В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, о духовности и патриотизме, о воспитании детей и молодежи.
Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Игорь Бузовский.
Системная работа
— Игорь Иванович, какие жизненные ступеньки, какой личный опыт помогают сегодня ректору Академии управления? К слову, наверняка педагогам будет интересно узнать, что в вашей трудовой книжке есть и такая запись, как заведующий отделом социально-педагогической и психологической работы Центра внешкольной работы Новогрудка…
— Безусловно, для меня ценен опыт (и полученные знания!) каждого направления, где работал, развивался, формировался как управленец, а это БРСМ, Администрация Президента, Министерство информации… Неотъемлемая часть жизни — этап, связанный с системой образования. По второму, гражданскому, образованию, полученному в Минском высшем военном командном училище, я социальный педагог-психолог. Когда завершил службу в армии, ушел с офицерских должностей и посчастливилось начать профессиональную деятельность именно в сфере образования. Как теперь их принято называть, это были лихие 90-е — время поисков и экспериментов для общества, государства, системы образования. На тот момент ни социальных педагогов, ни психологов в системе образования в принципе не было. Мои знания оказались настолько востребованы, что я трудился чуть ли не на 7 работах — и в специнтернате, и в профессионально-техническом училище, и в экологическом центре, а еще вел часы кружковой работы по развивающему обучению, по подготовке детей к школе и т.д. Для меня это был, с одной стороны, определенный вызов с возможностью реализации себя уже в гражданской профессии, а с другой, я вместе со страной осваивал новую для образования социально-психологическую нишу. Счастлив, что многие мои наработки в дальнейшем воплотились в жизнь в Новогрудском районном социально-педагогическом центре. Могу признать, что фактически эта работа стала для меня путеводной (по-другому и назвать не могу). Потому что та первая масштабная задача — формирование здоровой, полноценной личности, не только высокоинтеллектуальной, но и духовно развитой, нравственно воспитанной — и сегодня стоит передо мной как ректором. Да, в несколько других аспектах, других жизненных и временных реалиях, но системная работа по поиску путей воспитания здорового общества по-прежнему актуальна.
— Развитие системы образования в нашей стране — это традиционно вопросы государственной важности. На ваш взгляд, какие из задач, которые поставил глава государства на августовском педагогическом совете, самые сложные для исполнения?
— В очередной раз затронуло неравнодушное отношение Президента к педагогическому сообществу, личности педагога. А еще — глубина понимания того, насколько важна для страны система образования, причем не просто как учебный процесс, а как комплексная система. Мне очень созвучна такая мысль: достижением нашего сложного времени можно назвать то, что мы не разорвали понятия учебного и воспитательного процесса, сумели сохранить образовательный процесс в этом двуединстве. Снова убедился, что власть с педагогами разговаривает на одном языке, на языке традиционной педагогики, и мы выдерживаем правильную стратегию. Да, есть ошибки, есть проблемы, но и о них надо говорить не скрывая. Глава государства вновь продемонстрировал, что не хочет слышать просто отчеты, как и уверения в том, что все хорошо. Если проблема есть — озвучивайте, и не просто в качестве критических замечаний, нужны конкретные предложения! Вот это, на мой взгляд, и было самым важным на форуме — возможность сказать и возможность быть услышанным. К слову, этот посыл — не замалчивать трудности и сообща искать пути решения — важен в нынешнее сложное время не только для педагогов, но и для каждого белоруса, радеющего за будущее родной страны.
— Сегодня много говорится о повышении престижа профессии педагога, преподавателя. Как думаете, Игорь Иванович, формирование позитивного имиджа профессии — чья больше забота: общества или самого наставника?
— Процесс этот достаточно сложный, системный, и он не с односторонним, если применить такое выражение, движением. Речь ведь не идет о формировании педагога в отрыве от общества, вопрос совсем не в развитии отдельно взятых личностей, которые сегодня представляют педагогическую общественность. Речь скорее о вызовах современности, как бы философски это ни прозвучало. Что такое хорошо, а что такое плохо, каким образом сегодня оценить успешность того или иного человека в социуме? Некоторое время назад ключевыми в успешности педагога являлись профессионализм, династийность, карьерный рост, уважение учеников. На современном этапе наряду с этим приоритет ушел в материальную плоскость. Да, духовного не бывает без материального, материального не бывает без духовного. Но сегодня мы ввергнуты в экономические процессы мирового масштаба со своими законами, где успешность оценивается во многом экономическими параметрами. Сегодня нам всем вместе нужно обеспечить ту стратегию развития общества, о которой мы заявляем с социальной ориентированностью и нацеленностью на высокие идеалы, нравственные, духовные ценности, способствуя таким образом формированию соответствующей личности педагога. Именно поэтому, повторюсь, у нас в образовании сохранены воспитательная работа и патриотическое воспитание. Сейчас идет поиск грамотного баланса в организации системы образования, определения (и обеспечения!) высокого статуса учителя. Безусловно, статус небожителя, каким был педагог для наших бабушек и дедушек, увы, в наш век недосягаем, но и сидеть сложа руки мы не намерены.
Сегодня время пробует на зуб наши традиции и устои, сформированные за 30 лет суверенитета, и, я хотел бы это особо подчеркнуть, мы выдержали экзамен. Мы достойно прошли 30 лет президентства, 30 лет после развала бывшего великого государства.
И если к этим годам приплюсовать 50 лет после победного 1944-го, то в общей сложности можно говорить о том, что у Беларуси есть 80 лет мира — такого не было ни в одной постсоветской республике! Это во многом благодаря тому, что мы сохранили и продолжаем сохранять свои традиционные подходы, в том числе в системе образования. Да, случаются ошибки, но общая стратегия соответствует нашим исконно белорусским корням.
Знания на благо страны
— Процесс взращивания управленцев, коих готовит Академия управления, долгосрочный и дорогостоящий. По-хорошему, этим нужно заниматься еще со школьной скамьи. Вы готовы сами подбирать, воспитывать будущих студентов?
— На протяжении достаточно долгого времени система подготовки государственных служащих, профессиональных управленцев была четко выстроена в Высшей партийной школе и имела очень компактную форму. Сегодня Академия управления при Президенте Республики Беларусь — это порядка 10 тысяч человек в год, которые проходят подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку. Образовательный процесс охватывает самые разные категории — это не только сегодняшние управленцы и те, кто состоит в резерве. Это в том числе и те, кто получает первое высшее образование. И здесь хочется отметить наш проект “Школа управления” — программу дополнительного образования детей и молодежи. Школа управления — достаточно позитивный для нас опыт, когда мотивированные и талантливые ребята, которые еще учатся в школе, проходят конкурсный отбор, поступают к нам и в дальнейшем, при успешном окончании и высоких баллах аттестата, без экзаменов зачисляются в Академию управления. Аналогов у этого проекта в нашей стране нет, инициативу Академии управления нормативно поддержали Администрация Президента и Министерство образования. В этом году по результатам двух отборочных туров в проект зачислены 30 человек, представляющих все регионы Беларуси. И я искренне рад, что в школу управления пришли подготовленные, интересные ребята. К слову сказать, учеба у них достаточно сложна, потому что сопряжена с учебой в обычной школе.
— Игорь Иванович, вы не один год были членом совета специальных фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, по поддержке талантливой молодежи. Скажите, как найти максимально толковое применение талантам во взрослой жизни?
— Позвольте одно личное воспоминание: в определенный период решением Президента нашей страны 10 человек от Беларуси, меня в их числе, направили на учебу в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Такая программа существовала несколько лет, и это была уникальная возможность, сохранив рабочее место, получить второе высшее образование в России. Сегодня факт остается фактом: мои однокурсники успешно работают в своих нишах, но их багаж знаний однозначно мог бы быть использован значительно мощнее в интересах страны. Очень надеюсь, что я оправдываю и в дальнейшем оправдаю все затраченные государством средства на мое обучение. Многочисленные образовательные программы, которые существуют в сфере образования, экономики и так далее, нашему обществу, безусловно, нужны, как и талантливые люди, которые помогут строить сильную Беларусь и достигать максимально высоких целей. Не среднесрочных, не краткосрочных, а именно долгосрочных, потому что наши конкуренты играют с нами, что называется, вдолгую. Сегодня оппоненты серьезно вкладываются в искажение наших мыслей, разрушение наших идеалов и ценностей. И, соответственно, если мы вкладываемся в подготовку кадров, мы тоже должны думать о долгосрочной перспективе. Поэтому неудивительно сегодняшнее пристальное внимание Президента к развитию системы образования, воспитанию молодых белорусов. Очень многое было сделано верно: сохранили систему профессионально-технического образования, не утратили воспитательный процесс в сфере высшего образования.
Наша стратегия — это стратегия долгосрочного мышления, а механизм государственной поддержки талантливой и одаренной молодежи позволит обществу двигаться и эффективно развиваться. Наверное, его создание и есть одна из главных задач на современном этапе развития страны.
Хочу учиться!
— При вашем назначении глава государства подчеркнул, что следует принципиальнейшим образом подходить к получению образования в Академии управления. Скажите, а можно ли помечтать о том, что представители системы образования — на уровне начальников отделов образования, директоров школ — смогут рассчитывать на специальные курсы повышения квалификации? Раз уж вслух говорится, что учитель — человек Президента…
— Можно не просто мечтать, это необходимо организовывать, уверен в этом! Позвольте еще одно небольшое отступление. Одно из направлений моей профессиональной деятельности было сопряжено с анализом подходов к воспитательному процессу молодежи. Оказалось, что часто ребята впервые выезжали за пределы своего района только при поступлении куда-либо. Пока глава государства, четко понимая проблему, не поддержал реализацию туристско-экскурсионных программ. Постижение жизни происходит не только в школьных кабинетах, не в интернете, а в реальных поездках по родной стране, в общении друг с другом. Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что педагогическим работникам, особенно тем, кто организовывает образовательный процесс, тоже нужно выбираться за пределы устоявшейся среды. Не секрет, что многие, кто проходил переподготовку в Академии управления, приезжал на повышение квалификации, одним из самых больших достижений (наряду со знаниями, конечно!) называют… блокнот. Это список фамилий, телефонов тех, с кем люди познакомились, подружились во время учебы, это возможность дальнейшей коммуникации, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Такое общение позволяет решать многие деловые вопросы. При этом процесс образования реализуется не только непосредственно во время учебы, но и во взаимодействии с лекторами-практиками, управленцами высокого уровня.
Академия управления предлагает и возможность прохождения повышения квалификации на коммерческой основе. И некоторые руководители, педагогические работники, знаю, такой возможностью уже воспользовались или планируют.
Коммерческие программы могут быть разработаны для разных аудиторий и по разным направлениям. Например, у многих управленцев наиболее востребованы программы повышения квалификации “Актуальные вопросы идеологической работы в организации”, “Развитие личной эффективности”, “Совершенствование управленческой деятельности”, “Государственная молодежная политика в контексте приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь” и другие. Если говорить о переподготовке, получила значительную заинтересованность специальность “Деловое администрирование”.
Иными словами, возможности для получения новых знаний предоставляются достаточно большие, как при поддержке государства, так и с использованием собственных средств.
И очень важно, чтобы сам человек, и педагог в частности, понимал, что обучение по-прежнему остается ключом к достижению успеха личности и успеха развития государства в целом.
Екатерина Дубинская