Самобытный живописец и авторитетный руководитель, профессиональный искусствовед и музыкант-любитель, опытный педагог и танцовщица фламенко — предельно краткое творческое резюме моей собеседницы. Сегодня экс-проректор по учебной работе БГАИ Анна Кононова возглавляет Национальный художественный музей Беларуси, восхищается собранными здесь сокровищами, любит и ценит его сотрудников, а также посетителей, особенно юных. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.
Творчество и “штудии”

— Анна Владимировна, в шестилетнем возрасте вы написали гуашью портрет своей мамы-художницы, который она хранит до сих пор. Это получилось спонтанно?
— Я работала красками, сколько себя помню. С трех лет — гуашью, позже — маслом. Сама возможность бывать в мастерской мамы, живописца Галины Николаевны Кононовой, а иногда и папы, скульптора Владимира Леонидовича, задавала определенную атмосферу, камертон моей жизни. Поэтому я рисовала не где-то на маленьком столике в комнате, а на профессиональном мольберте, брала картоны, которые давали мне родители.
— У вас в музее есть известная детская художественно-образовательная студия “В гости к Тюбику”, руководитель которой напрямую не обучает детишек рисованию, но приобщает их к искусству в игровой форме, учит понимать и ценить прекрасное и выражать свои чувства на бумаге, развивает фантазию…
— Да, и руководит студией со дня ее создания Ольга Бригадная, прекрасный педагог и наш сотрудник с многолетним стажем. После “Тюбика” многие ребята поступают в профессиональные средние и высшие учебные заведения. Часто родители приходят к нам за рекомендацией, чтобы отдать своих уже повзрослевших детей не только в белорусские, но и в крупные российские художественные учреждения образования, на определенные курсы на базе того же “Эрмитажа”, где имеется немало образовательных программ в области изобразительного искусства.
Период дошкольного образования ценен тем, что ребенок имеет возможность много играть, знакомиться с творчеством и искусством через удовольствие, радость, раскрепощаться и максимально свободно, влюбленно, как говорится, заниматься. Но самое сложное ожидает ребенка, когда наступает момент “штудии”. Если маленький человек чувствует в себе творческий потенциал, а родители хотят ему в этом помочь, его надо приучить к серьезной методичной работе для овладения базовым мастерством. Это каждодневные, а не от случая к случаю занятия, это образ жизни, который надо полюбить.
Искусство как храм
— Став деканом художественного факультета, а потом и проректором по учебной части в Академии искусств, вы продолжали преподавать?
— Я практически все время преподавала, с момента окончания магистратуры вплоть до расставания с академией летом 2023-го. И сегодня, по сути, продолжаю работать с аспирантами. Постоянно взаимодействую со студентами, и это для меня большая радость.
— Среди этих юношей и девушек были те, кого, что называется, Бог поцеловал в темечко?
— Были. Академия искусств — средоточие уникальных дарований, начиная от студентов и заканчивая опытными педагогами. И я всегда восхищалась тем, какое количество талантливых людей находится в одно время в одном месте. Академия и впрямь настоящая кузница талантов.
Учеба здесь — трудный процесс, во время обучения студентов ждет немало сопутствующих тяжелых моментов, но и много радости. Главное — понять, что ты занимаешься этим не под дулом пистолета, не по чьему-то настоянию, а ощущая свое призвание. Только тогда приходит настоящий результат.
Сейчас по линии взаимодействия Министерства культуры и Министерства образования осуществляется проект, в рамках которого учитель из школы или среднего специального учебного заведения может провести урок в музее в совместном, я бы сказала, командном воплощении вместе с нашим научным сотрудником.
— Будущие художники, как и все талантливые люди, предположу, народ непростой, ершистый, со своим эго и самомнением. Как к сердцу каждого из них удавалось подбирать ключик, добиваться того, чтобы каждое ваше слово ловили на лету?
— Самое главное, наверное, точечный подход. Это единственная возможность увидеть каждого
человека и наладить с ним контакт. Благо в Академии искусств сравнительно небольшие группы, я сейчас говорю о художественном факультете, и педагог, взаимодействуя со студентами, особенно по специальным предметам, всегда работает индивидуально. Мы ведь тоже, когда обучались в академии, были все очень разные, и преподаватели подбирали к нам ключики.
Занятия по основным программным предметам специальности “Живопись станковая” у нас вел легендарный Май Вольфович Данциг. Для меня это большая гордость, ведь после нашего выпуска он больше не преподавал… Благодаря общению с ним дисциплина и пиетет молодого поколения по отношению к старшему были непреложной истиной вне зависимости от способностей студента. Как бы ты ни относился в душе к преподавателю — не перечь, не хами и не нарушай библейской заповеди “Почитай отца и мать свою”. С уважением относись к своему вузу и своей творческой профессии, не ленись и успевай, если от тебя это требуют, и свои 50 этюдов выполни, и 100, и 200. Это сочетание и рождает профессионала.
— Как говорил поэт, душа обязана трудиться?
— Конечно. Коль речь зашла о педагогах, оставивших след в моей душе, то отмечу, что первыми моими учителями, конечно, стали родители, особенно мама. В минской гимназии-колледже имени И.О.Ахремчика преподавала замечательная Наталья Варламова, почувствовавшая мою внутреннюю свободу. Мы с ней смотрели на живопись одинаково, для нас она всегда оставалась воплощением живого, эмоционального подхода. Так же тепло вспоминаю Ивана Козела.
А в Академии искусств, повторюсь, самой яркой личностью для меня стал народный художник Беларуси профессор Данциг. Характер у него, конечно, был жесткий, с ним не забалуешь, он нас всегда учил дисциплине в творчестве, но и радовался от души нашим успехам. Мог слетать в Испанию на выставку знаменитого Хоакино Сорольи, привезти оттуда красивые каталоги, альбомы, и тут же мы вокруг него рассаживались, рассматривали их и вдохновлялись на работу. То есть у него были замечательные человеческие качества, но в отношении дисциплины он поблажек не давал. Мы всегда понимали, что искусство — это не шутка, а храм жизни, как любил говорить Май Вольфович.
Отделять зерна от плевел
— Вы не раз публично говорили, что с особой заинтересованностью смотрите на подрастающее поколение и что приобщать его к искусству необходимо…

— В обязательном порядке. Наш музей системно и плодотворно работает с детской аудиторией, мы делаем много, например, духовно-просветительских проектов, когда целые выставки детского творчества, в частности рисунка, посвящаются знаковым, сакральным памятникам Беларуси или конкретно православным храмам. Недавно проходили подобные большие выставки на площадках нашего музея. К слову, мы активно сотрудничаем с санкт-петербургским музеем истории религии, реализуем много совместных проектов.
Национальный художественный музей славится инклюзивным подходом к взрослым и детям с ограниченными возможностями, для них проводятся специализированные мастер-классы, уроки арт-терапии, взаимодействия с художественным полотном.
— В последнее время картины создает даже искусственный интеллект. Насколько важно, по-вашему, для ребенка отличать настоящее произведение искусства от броских суррогатов, “шедевров” сомнительного качества?
— Чрезвычайно важно. Мы должны учить наших детей отделять зерна от плевел, понимать, что такое быть и казаться, что хорошо и что плохо, где реклама с оценками профессионалов счастливо совпала, а где сделали звезду из пустышки. Дутые авторитеты могут быть пагубными для целого поколения. Ведь звезды ведут за собой в первую очередь детей, а у них еще неокрепшие души, они не умеют выбирать и понимать, истинная это личность или мнимая величина.
— Вернусь в ваше детство. Вы же занимались и музыкой, и живописью, и театральным искусством?
— И еще танцевала… Всем занималась и ничего бросать не хотела. Играла, например, на фортепиано и виолончели, потом моя любовь к музыке переросла в увлечение гитарой. Но в конечном итоге пришлось отдать приоритет живописи.
Уже будучи взрослой, я по-настоящему увлеклась танцем фламенко. С 2014 года практически каждое лето обучалась в знаменитой испанской танцевальной школе, даже побеждала на международном конкурсе.
— Помимо прекрасных пейзажей, жанровых картин, портретов, у вас есть очень яркая работа “Танец. Ню”. Изображенная на ней девушка исполняет фламенко?
— Да. Этот танец сродни обнаженной душе, что очень близко мне по внутреннему ощущению. Вон та статуэтка в моем кабинете, работа моего отца, тоже, кстати, танцовщица фламенко. Пока из-за травмы и чрезвычайной занятости на работе это увлечение пришлось отложить. И сейчас в свою мастерскую я прихожу и становлюсь за мольберт гораздо реже, чем прежде…
Владимир ПИСАРЕВ
Фото Дмитрия КОЗЛОВА





