Эффективные приемы работы с текстом на уроках: формируем читательскую грамотность младших школьников

- 13:10Журнал "Народная асвета", Образование
А.М. ХАЛЬКО, заместитель директора по учебной работе СШ № 15 им. В. Ф. Маргелова г. Новополоцка

Еще недавно одним из главных показателей успеваемости учащегося начальных классов считалась скорость чтения, сегодня же учителя больше внимания уделяют качеству чтения, осмысленности и пониманию прочитанного. И это закономерно, так как современные дети, получая большое количество информации, плохо ориентируются в огромном медиапотоке, не умеют отделять главное от второстепенного, извлекать из текста нужную информацию и использовать ее при решении различных видов задач. Все эти умения составляют читательскую грамотность, которая является основным компонентом функциональной грамотности.

От уровня сформированности у школьника читательской грамотности зависит восприятие, понимание и качественное усвоение им учебного материала по любому предмету. Базовые читательские умения и навыки, которыми должен владеть функционально грамотный человек, учащиеся приобретают в первую очередь на уроках литературного чтения. Поэтому для учителя начальных классов очень важно научить каждого ребенка читать вдумчиво и осмысленно. Однако, как показывает практика, у младших школьников вызывают затруднения именно задания, связанные с пониманием содержания прочитанного текста, выделением главной мысли, составлением плана, построением письменного развернутого ответа на основе текста, умением работать с таблицами, схемами, интерпретировать, анализировать и оценивать информацию, представленную в явном и неявном виде, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта. Устранению данных проблем способствует целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся читательской грамотности, которую следует начинать с 1 класса. Приведем примеры формулировок заданий, используемых при работе с текстом.

  1. Найдите в незнакомом тексте изучаемую букву, подчеркните и посчитайте, сколько раз она встретилась.
  2. Найдите в тексте предложение, которое начинается с заглавной буквы, например Б.
  3. Найдите в тексте предложения, в которых есть имя мальчика (девочки).
  4. Найдите в тексте предложение, состоящее из 3–4 слов.
  5. Найдите в тексте предложение, в котором говорится про белочку (медведя, собаку, зайца и т.д.). Опишите животное.
  6. Вставьте на место пропусков в тексте подходящие по смыслу слова.
  7. Замените слово картинкой.
  8. Расположите предложения в правильном порядке.
  9. Сопоставьте текст с иллюстрацией.

Выполнение подобных заданий способствует развитию у детей внимания, навыков поиска нужной информации в тексте, выстраиванию логической последовательности описываемых событий, установлению причинно-следственных связей между событиями и явлениями, сопоставлению разных форм подачи материала (текст, рисунок, таблица, схема) и др.

Фото из архива редакции используется в качестве иллюстрации

Во 2–4 классах, когда учащиеся уже достаточно бегло читают, содержательным ядром урока становится само литературное произведение. Работа над текстом начинается с анализа его названия: необходимо определить, о чем пойдет речь. В ходе основной части занятия текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ребята высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Далее целесообразно организовать чтение по цепочке, предложить выборочный пересказ, делая акцент на внутреннем мире героев, так как учащиеся обращают на это мало внимания при самостоятельном чтении.

На примере рассказа Л. Н. Толстого «Акула» (3 класс) рассмотрим, какие приемы работы с текстом может использовать учитель для формирования читательской грамотности младших школьников.

На этапе изучения нового материала эффективен прием «Знаю, узнал, хочу узнать больше». Например, в начале урока после знакомства ребят с биографией Л. Н. Толстого, данной в учебнике, учитель предлагает заполнить таблицу (4 столбик заполняется дома):

 

Что ты уже знал о Л. Н. Толстом?

Узнал ли ты новые факты о писателе?

Какие рассказы

Л. Н. Толстого ты читал?

С какими рассказами Л. Н. Толстого ты хотел бы познакомиться?

 

 

 

 

Этот же прием используется и на этапе закрепления изученного материала.

На этапе подготовки к восприятию текста на доску крепится рисунок с изображением акулы. Учитель задает вопрос, почему на доске висит изображение акулы (так называется рассказ Л. Н. Толстого), и просит учащихся предположить, кто будет героем этого произведения. Затем учитель интересуется, что дети знают об акулах, и раздает им карточки с дополнительной информацией об акуле. Прочитав внимательно текст, ребята подчеркивают новые факты об этих хищниках и зачитывают их.

Пример текста

Акула – крупная морская хищная рыба. В пучине океана акулы скользят, словно бесшумные серые тени. Самые опасные и кровожадные из акульего семейства – белые и тигровые акулы. У белой акулы огромная страшная пасть. А ее треугольные зубы острые, будто ножи. Акульи зубы очень большие (до пяти сантиметров). Серыми призраками возникают они в мутной голубизне, явившись внезапно откуда-то. И вот, будто нехотя, лениво описывают круги: всё уже, всё ближе. Словно намеченная жертва не очень даже их интересует – и вдруг… Забурлила вода и окрасилась кровью. Бросок атакующей акулы неуловимо быстр. Плавают акулы волнообразно, изгибая тело. Эти рыбы не могут прожить не двигаясь! Без движения они задыхаются даже в чистой воде, в которой растворено много кислорода. Акулам нужен простор морей! Только быстрое движение помогает воде в достаточном количестве протекать через их жабры. «И день, и ночь от рождения до смерти акула обречена быть в движении» (Я. Акимушкин). Спят акулы урывками, плавая, медленно шевеля хвостом. Акулы – очень сильные рыбы! Они с легкостью рвут толстенные канаты и стальные цепи. Акулы прекрасно всё видят в темноте океанских вод. У них великолепный нюх. «Обоняние – главный поводырь акул» – так говорят об этих рыбах.

Затем организуется работа с текстом, одним из этапов которой является словарно-лексическая работа. Учитель записывает на доске незнакомые слова (ропот, парус, фитиль, артиллерист, якорь) и предлагает определить их лексическое значение по контексту. Результаты проверяются по толковому словарю, затем дети самостоятельно находят в словаре значение слов купальня, пустыня, пушка. Учитель открывает на доске картинки c изображением фитиля, якоря, паруса, пустыни, купальни, пушки, ребята их подписывают.

После чтения текста учителем проверяется первичное восприятие прочитанного. Учитель задает вопросы на понимание общего содержания рассказа, на которые дети должны ответить, используя явную информацию в тексте (прием «Вопрос – ответ»). Затем учащиеся читают рассказ по цепочке, находят в тексте предложения, где встречаются слова якорь, парус, фитиль. Причем вопросы могут формулироваться в косвенной форме, ответы на них требуют рассуждения, анализа, а также опоры на собственный опыт учащихся.

Вопросы

  • Где происходили события, описанные в рассказе? Прочитайте.
  • Каков был день и что изменилось к вечеру? Найдите ответ в тексте.
  • Как было организовано купание? Прочитайте.
  • Можно ли купаться в открытом море? Почему?
  • Правильно ли поступили мальчики? Докажите.
  • Что увидел старый артиллерист? Как он поступил?
  • В каких строках говорится о мужестве этого человека? Докажите.

С помощью приема «Логическая дорожка» учащимся предлагается расположить события, записанные на карточках, в логической последовательности. Таким образом составляется план рассказа, который записывается на доске.

Примерный план

  1. Прекрасный день у берега Африки.
  2. Решение капитана – купание.
  3. Мальчики плавают в открытом море.
  4. Появление акулы.
  5. Выстрел артиллериста.
  6. Мальчики спасены.

Применение данного приема эффективно также при составлении характеристики главных героев. Осмыслению содержания текста способствует использование приема «Пазл». Каждая группа получает карточки с записанными на них качествами: смелый, беспечный, ответственный, заботливый, безответственный, мудрый, опытный, решительный. Нужно выбрать качества, присущие каждому из героев: группа 1 – «мальчики» (безответственные, беспечные), группа 2 – «артиллерист» (опытный, смелый, решительный), группа 3 – «капитан» (ответственный, заботливый, мудрый).

Способность школьников понимать образный, метафорический язык также является одним из важных показателей сформированности читательской грамотности. Поэтому на уроке следует чаще предлагать задания, разработанные на основе пословиц, поговорок, фразеологизмов. Например, учащиеся получают карточки с фразеологизмами и, обсудив их значение в парах, ищут в тексте предложения, где они встретились (прием «Крылатые выражения»). Учитель предлагает подумать и ответить, в каких ситуациях их можно применить: держать ухо востро; душа в пятки ушла; лёгок на помине; сам не свой; что было сил.

В качестве крылатых выражений можно использовать пословицы (записываются на доске). Учащимся необходимо выбрать, какие из них наиболее подходят к тексту рассказа «Акула» и его героям (объяснить почему).

  • И в ус не дует, и ухом не ведет. (Мальчики.)
  • Риск – благородное дело. (Артиллерист.)
  • Смелость города берет. (Артиллерист.)
  • Ему и беда что с гуся вода. (Капитан.)
  • Кто посылает, тот и отвечает. (Капитан.)

На послетекстовом этапе учитель вновь задает вопросы, цель которых – способствовать развитию умений учащихся размышлять над прочитанным, давать ему оценку, делать выводы.

Вопросы

  • Чему учит рассказ Л. Н. Толстого «Акула»? (Взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию.)
  • Для чего автор написал свое произведение? Что писатель хотел донести до читателя? (Показать самоотверженную любовь родителей к детям, их готовность всегда прийти на помощь.)

Таким образом, чтобы научить младших школьников осознанному чтению, сформировать у них читательскую грамотность, учителю необходимо большое внимание уделять систематической работе учащихся с текстом, развивать у них умение воспринимать разные по стилю тексты (художественный, научно-познавательный, научно-публицистический и др.), прививать вкус к чтению.

Литература

Про акулу для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multonline.ru/articles/interesnyy-rasskaz-pro-akulu.html. – Дата доступа: 30.01.2024.