Для учреждений общего среднего образования актуальными являются задачи формирования у школьников умений гибко адаптироваться к изменениям в современном мире, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно использовать полученную информацию, критически мыслить и др. Их решению, на наш взгляд, способствует использование в педагогической практике модели перевернутого обучения.
Основная идея модели заключается в повышении мотивации учеников к активной деятельности на учебном занятии, в связи с чем меняется содержание работы: дома ребята предварительно изучают теоретический материал по видеоуроку, а на занятии прорабатывают этот материал, разрабатывают мини-проекты, проводят эксперименты.
В нашем учреждении образования был проведен семинар «Перевернутый урок и самообразовательная деятельность учащихся», который предлагается вашему вниманию.
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах использования на уроках модели перевернутого обучения.
Задачи:
- создать условия для изучения участниками особенностей перевернутого урока;
- сравнить традиционный и перевернутый уроки, оценить их положительные и отрицательные стороны;
- создать алгоритм подготовки учителя и ученика к перевернутому уроку и на его основе спроектировать учебное занятие на заданную тему.
Ход семинара
І. Организационно-мотивационный этап
Участники произвольно делятся на группы по 5–6 человек. Ведущий предлагает выполнить задания.
Задание 1. Выберите правильный ответ (используется программа Plickers.com). Обсудите с коллегами результаты работы.
- Перевернутый урок – модель обучения, особенности которой заключаются в следующем:
а) один из учеников ведет урок, а учитель участвует в выполнении практических заданий совместно с остальными учащимися;
б) учитель предоставляет ученикам в электронном виде теоретический материал для самостоятельного изучения дома, а в классе организуется практическое закрепление изученного;
в) учитель предоставляет теоретический материал в классе, а ученики выполняют практические задания дома;
г) парты на уроке обычно перевернуты.
- Перевернутый урок предполагает, что:
а) учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет;
б) ученики дома самостоятельно читают новый параграф в учебнике;
в) учитель в режиме онлайн объясняет детям новый материал, используя современные мессенджеры;
г) учащиеся ищут ответы на вопросы, заданные учителем.
- Использование перевернутого обучения дает возможность педагогу на уроке:
а) еще раз объяснить новый материал детям;
б) мотивировать учащихся на самообразование;
в) выделить большее количество времени для организации групповой и парной работы, совместного обсуждения изученного материала;
г) организовать контрольный опрос или тест максимально эффективно.
ІІ. Операционно-деятельностный этап
Ведущий. Зачем учителю «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие ряда проблем, с которыми педагог сталкивается в ежедневной работе? (Организуется обсуждение.) «Перевороту» обучения обычно способствуют следующие факторы: 1) пассивность учащихся на уроке; 2) активное внедрение в образовательный процесс средств ИКТ; 3) неэффективность механического заучивания детьми учебного материала; 4) односторонность роли учителя на уроке (его функции заключаются в основном в передаче информации, контроле знаний и удержании дисциплины); 5) требования к формированию у школьников функциональной грамотности.
В перевернутом уроке предусматривается, что учащиеся во внеурочное время самостоятельно просматривают видеоуроки, изучают информацию из дополнительных источников, а затем в классе совместно с учителем обсуждают новые понятия и применяют полученные знания на практике.
Выделим особенности перевернутого урока:
1) роль учителя на учебном занятии остается ведущей, но деятельность его направлена на координацию взаимодействия учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание проблемных ситуаций для организации поисково-познавательной работы детей;
2) учебные материалы представлены в электронном виде, поэтому учебные пособия уже не являются единственным источником информации, а каждый ребенок в удобное для себя время может изучить качественный электронный образовательный контент;
3) растут требования к учебной деятельности школьников: содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой для углубления знаний, акцент ставится на процессе познавательной деятельности, открытии новых знаний;
Применение перевернутого урока позволяет учителю освободить время для активного общения с учащимися, больше внимания уделить тем ребятам, которым трудно дается изучение предмета или у которых возникают проблемы с выполнением самостоятельных работ и домашних заданий. При этом высокомотивированные ученики получают больше возможностей для того, чтобы учиться в своем темпе.
Задание 2. Сравните традиционную и перевернутую модели обучения: обсудите в группе и распределите предложенные варианты в соответствующие колонки таблицы, составьте на доске общую таблицу.
Варианты действий
1. Учебный материал передается от учителя к учащимся (лекция, рассказ, сообщение).
2. Учитель создает учебные ситуации для организации самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся.
3. Педагог на учебном занятии освобождает время для активного взаимодействия учащихся с целью создания учебного продукта.
4. Учитель объясняет новый материал, дети закрепляют полученные знания.
5. Знания приобретаются учащимися самостоятельно, а взаимодействие с педагогом организуется с помощью современных интернет-инструментов.
6. Учитель просматривает выполненные учащимися контрольные задания (тесты), определяет трудные вопросы, отбирает тренировочные и развивающие задания к следующему занятию.
Ведущий. Подготовка к перевернутому уроку – процесс довольно сложный и трудозатратный. Во-первых, необходимо очень серьезно подойти к выбору и формулировке цели (прочитав и осмыслив цель, ученик должен сам определить, каким образом он сможет ее достичь, т.е. цель должна быть конкретной, понятной, измеримой и выполняемой за определенный промежуток времени). Во-вторых, нужно тщательно спланировать деятельность учителя и ученика на каждом этапе урока. Например, на этапе введения в тему можно предложить детям проблемную задачу, для решения которой необходимы новые знания, или интересный факт, связанный с изучаемым материалом, при этом обязательным условием является обращение к жизненному опыту учащихся. Отметим также, что нужно дать четкую инструкцию для выполнения домашней работы, размещенную в общем доступе. В-третьих, домашняя работа должна предполагать самостоятельное изучение школьниками новой темы с использованием учебников, видеороликов, презентаций и др. Материал может быть подготовлен учителем самостоятельно или заимствован у коллег: самое главное – разделить его на короткие блоки и учесть, что основной информации должно быть достаточно для освоения темы в соответствии с программой по предмету. Процесс изучения материала целесообразно сопровождать специальными заданиями-шаблонами: например, можно предложить ребятам заполнить презентацию по заданному количеству слайдов, разместив на них конкретную информацию (определение понятия, список фактов, схему и т.п.), либо таблицу, каждая графа которой содержит вопросы и задания по учебному материалу. Необходимо разработать инструменты для самоконтроля: интерактивные дидактические игры и тесты (например, созданные в сервисах LearningАpps.org, master-test.net).
Таким образом, в рамках модели перевернутого обучения учителю важно заинтересовать учеников, обеспечить условия для самостоятельного осмысленного изучения темы урока, помочь при решении практических задач и оценивании полученных знаний.
Задание 3. Создайте алгоритм подготовки к перевернутому уроку учителя (группы 1, 2) и ученика (группы 3, 4), расставив в правильном порядке этапы работы (ниже приведены правильные варианты).
Алгоритм подготовки учителя: 1) формулировка задания и сроков его выполнения; 2) составление списка новых понятий по теме для приведения в соответствие с содержанием урока учебного видео (подкаст, видеоурок, видеолекция, видеокейс, научно-популярный, художественный или анимационный фильм, вебинар); 3) запись или отбор обучающего видео (примерно 3 мин.); 4) размещение обучающего видео на облачных сервисах или отправка ученикам ссылки на учебный материал; 5) отбор или разработка тестовых заданий (упражнений) по тематике учебного видео; 6) создание списка вопросов для контроля понимания детьми содержания учебного материала; 7) разработка инструкций к новому учебному материалу; 8) отбор задач для работы с учебником; 9) прогнозирование возможных вариантов обратной связи с учителем (по электронной почте или с помощью мгновенных сообщений).
Алгоритм подготовки ученика: 1) получение в качестве домашнего задания видео опорного конспекта для изучения нового материала; 2) изучение инструкций к новому учебному материалу; 3) ознакомление со списком новых терминов, определений, лексических фрагментов для понимания содержания учебного видео и электронных образовательных ресурсов; 4) просмотр обучающего видео; 5) выполнение тестовых заданий (упражнений); 6) выполнение базовых заданий по учебнику; 7) выполнение онлайн-теста; 8) осуществление электронной коммуникации с учителем (при необходимости).
Задание 4. Изучите методические рекомендации по использованию интернет-сервисов для создания перевернутого урока (материалы доступны через QR-код) и спроектируйте «перевернутый» урок по заданной теме.
Шаблон плана урока
|
Дома |
На учебном занятии |
Деятельность учителя |
|
|
Деятельность учащихся |
|
|
Группа 1. Биология, 10 класс (базовый уровень). Тема «Общий план строения клетки». Цели урока: сформировать у учащихся представление о строении клетки и о едином принципе организации клеток, развивать умения определять черты сходства и различия клеток, работать с текстом в парах и группах.
Группа 2. Русская литература, 6 класс. Тема «И. А. Крылов. Басня «Квартет». Цели урока: изучить текст басни, определить ее композиционные части, тему и главную мысль; развивать читательские компетенции.
Группа 3. География, 8 класс. Тема «Климатические пояса Земли». Цели урока: изучить климатические пояса Земли, выделить их отличительные особенности, развивать умение определять типы климата.
Группа 4. Русский язык, 10 класс (повышенный уровень). Тема «Дискуссия и корректные приемы ее ведения». Цели урока: ознакомить учащихся с приемами ведения дискуссии и правилами формулировки аргументов, формировать умение создавать тексты дискуссионного характера с применением корректных приемов ведения спора.
ІІІ. Подведение итогов. Рефлексия
Прием «SWOT-анализ». Участникам предлагается определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы модели перевернутого обучения.
Прием «Сакура настроения». Педагоги выбирают изображение цветка сакуры в соответствии с собственным настроением: розовый цветок – я узнал много нового, мне понравилось мероприятие, могу использовать новые знания на практике, мне бы хотелось познакомиться с технологией еще глубже; белый цветок – у меня не все получилось, я испытывал затруднения в ходе работы, было много непонятного; красный цветок – мне было сложно, мне было неинтересно, ничего нового – я это все знаю. Цветки крепятся на рисунок дерева на доске.
Литература
1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017. – 166 с.
2. Курвитс, М. Что такое перевернутый класс и в чем его отличие от традиционного [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marinakurvits.com/perevernutii-klass/. – Дата доступа: 18.01.2024.
3. Фирсова, П. Перевернутый класс: технология обучения XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: spring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka. – Дата доступа: 20.01.2024.
4. SWOT-анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT. – Дата доступа: 21.01.2024.
Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер