместитель директора Глубокской гимназии Светлана Шимко.
Как известно, ведущим компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность. Соответственно, и наиболее значимый в этом плане период, когда учащиеся обучаются различным видам речевой деятельности.
— Детей надо научить не только читать, но и мыслить. Более того, мыслить широко и нестандартно. Они должны понимать смысл, логику и эмоциональный посыл текста. Чтобы ученик полюбил книгу, ему надо разобраться, как она может ответить на его собственные вопросы. И это тоже функциональная грамотность, — убеждена Светлана Николаевна.
По ее мнению, одним из вариантов формирования функциональной грамотности младших школьников может быть использование технологии многомерного чтения. Она разработана группой белорусских педагогов под руководством профессора кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования Светланы Ивановны Гин и доказала свою эффективность при апробации в учреждениях образования республики.
Педагоги гимназии с интересом включились в республиканский инновационный проект “Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников”.
Значимость его в том, что технология многомерного чтения обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов обучения, заложенных в образовательном стандарте начального образования.
С ноября 2021 года участниками инновационного проекта стали учителя начальных классов Наталья Гридюшко, Ольга Науменок, Татьяна Кухто, Алла Юргель, Галина Пялинок, Светлана Абрамчик. На протяжении трех лет 6 классов (106 учащихся) гимназии (с 2-го по 4-й) занимались по технологии многомерного чтения. Учащиеся и педагоги были погружены в интересную и увлекательную работу. Особенностью технологии многомерного чтения является неторопливое, вдумчивое чтение по фрагментам, из содержания которых возникают последующие разнообразные задания и вопросы. В учебнике-тетради предлагается текст, на основе которого ребята учатся устанавливать межпредметные связи. Дети получают знания из различных предметных областей не в готовом виде, а самостоятельно добывают их, анализируя фрагмент из книги. Они учатся по-новому работать с текстом, думать нестандартно, высказывать свое мнение с опорой на личностно значимый опыт. Как отмечают участники проекта, учебник-тетрадь очень интересен детям, заставляет постоянно задумываться, проявлять смекалку, по-другому смотреть на обычные вещи и события, учит выдвигать гипотезы, искать причинно-следственные связи, делать выводы, строить умозаключения.
Пособия по многомерному чтению насыщены заданиями для реализации творческих способностей детей. Наряду с этим педагоги создавали новые, нестандартные задания исследовательского, творческого и практического характера. Ребята проводили опыты и эксперименты, делали вычисления и чертежи по данным, предоставленным авторами произведений. Они раскрывали тайны, спрятанные между строк, устанавливали причинно-следственные связи между идеями и фактами и получали ответы на необычные вопросы. Учащиеся увлеклись созданием буктрейлеров и гексагональных полей, решением и составлением кроссенсов. Ребята проявляли творчество, фантазию, нестандартное видение. Широко использовались интернет-ресурсы. Встречались и трудности, например, в работе с несплошными текстами (их в учебниках начальных классов мало) и с иллюстрацией как с источником данных. Проблемы решались с помощью грамотно подобранных заданий, при выполнении которых ребята оттачивали навыки работы с информацией. Огромная роль отводилась заданиям для индивидуальной и дифференцированной работы, а также работе в группах и в парах, созданию интеллектуальных провокаций, командному мозговому штурму. Ребята овладевали навыками общения и коллективного обсуждения проблемы.
Повышая мотивацию
— Развитие у детей функциональной грамотности — отличный способ повышения учебной мотивации, — рассказывает учитель начальных классов Татьяна Кухто. — Для педагогов технология многомерного чтения — гарантия качественного обучения. Формируем внимательного, вдумчивого читателя, а значит, и успешного учащегося. С уверенностью могу сегодня сказать: будущее в руках тех, кто читает!
И с этим трудно поспорить. Результаты итоговой диагностики показали, что у учащихся, которые занимались по технологии многомерного чтения, на более высоком уровне сформированы компоненты учебной деятельности: учебно-познавательный интерес (мотивация), целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки.
Сравнительные результаты стартовой и итоговой диагностики функциональной грамотности учащихся 4-х классов порадовали. Ни у одного из них не был выявлен низкий уровень этого показателя. Численность учащихся, которые выполнили работу на высоком уровне, возросла на 22%. Это говорит о качественном повышении уровня функциональной грамотности ребят, которые занимались по технологии многомерного чтения. А еще педагоги отмечают большой плюс технологии в том, что дети могут делиться собственными эмоциональными переживаниями, совместно проживать прочитанное — тогда оно становится ценностно значимым. Кстати, высокий уровень ценностных ориентаций отмечается у 88% учащихся 4-х классов (на 18% выше, чем у учащихся, которые не участвовали в проекте).
Важно отметить активность участников проекта в интеллектуальных и творческих конкурсах. В 2023/2024 учебном году 6 учащихся стали победителями областного дистанционного конкурса “Перекресток”. Четверо гимназистов одержали победу на областной дистанционной олимпиаде по математике, одна учащаяся — на областном конкурсе исследовательских биолого-экологических работ “Путь в науку начинается сегодня”. Порадовала победа на районной конференции исследовательских работ “Путь в науку” и 7 дипломов районной олимпиады по учебным предметам.
В рамках работы над проектом третьеклассники гимназии встретились с автором учебника-тетради по многомерному чтению Светланой Ивановной Гин. Ребята отметили, что на занятиях по технологии многомерного чтения всегда интересно и весело. Им понравилось работать в группах, проводить исследования, мастерить, играть, узнавать новое необычным способом. В 4 классе гимназисты написали в анкетах: “Спасибо тому, кто придумал это. Хочется, чтобы необычные уроки продолжались”.
По мнению учителей начальных классов гимназии, многомерное чтение — очень интересная технология, нестандартная. В медленном, “нескучном” чтении рождаются новые, неординарные идеи. Применение этой новации значительно расширяет возможности педагогов в развитии у ребят креативности, критического мышления, умения работать в команде, коммуникативно-речевых навыков. И самое главное, учит думать над прочитанным.
Людмила КУРИЛЬЧИК
Фото предоставлено учреждением образования