Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 им. Ф.Скорины Наталия Бушная
В обществе не прекращается полемика по вопросу обучения и воспитания молодого поколения:
чему мы учим и так ли?
Заставляя думать
Нередко приходится слышать, что последние годы мы не занимались воспитанием. Позволю себе с этим утверждением не согласиться: идеологическое и гражданско-патриотическое воспитание всегда было и остается приоритетным направлением. Другое дело, оппоненты и противники превзошли нас в применении средств, методов и технологий воспитания, а по сути, “оболванивания” молодежи. К сожалению, заметили мы это с некоторым опозданием. И относится сожаление не только к системе образования, но и к другим субъектам социализации, которые воспитывают опосредованно, но влияние которых необычайно велико, — средствам массовой информации, к примеру.
Проблемы воспитания в обществе всегда были и будут. Это объективный закон диалектики развития. Но решать их нужно вовремя, а в наше стремительное время еще и работать на опережение. Понимание проблем со стороны общественности добавляет оптимизма. Ведь воспитывает школа, воспитывает семья, но воспитывает и социум. Сегодняшний социум — это не только улица и двор, где, как это было пару десятков лет назад, подростки могли получить негативный опыт, слушая ненормативную лексику, наблюдая хулиганское поведение, но попытка повторить не принятое в обществе поведение всегда, подчеркну это особо, завершалась осуждением его в семье. Социум для взрослеющей личности сегодня — это еще и гаджет с многочисленными приложениями, подписками на каналы, ботами, всем тем, что предлагает сеть. Родители могут и не подозревать, какой контент потребляет их чадо. Оградить от этого наших детей мы не можем, значит, надо действовать по-другому. Действовать так, чтобы любая информация, которую подросток получает из интернета, не воспринималась им как истина, а заставляла думать. Но думающего молодого человека может воспитать лишь тот, кто сам обладает этим качеством.
Смыслы и выборы, на которые абсолютно справедливо указывает в своей статье публицист Андрей Муковозчик (“СБ. Беларусь сегодня” за 17 мая нынешнего года), закладываются в школе, на уроках языка, литературы, истории. Но смыслы закладываются и на уроках физики, математики, физической культуры. Соответственно, результат этого “вложения” во многом зависит от педагога, от его национально-государственной позиции человека-гражданина. В советское время, скорее всего, мы не нашли бы человека, который не слышал о подвиге А.Маресьева. Яркое произведение про него изучалось на уроках русской литературы, а сегодня повесть Бориса Полевого предлагается в рамках внеклассного чтения, т.е. не является обязательной. Это и понятно: литература развивается, открываются новые имена, появляются новые произведения. Но ведь педагог может выбрать для чтения именно это произведение и обсудить его на уроке или посвятить ему классный час!.. Знать героев современной Беларуси, безусловно, наши дети должны, а мы обязаны дать им эти знания, даже если информация об их героических поступках не успела попасть в учебники. В этом и проявляется позиция учителя-предметника как воспитателя. Здесь невозможно не согласиться с тем, что воспитание педагогов — это идеологический и патриотический аспект деятельности руководителя.
Задача состоит в том, чтобы все, что мы открыли, организовали, восстановили, не существовало само по себе, а работало на каждого учащегося и страну в целом. И если это станет стержнем воспитательной работы, то мы точно ответим на вопрос, чему мы учим.
Но смыслы закладываются и в семье, прежде всего в семье, потому что семья — это первичный институт социализации. Результат будет только тогда, когда деятельность всех субъектов воспитания будет иметь единую патриотическую направленность. Семье надо помогать, а иногда и направлять ее. Поэтому торжественные собрания с участием родителей и учащихся мы начинаем с нашего гимна, и поем его вместе.
В цепочке исторической правды
Когда-то нас учили: критерием истины является практика. Сегодня говорят о том, что истина многолика. Но какой бы она ни была, в истине есть ключевой стержень. Для меня, думаю, как и для всех педагогов, которые сегодня читают эту газету, критерием истины, практикой в формировании исторической правды было общение с участниками Великой Отечественной войны. Общение как непрерывная межпоколенческая историческая память. Мы узнавали о героическом подвиге белорусского народа не только из учебников и художественной литературы, но и от свидетелей этого исторического этапа нашей страны. Мне об этом рассказывали мой воевавший дед и мама, пережившая ребенком все ужасы войны, а вот мои дети помнят своего прадеда только по фотографиям. Значит, эту историческую правду обязано передать следующее поколение. И если мы вместе — и семья, и школа, и общество в целом — об этом не позаботимся, то цепочка исторической правды может порваться. Сразу же найдутся те, кто захочет заполнить этот разрыв, создавая небылицы о том, кто выиграл войну. Мы хорошо понимаем, что допустить это — значит предать своих предков, поэтому сохранение и наращивание звеньев цепочки исторической памяти выступает важной задачей школьного образования…
Мы увидели, что тех часов, которые отводились на изучение Великой Отечественной войны в рамках учебных занятий по истории, в условиях жесточайшей информационной атаки, искажающей историческую правду, недостаточно. Сегодня системный курс истории Великой Отечественной изучается в рамках обязательного факультатива всеми учащимися 9-х классов. А вот как подать изучаемый материал, как тронуть душу и сердце юного поколения, в том числе на примерах подвигов Александра Матросова, Марата Казея и других героев, — об этом должен позаботиться педагог. Ведь понятие исторической памяти — это не просто знание дат и событий. Оно гораздо глубже и шире. Трудно не согласиться с тем, что учитель истории сегодня выполняет роль идеолога в патриотической интерпретации событий в соответствии с исторической правдой.
Стержень воспитательной работы
Отмечу и другие важные изменения, которые свидетельствуют о том, что образование отреагировало на август 2020 года. Сегодня пение гимна открывает все знаковые события в школе, созданы знаменные группы, волонтерские отряды, открыты военно-патриотические клубы и классы, музеи геноцида, школам присваиваются имена Героев Беларуси и многое другое. Казалось бы, ничего нового, хорошо известные формы активности. Но признаемся честно: интернет и информационные технологии на какое-то время взяли верх и захватили наших детей, оторвав от реальных коллективно и социально значимых форм активности, когда каждый чувствует плечо и поддержку товарища. А мы, к сожалению, этого не заметили вовремя. Поэтому задача сегодня состоит в том, чтобы все, что мы открыли, организовали, восстановили, не существовало само по себе, а работало — на каждого учащегося и страну в целом. И если это станет стержнем воспитательной работы, то мы точно ответим на вопрос, чему мы учим. Воспитание — перманентный процесс. Немного упустили, чуть опоздали и… наверстывать очень сложно. Тем более в такое непростое время, которое выбрало нас. Пространство воспитания надо отстоять. И мы это делаем.
И напоследок маленький штрих. В комнате общественных организаций замечаю третьеклассницу со значком нашего Государственного флага. Спрашиваю: “Кто тебе его дал?” Ответ: “Никто”. — “Где же ты его взяла?” — “Купила в киоске”. Вот вам и ответ на извечный вопрос, чему учить и как учить. Значит, справляемся.