Надежда Васильченко — о достижениях в сфере дополнительного образования детей и молодежи

- 12:36Диалоги об образовании

В проекте «Диалоги об образовании» говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, о воспитании детей и молодежи.

Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — директор Национального центра художественного творчества детей и молодежи председатель Республиканского совета по вопросам дополнительного образования детей и молодежи Надежда Васильченко.

 

Открытое социально-педагогическое пространство

— Вопросы развития системы образования в Беларуси — это традиционно вопросы государственной важности. Вы много лет, по сути, курируете в стране дополнительное образование детей и молодежи. Какие наиболее важные достижения отметите, какие новые задачи видите? 

— Сегодня приоритетным вектором развития системы дополнительного образования детей и молодежи является воспитание. Образовательное пространство учреждений дополнительного образования детей и молодежи — это среда, в которой созданы все условия для самореализации детей и молодежи. Причем, на мой взгляд, речь можно вести не только о реализации программ различных направлений, но и об открытом социально-педагогическом пространстве, где осуществляется живое общение детей, педагогов, родителей, социальных партнеров. А решаем мы такие важные задачи, как дополнительное образование в различных сферах и направлениях, организация содержательного досуга, успешная социализация детей и молодежи.

И, пожалуй, самая главная задача педагогов дополнительного образования — формирование у наших детей тех духовных ценностей, которые будут определять модель жизненного поведения в будущем, приобщение их к традициям и обычаям, морально-нравственным нормам белорусского народа.

В условиях быстрого развития науки, техники, цифровых технологий художественно-эстетическое воспитание играет особо важную и значительную роль в образовательном пространстве. Согласитесь, именно художественное воспитание развивает чувство прекрасного, форми­рует мировоззрение и креативные качества личности, что служит мотивацией любой творческой, созидательной деятельности.

Наши дети, посещая объединения по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, развивают свой духовный, творческий и интеллектуальный потенциал. Очень важно, что этот процесс строится на принципах дос­тупности, открытости, добровольнос­ти, поддержки талантливых детей и детей с особенностями психофизического развития.

Сегодня очень часто, говоря об организации деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, говорят о таких понятиях, как модернизация, инновация, цифровизация, проектная и экспериментальная деятельность.

— Не раз признавалось, в том числе на международном уровне, что в Беларуси ярко и системно реализуется инновационный проект “Внедрение модели республиканского методического кластера в систему сопровождения гражданско-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи”.

— Сегодня на базе 68 учреждений дополнительного образования детей и молодежи работают 84 опорные методические площадки, деятельность которых помогает создать систему сетевого взаимодействия, способствует внедрению эффективных моделей методического сопровождения профессионального роста педагогических кадров. А наш рес­публиканский проект направлен как раз на использование воспитательного потенциала опорных методических площадок — с учетом региональных особенностей и ресурсов.

В минувшем году наш Национальный центр художественного творчества детей и молодежи совместно с научно-методическим журналом “Выхаванне і дадатковая адукацыя” осуществил республиканский сетевой проект “Опорная методическая площадка— профессиональному сообществу”.

Его реализация стала возможной благодаря эффективному сетевому сотрудничеству и социальному партнерству в усло­виях республиканского методического кластера. Как результат — восемь содержательных выпусков журнала, в которых представлена широкая палитра методических инновационных материалов (более 70!), созданная педагогами и специалистами учреждений дополнительного образования детей и молодежи страны. Представленные материалы отражают успешные практики и модели воспитательной работы, эффективные формы и методы работы с детьми и учащейся молодежью по формированию лидерских качеств, активной гражданской позиции, включению учащихся в социально значимую общественную деятельность и волонтерское движение.

Педагоги дополнительного образования ведут активную работу по проектированию программ нового поколения. Уточню: речь идет о программах с повышенным уровнем изучения образовательной облас­ти, темы, учебного предмета, учебной дисциплины. В центре внимания — вопросы гражданского, патриотического воспитания, здорового образа жизни, формирования эстетического восприятия культурных ценностей, эмоцио­нальной культуры.

“Я родным краем ганаруся”

— Какими особыми проектами, начинаниями для национального центра отмечен был минувший Год мира и созидания, уже идущий Год качества?  

Безусловно, в работе с детьми мы учитываем знаменательные события и памятные даты в жизни страны и белорусского народа. Накануне выборов, к примеру, был проведен открытый республиканский конкурс рисунка “Выборы глазами детей”, целью которого мы назвали повышение правовой культуры учащихся и воспитание гражданских и патриотических качеств.

Национальный центр художественного творчества детей и молодежи традиционно (и совершенно справедливо!) считается организатором многих республиканских и международных мероприятий с участием детей и молодежи. Приведу в пример те, что стали для страны знаковыми: смотр-конкурс детского творчества “Здравствуй, мир!”, фестиваль “Творчество без границ”, смотр-конкурс детского творчества “Спяваем разам”. И как не назвать знаковыми Национальный форум детей Беларуси, молодежные проекты “Арт-вакацыі”, конкурс юных чтецов “Живая классика”.

На республиканском конкурсе “ProБеларусь”, посвященном Году мира и созидания, было представлено 95 работ из всех регионов Беларуси — каждая отличалась уникальностью, оригинальностью и художественной выразительностью. Широко и масштабно представляет творчество молодых “Мельница моды”. Знаковым брендом республиканского фестиваля-конкурса является его яркая инициатива — специальный благотворительный проект “Стильное начало” с участием воспитанников детских домов и учреж­дений специального образования.

Педагоги дополнительного образования сегодня стараются уйти от формализма и заорганизованности, предлагают новые, современные формы занятости учащихся. Мы понимаем, что каждое мероприятие несет в себе воспитательный потенциал, развивает творческие задатки наших воспитанников и помогает определиться с их жизненными ориентирами. Новыми формами проведения мероприятий стали онлайн-проекты, которые включают в себя онлайн-мероприятия, образовательные проекты, интернет-конкурсы, челленджи, интернет-квесты, квизы и другие формы мероприятий в режиме онлайн.

Очень важным ресурсом воспитания детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи считаю их выставочную дея­тельность. Многим, наверное, известны международная выставка-конкурс детс­кого творчества “Дружат дети на планете”, республиканские выставки-конкурсы “Калядная зорка”, “АрхНовация”, “Новое впечатление”, “Дети и Авангард”. Отмечу, что темы выставок отражают и приобщение школьников к традициям и обычаям белорусского народа — те же “Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!”, “КраЯвід”, “Спрадвечнае заўтра”, “Пад небам сінім”, “Я родным краем ганаруся”.

— Позвольте лично мне отметить открытый молодежный фестиваль-конкурс “Погляд у нябёсы”, посвященный памяти Героя Беларуси Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета.

— Этот фестиваль стал настоящей площадкой для демонстрации творчества и духовности. В нем приняли участие студенты учреждений высшего образования, воспитанники учреждений среднего специального образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В программе фестиваля-конкурса особо значимыми стали презентации творческих работ в номинациях “Сугучча”, “Строкі веры”, “Думкі сэрца”, “Крылы часу”, интерактивная АРТ-площадка с учас­тием хоровых коллективов учреждений высшего образования.

К слову, впервые в прошлом году мы провели и национальный отбор международного конкурса изобразительного искусства “Праздник праздников”, в котором приняло участие 1350 работ. Участники конкурса выразили в своих творческих работах отношение к светлому празднику Воскресения Христова.

В содружестве с наукой

— Известно, что Национальный центр художественного творчества детей и молодежи последовательно и созидательно выстраивает взаимоотношения с различными ведомствами, организациями и профильными учреждениями Беларуси. Надежда Васильевна, какие проекты упомянете первыми?

— Наверное, те, которые могут похвалиться своими традициями. Уже 15 лет совместному проекту с Министерством внутренних дел Республики Беларусь — республиканскому творческому конкурсу для детей и подростков “Соблюдаем законы дорог!”. Совместно с Министерством архитектуры и строительства более 10 лет проходит республиканский конкурс детского творчества “АрхНовация”.

В многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей и молодежи насчитывается 335 любительских коллективов художественного творчества, имеющих звания “Заслуженный”, “Народный”, “Образцовый”. Их богатый творческий потенциал традиционно демонстрируется при проведении значимых государственных мероприятий.

Впрочем, хочу подчеркнуть, что таких примеров много. И особое значение в реализации проектов придается сотрудничеству с представителями науки, выступающими как в роли республиканского жюри, так и для качественного научно-методического сопровождения педагогической деятельности в сфере художественного творчества. Мы тесно сотрудничаем с преподавателями Белорусской государственной академии искусств, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, общественными объединениями “Белорусский союз художников”, “Белорусский союз мастеров народного творчества”. Все они помогают нам в развитии, предлагают инновационные подходы в рамках респуб­ликанских семинаров и мастер-классов, работы республиканского методического объединения.

Подготовила Екатерина ДУБИНСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА