Польза от мнемотехнических методов: мастер-класс от учителя русского языка и литературы Ольги Бурак

- 14:14Образование

Как разработанные на основе мнемотехники методы запоминания словарных слов с двойными согласными способствуют повышению орфографической грамотности учащихся: мастер-­класс от учителя русского языка и литературы Ольги Бурак из брестской средней школы № 20 имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева.

— Мнемотехнические методы не только позволяют успешно накапливать в памяти большое количество точной информации, но и преобразуют трудный мате­риал в доступный и понятный, — рассказывает педагог. — В арсенале современного учителя много методик рацио­нального запоминания, однако все они сводятся к одному: вначале запоминается опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать и запоминать. 

Среди наиболее распространенных ме­тодов запоминания Ольга Бурак выделяет методы ключевых слов, группировки информации, установления связей, локусов, ассоциаций, крючков, связывания (смысловые фразы) и рифмования. В русском языке очень много словарных слов с двойными согласными, которые нельзя проверить правилами. Кто-то запоминает их верное написание путем зазубривания, а кто-то обращается к орфографическому словарю. В ходе целенаправленного изучения школьных учебников по русскому языку за 2—11 классы педагог обнаружила там 102 словарных слова с двойными согласными.

— Традиционные школьные методы запоминания словарных слов с двойными согласными неэффективны, — отмечает Ольга Бурак. — Для многих ребят это очень долгий и трудный процесс. Некоторые учащиеся пользуются собственными способами запоминания. Чтобы облегчить эту задачу, я разработала свои методы. Так, метод ассоциаций включает графику или ассоциативные рисунки: необходимо изобразить предмет на месте двойных согласных, который это слово называет или обозначает. Таким образом акцентируется внимание на конкретных буквах, вызывающих затруднение при написании. При этом буквы могут быть большими или маленькими, печатными или письменными, любого шрифта. Проявив фантазию, можно графически изобразить любое слово, а учащиеся запомнят не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ. Правда, этот прием не всегда подходит для абстрактных понятий.

Но его преимущество в том, что не требуется никаких художественных навыков. Рисунки выполняются схематически. Главное — усвоить правильное написание трудного слова. Впоследствии, чтобы вспомнить его правописание, достаточно представить картинку с изображением этого слова.

 — Не менее эффективны и звуковые ассоциации: запоминаемое слово связывается с другим, в котором “проблемные” буквы сомнений не вызывают, — продолжает Ольга Бурак. — Этот прием помогает запомнить пpaвoпиcaние cлoв разной cлoжнocти, причем на длительное время. Ассоциативная связь обыгрывается таким образом, что у словарного слова с двойными согласными появляется “приемный родственник”, который поможет прочно запомнить “ошибкоопасное место”. Чем связь между словами неожиданней и смешней, тем выше эффективность запоминания. А вот ассоциация в виде картинки позволяет быстрее запомнить не только звуковую ассоциацию, но и само словарное слово с двойными согласными.

Белорусский — белорус сегодня
Антенна — тень на крыше

 

 

Ванна — Ваня на отдыхе

В своей работе Ольга Бурак прибегает и к созданию мнемосистем — условных моделей, представляющих информацию в виде символов или текста и отражающих логические связи между компонентами. Мнемосистемы создаются на основе стерео­типов и привычных ассоциаций (как графических, так и звуковых).

— Преобразование материала для запоминания в систему позволяет учащимся уплотнить информацию и свести ее к единой логической основе: структурировать, сжать или сгруппировать в крупные блоки, заставляя активизировать при этом мыслительную деятельность ребенка, — говорит педагог. — Так, тематические мнемосистемы помогают выстроить сюжетную линию текста с учетом грамотного использования ярких взаимосвязанных ассоциаций. 102 словарных слова с двойными согласными можно распределить в 6 тематических групп, составив тексты по заданным темам. К примеру, образование (белорусский, класс, искусство, дискуссия, прогресс, россказни, грамматика, орфограмма, программа, асимметричный и симметрия (математика и физика), коммуникация (взаимодействие), коллектив (детский и учительский), параллельный (класс, прямые в математике), десятибалльный, интеллигент (учитель), баллада (жанр литературы), колледж, миллиметр (урок математики), корректный (учитель), аттестат, аккуратный (ученик), кассета); флора и фауна (аллея, агрессивный (зверь), ассоциация, классификация, массовый (класс животных), массивный, явственный, группировать, территория (распространения), можжевельник, жужжать, неслыханный, собственный, медленный); дом (ванна, территория (приусадебная), терраса, конфетти (на день рождения), коттедж, коммуникации (инженерные), иссиза-голубой, иссиня-черный, перрон).

А вот буквенные мнемосистемы представляют информацию в виде объединения словарных слов по двойным согласным, написание которых надо запомнить. При этом двойные согласные буквы пишутся крупно: ММ (килограмм, грамматика, программа, орфограмма, асимметричный, коммуникация, граммофон, телеграмма), НН (антенна, нежданный, ванна, неожиданный, колонна, неслыханный, совершенно, нечаянный, собственный, священный, Вселенная, чеканный, желанный, авиационный, медленный, колонна, колоннада, пленный, суверенный, явственный).

— Запомнить словарные слова помогают также ребусы, где разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками, — обращает внимание Ольга Бурак. — Преимуществ у ребусов много. Они развивают логику (чтобы правильно “прочитать” картинку, важно правильно определить взаимное расположение элементов головоломки), образно-наглядную память (нужно запоминать разгаданные части слова, а также ошибочные предположения), нестандартное мышление (решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру), сообразительность и скорость мышления, а также увеличивают словарный запас.

Обращается в работе Ольга Бурак и к этимологическому методу, который не только расширяет общий и лингвистический кругозор учащихся, но и позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Так, из 102 словарных слов с двойными согласными правописание 68 можно запомнить, детально изучив вопрос происхождения слова. На помощь приходит язык-источник. Однако прибегать к этимологии слова, считает педагог, нужно только в том случае, когда она помогает запомнить орфографический образ слова. Например: дрожжи (восходит к праславянскому droždži, производному от звукоподражательного глагола drozgati ‘давить, месить’) — дрожжами в России назывались бродильные грибки, именно слово дрожь (от дрожать) точно характеризует процессы, происходящие при брожении посредством дрожжей; идиллия (заимствовано в Петровскую эпоху из латинского языка, где idyllium< греч. eidyllion, уменьшительно-ласкательное от eidos ‘образ, вид’) в буквальном смысле — маленькая картинка, небольшая поэма на любовную тему из пастушеской жизни.

Сергей ГРИШКЕВИЧ