Худрук Молодежного театра эстрады: «Человек, имеющий достойную цель, всегда добивается ее»

- 14:21АРТ-квартал, Новости

Известный режиссер и драматург, авторитетный организатор масштабных проектов, творческая и позитивная личность — так отзываются о Владиславе Артюковской все, кто ее знает. Художественный руководитель Молодежного театра эстрады любит экспериментировать, она креативна и удачлива. И, получив прекрасное образование, она по­-прежнему готова учиться и благодарна всем своим педагогам. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Птица счастья завтрашнего дня

— Владислава, в июне впервые в формате open air у столичного Дворца спорта состоялся Республиканский бал выпускников вузов “На крыльях мечты”. Это, по сути дела, ваше детище. Была ли вам по-настоящему близка эта тема?

— Ни к одной своей работе я не отношусь как к какому-то заказу, для меня это всегда творчество. На сей раз перед нами стояла совершенно новая задача: требовалось поставить действо на открытой территории с огромным количеством участников, использовать акваторию, создать не­обычный и яркий образ.

Главным символом бала стала огненная птица счастья, которая дарит свои перья людям как воплощение удачи, необходимой в жизни всегда. Каждый молодой человек, начиная свой жизненный путь, наверняка размыш­ляет: а получится ли, сложится ли его карьера, личная жизнь?.. Мне показалось интересным после выпускного бала отправить молодых людей на крыльях мечты в новую жизнь.

— Штампом стало выражение “молодежь — наше будущее”. А по-вашему, какое будущее ожидает нашу молодежь? 

Убеждена, что человек сам строитель своей жизни. Например, в нашем в театре есть кастинги для молодых артистов, и я вижу, какие разные приходят к нам молодые люди и как меняются они со временем. Или же смотрю, как складываются судьбы моих однокурсников по академии искусств, и понимаю: каждый из нас и впрямь кузнец своего счастья.

Если выпускники хотят, чтобы их жизнь стала хорошей и яркой, чтобы у них были семьи, дети, получилась карьера, и для них это не просто мечта, а цель — значит, так оно и выйдет. Человек, имеющий достойную цель, всегда добивается ее. Да, могут возникать препятствия на пути, неприятные и неожиданные, но их нужно преодолевать. Падать все равно придется, но после этого надо вставать и идти вперед.

— А вы, когда поступали в академию, какими видели свое предназначение, призвание, цель, мечту?

— Я всегда знала, что буду писать, а в 14 лет уже получила первую награду как драматург. Помню, даже какие-то деньги мне вручили, к моей бесконечной радости, за победу в республиканском конкурсе, финал которого проходил в Бресте. Мою пьесу мы потом поставили в нашей минской школе № 136 с театральным уклоном. Она принесла мне такое вдохновение!

В академии уже на 1—2 курсах меня выделяли. Поручали, например, организовывать масштабные мероприятия как молодому и перспективному режиссеру. Мне нравились большие формы, когда требовалось объединять много студентов. К слову, я еще лет в пять увидела первые мюзиклы и была в восторге, понимая, что ничего лучше и красивее этого не сущест­вует. Академию окончила с отличием, и моя жизнь развивалась так, что вы сегодня общаетесь с художественным руководителем театра, в творческом багаже которого немало масштабных работ и спектаклей, в том числе мюзиклов. Так что в принципе всё, о чем я мечтала, можно сказать, осуществилось.

Сестра Аксенова, “Остров” Лунгина и “Гурьянов”

— Были ли в вашей школе и вузе преподаватели, существенно повлиявшие на ваше становление, мировоззрение, судьбу?

— Мне повезло в жизни с педагогами. У меня была, например, потрясающая учительница русского языка, которая не просто давала задания, скажем, написать сочинение, она хотела понять, насколько мы умеем размышлять. Рассказывая про литературу, наш педагог и пританцовывала, и что-то выкрикивала, и пела, заряжая нас своей энергией. Я смотрела на нее с восхищением.

Или, скажем, в школе преподавала актерское мастерство, представьте, сестра знаменитого писателя Василия Аксенова. Антонина Павловна тогда работала в нашем Русском драматическом театре. Она почему-то обратила на меня внимание, мы с ней тепло общались. Ее мама Евгения Гинсбург — автор легендарного “Крутого маршрута”. Тоня мне подарила эту книгу, у меня дома она до сих пор есть.

— Вот так факт!

— Да. И эти беседы с ней очень меня развивали… В академии мне повезло учиться у плеяды педагогов из старого театрального института. Татьяна Ротобыльская, известный критик, объясняла всё про режиссуру, говорила, какая это филигранная профессия, как можно из любого произведения “вытащить” то, что окажется самым интересным. Например, “перекрутить” шекспировского “Гамлета” в историю о Розенкранце и Гильдестерне…

У меня преподавали практически все на тот момент ведущие режиссеры страны: и Олег Луценко, и Валерий Раевский, и Андрей Андросик. Надо отдать должное моему мастеру Лидии Алексеевне Монаковой, которая и сегодня остается той же креативной и неординарной личностью. Мы недавно общались, и мне кажется, возраст ее нисколько не изменил. Как оказалось, я поступала на лучший курс в академии искусств, даже не подозревая об этом.

— И учились, надо думать, в хорошей компании?

— Я училась вместе с потрясающими ребятами. Помню, моя учеба начиналась в 8 утра, а завершалась в 12 ночи, и так каждый день. Нас выгоняли с кафедры, мол, идите отдохните. А мы не уходили, настолько интересной оказалась учеба и замечательными были наши учителя.

Но, наверное, главным моим педагогом была все-таки мама Наталья Алексеевна. Историк по образованию, она работала в Хатыни, потом перешла в экскурсионное бюро. Обожала живопись и, чтобы привить мне вкус, показывала мне в детстве репродукции голландских мастеров, передвижников, рассказывала о разных жанрах, учила различать, скажем, Сальвадора Дали и Ван Гога. Даже в нашем нашумевшем мюзикле “Гурьянов” первостепенную роль сыграла она.

— А вы как решились сделать постановку о священнике Николае Гурьянове, судьба которого вдохновила Павла Лунгина на создание фильма “Остров” с Петром Мамоновым в главной роли?

— Моя мама попала с онкологией в Боровляны и в палате нашла забытую кем-то книжицу с биографией этого старца, с воспоминаниями известных людей о встречах с ним. Дала почитать мне. Но только 10 лет спустя после маминой смерти я, наверное, внутренне созрела для того, чтобы осуществить давнюю мечту — поставить серьезный мюзикл на духовную тему. Почти полвека отец Николай принимал на острове на озере в Псковской области людей, жаждавших получить чудесное исцеление или совет и получавших их, чему есть убедительные свидетельства.

Рок-н-ролл и сказки

— “Гурьянова”, знаю, показали сейчас на “Славянском базаре”.

— Да, в рамках программы “Театральные встречи”. Мы, к слову, недавно показывали его в большом зале Дворца Республики. Люди плакали, улыбались, радовались, и эта реакция дарит такое вдохновение! Спектакль дает огромный духовный рост актерскому составу и открывает новые грани таланта таких известных артистов, как Александра Гайдук, Руслан Чернецкий, Жанет, и всех, кто проникся историей великого старца.

— А вы своих детей часто хвалите? И за что?

— Хвалю, но, пожалуй, стоило бы больше, и они считают меня строгой мамой. Хотя мои дети — натуры творческие. Старшая дочка Полина учится в академии искусств, на факультете кинорежиссуры и телевидения, хочет делать кино, сама уже снималась в главной роли в фильме Кирилла Халецкого “Дорога”, получившем множество международных призов. Пробовала себя в анимации, училась в художественной школе.

А младшая, Ева, сейчас занимается в гимназии-колледже имени Ивана Ахремчика. Здорово, на мой взгляд, рисует, очень целе­устремленная девочка. К слову, их отец Денис — тоже артист нашего театра и мой самый взыскательный критик.

— Судя по тем же мюзиклам “Бурлеск” и “Бриолин”, с молодым поколением у вас полное взаимопонимание?

— Достигнуть его — большой труд. Сейчас молодежь не то чтобы безынициативная, но часто не имеет цели, больше стремится к финансовой успешности, материальному благополучию и не очень стремится «пахать». И переломить это очень сложно, но я умею до них достучаться, приглашаю на большие проекты, где они могут показать свое мастерство.

В мюзикле есть очень важные слова о том, как важно ценить каждый день своей жизни, ведь никогда не знаешь, что принесет завтрашний. Мы часто ругаем свою работу, своих детей и почти не умеем хвалить. Это, наверное, наша национальная черта.

— У вас в постановках задействованы и студенты?

— Конечно. Кирилл Кучинский окончил 3 курс академии музыки. Он оперник, ему интересно попробовать себя в совсем ином жанре. Как я говорю, тот же “Бриолин” — фитнес, там нужно очень много двигаться, после спектакля их костюмы полностью мокрые. Это энергия, задор! Зажигательные рок-н-ролльные танцы поставил хореограф Денис Кошевой.

— “Котовасия и Песостория”, “Карлсон и тот самый Малыш”, “Мухи-цокотухи бал” — у вас есть целый пласт музыкальных спектаклей, рассчитанных на детскую ауди­торию.

— Вы знаете, я так их люблю! Когда-то давно, году в 2009-м, впервые попробовала этот жанр — на Главной елке страны, выиграв творческий конкурс и поставив музыкальную сказку.

В “Карлсоне” Фрекен Бок говорит, что в каждом взрослом человеке живет ребенок, и это очень важный посыл. Или, например, “Котовасия и Песостория”. Дети правильно понимают, кто хороший, кто плохой, однако и отрицательным героям сочувствуют. Паук вроде бы горит, но выходит с огнетушителем и спасается, и маленьким зрителям это нравится.

“Формула мира”

— По традиции в День Республики в столичном парке Победы прошел яркий и красочный концерт, посвященный главному празднику страны…

— Его поставил мой молодой ученик режиссер Игорь Кривулько, я выступала в роли автора и наставника. На сей раз мы решили, что главной темой концерта станет республиканская акция “Формула мира”. Помимо артистов, хотелось собрать и показать на большом экране молодых людей из всех регионов с их пожеланиями и заветными мечтами. И, конечно, это перекликается с нынешним Годом мира и созидания. От каждого человека в нашей стране зависит будущее Беларуси. И очень важно в жизни не только планировать, но и создавать, созидать, делать что-то полезное для страны.

Владимир ПИСАРЕВ
Фото предоставлено собеседницей