Психолого-педагогическое просвещение родителей: семинар-практикум для родителей «Воспитание без крика»

- 17:10Журнал "Народная асвета", Новости

Взрослые утверждают, что повышают голос на детей, когда все слова исчерпаны. Так ли это?

О.К.БАРОНОВА, старший преподаватель кафедры управления и экономики образования МГИРО

Может ли процесс семейного воспитания быть не изнуряющим, а интересным, творческим? Как выбрать эффективную стратегию взаимодействия с ребенком для того, чтобы обеспечить его необходимыми внутренними ресурсами и опытом для будущей самостоятельной жизни? Как развивать самостоятельность, прививать ответственность, мотивировать на учебу без многочисленных повторений, напоминаний, наказаний, крика?

Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум для родителей «Воспитание без крика».

Цели: гармонизация детско-родительских отношений, преодоление негативных воспитательных установок у родителей учащихся, профилактика конфликтов и семейного неблагополучия.

Ход семинара-практикума

І. Вступительный этап

Ведущий (педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель) приветствует участников и объявляет тему семинара-практикума.

Ведущий. Сегодня мы поговорим об эффективных методах и стратегиях воспитания, альтернативных привычным, достаточно распространенным, но малоэффективным – повышению голоса, обесцениванию, навешиванию ярлыков («Ты никогда не слышишь, что тебе говорят», «У тебя вечный кавардак в комнате», «С тобой нельзя по-хорошему»). Надеемся, что предложенные сегодня стратегии помогут вам убедительно и успешно донести до детей ваши требования и реализовать свои родительские ожидания.

ІІ. Основной этап

Ведущий предлагает участникам пройти экспресс-самодиагностику, результаты которой не будут афишироваться.

  • Самодиагностика «Почему мы повышаем на ребенка голос?»

Участникам раздаются готовые тестовые бланки с опросником. На каждый вопрос можно выбрать один или несколько вариантов ответа (бланки сдавать ведущему не нужно). После заполнения опросника участники сами подсчитывают баллы.

Опросник для родителей

  1. Что из нижеперечисленного относится непосредственно к вам:

      А) хронические и/или аутоиммунные заболевания;

      Б) хронический недостаток сна;

      В) финансовые трудности, недостаток материальных средств;

      Г) семейные проблемы, служащие причиной постоянного стресса (болезни близких, ссоры, конфликты и т.п.).

  1. Сколько свободного времени вы тратите на себя:

      А) как минимум час в день;

      Б) час, два, иногда больше в неделю;

      В) раз или два в месяц устраиваю выходной от своих родительских забот;

      Г) очень редко, почти нисколько.

  1. Почему вы иногда срываетесь и кричите на ребенка?

      А) от беспомощности, бессилия, усталости;

      Б) по привычке, на меня кричали в детстве;

      В) не знаю и не понимаю, как по-другому заставить ребенка что-то делать;

      Г) я не кричу и очень редко повышаю голос.

  1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют вашим представлениям и ожиданиям от ребенка?

      А) он должен учиться на «отлично», чтобы добиться успеха в жизни;

      Б) он должен слышать и понимать меня с первого раза, второй раз я прошу или повторяю редко;

      В) понимаю, что мой ребенок взрослеет и ему бывает нелегко, стараюсь договариваться с ним;

      Г) мне не должно быть стыдно за ребенка.

  1. Как чаще всего вы справляетесь с гневом или раздражением в процессе общения с ребенком:

     А) вспоминаю, что мой ребенок, как и я, не идеален, быстро успокаиваюсь и прошу у него прощения за срыв;

  Б) стараюсь уловить момент своего раздражения еще на подходе, понять, что со мной происходит, проговорить свои чувства, переключиться;

     В) не могу сдержаться и успокоиться, пока все не выскажу, не покричу, не добьюсь своего;

     Г) не считаю нужным с этим что-то делать.

Интерпретация результатов доступна по QR-коду.

Организуется обсуждение.

  • Мини-лекция «Причины вербальной агрессии»

Повышение голоса на ребенка, формирование в нем чувства вины, унижение, обесценивание, удерживание в страхе – это все манипулятивные стратегии (а вовсе не воспитательные!), проявление вербальной агрессии. Чтобы справиться с этим состоянием, нужно понимать его специфику и уметь распознавать его признаки в себе. Ведь влиять мы можем только на то, что осознаем.

Типичные причины вербальной агрессии

  • Неудовлетворенность, недовольство собой, своим положением, жизнью. Люди, недовольные собой, часто бывают склонны к агрессивному поведению, внутренней агрессии (аутоагрессии), а также агрессии вербальной.
  • Страх, уязвимость, неуверенность в себе, бессознательное стремление скрыть свою слабость. Неуверенные в себе люди часто компенсируют свой внутренний дискомфорт вербальными нападениями на других, особенно на тех, кто слабее.
  • Чувство вины. Некоторым людям бывает достаточно сложно признать свою вину, у них возникает желание переложить вину на другого, а неуверенность в своей правоте заставляет форсировать голос.
  • Недоверие к людям. Человек, имеющий негативный опыт общения с окружающими, может начать превентивно защищаться от возможного повторения травмирующей ситуации – как бы заранее занимает оборонительную позицию, отсюда и агрессивное поведение.
  • Плохое самочувствие, переутомление. Если человек не выспался, устал, плохо себя чувствует, у него может возникнуть состояние так называемой раздражительной слабости, которая характеризуется склонностью к агрессивному поведению.
  • Зависимости. Алкоголь, никотин, психотропные вещества постепенно расшатывают нервную систему, что приводит человека к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации.
  • Детские психологические травмы, чрезмерно строгое воспитание самих родителей. Психологический дискомфорт в раннем возрасте часто приводит к развитию неврозов, фобий, тревожности.

Постоянная вербальная агрессия в отношении ребенка безусловно мешает его воспитанию, а не помогает, т.к. влечет за собой отчуждение от родителей, недоверие к ним, ослабляет привязанность.

До определенного момента ребенок беспомощен перед криками взрослого, подросток чаще всего начинает активно сопротивляться такому обращению, а то и отвечать тем же. Самое же серьезное последствие воспитания криком – ослабление привязанности ребенка к родителям и утрата вследствие этого крепкой опоры в жизни. Дети, подвергающиеся вербальному насилию в семье, скорее поддаются влиянию посторонних людей. Семья не воспринимается этими ребятами как надежный тыл, а мнение друзей, компании становится важнее родительского [2].

Если вы хотите преодолеть привычку кричать на своих близких, предотвратить отчуждение с ребенком, следует прежде всего заботиться о собственном здоровье, повышать свою эмоциональную культуру, продумывать профилактику эмоционального выгорания, своевременно восполнять ресурсы.

  • Упражнение «Выбираем слова»

Ведущий предлагает участникам потренироваться в том, чтобы распознавать свои гневные реакции и негативные установки и заменять их на конструктивные.

Шаг 1. Разделите лист бумаги на четыре столбца. Вспомните и запишите в первом столбце слева 3–5 типичных ситуаций, которые вызывают у вас гнев и желание накричать на ребенка. Запишите их в столбик. Например:

«Не слышит с первого раза»;

«Медленно делает уроки / не делает уроки»;

«Грубит»;

«Не выполняет просьбы»;

«Разбрасывает вещи, не убирает в своей комнате» и т.п.

Во втором столбце напротив каждой ситуации запишите слова (фразы), которые вы обычно говорите повышенным тоном ребенку в связи с этой ситуацией.

Шаг 2. Вспомните кого-то из значимых для вас людей (ваши родители, друг, возможно, начальник и т.д.). Представьте, что этот человек кричит на вас, произнося те слова и фразы, которые вы написали в столбце шага 1. Услышьте в крике эти слова, обращенные к вам, воспроизведите свои ощущения от них. Каким вы чувствуете себя по сравнению с человеком, который кричит на вас? Младше? Меньше размером? Слабее? Что чувствуете, что вам хочется сделать, сказать в ответ? Запишите в третьем столбце свои чувства.

Шаг 3. Представьте себе: как бы вам хотелось, чтобы значимый для вас человек с вами разговаривал? Какие фразы предпочли бы услышать вместо крика? Просмотрите все, что вы записали ранее. Напротив каждой ситуации запишите в четвертый столбец фразы, которые вы теперь будете использовать в подобных случаях вместо крика.

Ведущий предлагает участникам задать вопросы по итогам упражнения. Организуется обсуждение.

III. Заключительный этап

Ведущий обращает внимание участников на рекомендации, размещенные на доске (их также можно заранее распечатать на отдельных карточках и прикрепить с помощью магнитов). Каждый может выбрать рекомендации, которые кажутся ему наиболее актуальными.

Рекомендации родителям

  • Постарайтесь понять причины своей вербальной агрессии и разберитесь с этими причинами. Ребенок – отражение родителей. Если вы хотите научить его управлять своими эмоциями, а не подавлять их, начинайте с себя.
  • Признайте, что и вы, и ребенок имеете право на ошибку. Мы не идеальные, мир не идеальный, для ребенка важнее иметь рядом реального родителя, живой пример с промахами и ошибками, а не «небожителя».
  • Помните: дети ничего не делают назло. У них слишком мало опыта, знаний, навыков. Не кричите на не справившегося с вашим заданием ребенка, а помогите научиться.
  • Не доводите себя до нервного срыва и истощения. Отдыхайте, восстанавливайте ресурсы. Ваш отдых – это не только забота о себе, но и о близких. Так у вас будет меньше поводов для раздражения и недовольства.
  • Постарайтесь, что бы ни происходило, сохранить контакт с ребенком, взаимоуважение и доверие. Невозможно заставить уважать себя, любить учебу и домашнюю работу, принудить к ответственности. Но все эти качества можно воспитать – через личный пример и взаимодействие.

Литература
1. Корчак, Я. Любовь к ребенку / Я. Корчак. – СПб.: Питер, 2019. – 416 с.
2. Чернявская, О. Н. 10 советов, как перестать кричать на своих детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://novorossiyskiy-rc.ru/docs/9.pdf. – Дата доступа: 18.08.2024.

Фото для превью с сайта pixabay.com, носит иллюстративный характер