Как хорошо уметь считать!

- 11:52Педагагічная майстэрня

“Учись считать быстро” — эти слова ученик часто слышит от своего учителя. А как? Да и зачем нужно уметь считать в уме, если XXI век — век высоких технологий, а слово “калькулятор” известно каждому даже в детском саду? Может быть нужны особые способности, и не каждый сможет научиться считать быстро?

Так что же такое “умение быстро считать”? Это дар, которым обладают немногие люди, или известные приемы, которые доступны любому школьнику? Владение навыками устного счета дает возможность выбрать в каждом отдельном случае наиболее рациональные и эффективные пути вычислений, что приводит не только к дополнительному выигрышу времени при устном счете, но и к облегчению выполнения различных заданий.

Причины, по которым я стала заниматься  этой темой, — это темп работы учащихся, низкий интерес к предмету. Уже в конце первого полугодия 1 класса я стала замечать, что школьники считают медленно и неточно. Задания, запланированные на урок, часто выполнялись не полностью. Приходилось отводить дополнительное время на изучение той или иной темы, а его всегда не хватает.

С целью анализа интереса детей к математике, вычислительным приемам был проведен опрос. Результаты показали, что большинство учащихся класса любят находить значение выражений, но у многих слабо сформирован вычислительный навык. Поэтому  формировать его я решила через использование заданий занимательного характера.

Продуманная система устных упражнений позволяет не только в системной работе по формированию вычислительных навыков и навыков решения текстовых задач, но и во многих других направлениях, таких как:

а) развитие внимания, памяти,  речи;

б) развитие мышления;

в) формирование пространственных пред­ставлений.

Устные упражнения в курсе математики начальной школы помогают учителю придать процессу отработки и закрепления знаний развивающий характер. Я веду опережающую подготовку к изучению последующих тем курса математики, ввожу задания проблемного характера, которые помогают учащимся сформулировать тему урока, поставить задачи.

На мой взгляд, когда у учащихся появляется интерес к урокам математики, они  стремятся совершенствовать способы вычислений и решения задач. А это важнейшее условие сознательного усвоения материала. Если ученику нравится предмет, то он будет всегда с интересом, увлеченно осваивать новые знания.

Учащимся нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к домашнему заданию, по желанию, я даю задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также даю задание подготовить закономерности, придумать головоломку, ребус, игру. Ребята очень ответственно и старательно готовятся, чтобы классу было интересно, чтобы задания соответствовали теме урока.

Важно, чтобы задания, которые даются в начале урока, были тесно связаны с новым материалом. Это способствует подготовке учащихся к восприятию темы урока. В 1 классе, при знакомстве с цифрами, использую стихи, загадки. Прежде чем познакомить детей с новыми величинами, предлагаю отгадать ребусы. На уроках использую занимательные вопросы, шарады, метаграммы, логогрифы, пословицы и поговорки.

Занимательные вопросы:

  1. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3.)
  2. В комнате зажгли 3 свечи. Потом одну из них потушили. Сколько свечей осталось? (Одна, две сгорели.)
  3. Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждали каждый из них? (3 часа.)
  4. У мальчика и девочки было одинаковое число орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика? (На 3.)
  5. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)

Шарады:

  1. Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом — ты найдешь его

Почти под домом каждым.

(По – два – л.)

  1. В танце первый слог найдете,

Цифра — это первый слог,

Ну а дальше вы возьмете

И приставите предлог.

(Па – три – от.)

  1. Первая буква есть в слове

                                                                    “сурок”,

Но нет этой буквы в слове “урок”,

А дальше подумай, и краткое слово

У умных ребят

                                        ты найдешь у любого.

Две буквы у “мамы”

                                      возьми без смущенья.

И в целом получишь итог

                                                             от сложенья.

(Сумма.)

Метаграммы:

  1. Я приношу с собою боль,

В лице больного искажение,

А “Ф” на “П” заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения.

(Флюс — плюс)

  1. С буквой “Л” — в игре в футбол —

Часто слышим слово…

С “Д” уже в слове смысл не тот —

Мерой стало,

Просто…

(Год.)

  1. С “Д” давно я мерой стало.

С “Т” уж нет и выше балла.

(Пядь — пять.)

Логогрифы:

  1. Арифметический я знак.

В задачнике меня найдешь

                                            во многих строчках.

Лишь “О” ты вставишь, зная как,

И я — географическая точка.

(Плюс — полюс.)

  1. Я не любимая оценка в дневнике,

Из-за меня у школьника

                                      мрачнеет вся природа.

Но если внутрь меня поставить “Е”,

То женского я рода.

 (Два — дева.)

  1. Сначала назови

                                            ты за городом дом.

В котором лишь летом

                                                             семьей живем,

Две буквы к названью

                                                  приставь заодно.

Получится то,

                                   что решать суждено.

(Дача — задача.)

Пословицы и поговорки:

  1. Летом одна неделя кормит.
  2. Как февраль не лютуй, а на весну брови не хмурь.
  3. Весна наш отец и мать: кто не по­сеет— не будет убирать.

Составляя и подбирая задания к уроку, ориентируюсь на то, чтобы они были направлены на развитие устойчивого внимания, умения осуществлять операции сравнения, группировки, строить рассуждения. В связи с этим часто урок математики я начинаю с математического диктанта. Это приучает учащихся к быстрому включению в работу, внимательному отношению к слову учителя, сосредоточенности, умению дер­жать числа в памяти.

Математические диктанты:

  1. Запиши:

– самое большое двузначное число;

– наименьшее двузначное число;

– наименьшее трехзначное число;

– сколько надо добавить к наименьшему натуральному однозначному числу, чтобы получилось наибольшее однозначное число;

– сколько надо добавить к наименьшему двузначному числу, чтобы получилось наименьшее трехзначное число.

  1. Назови:

— наибольшее однозначное число, увеличенное на 3;

— разрядные слагаемые, из которых состоит предыдущее число;

— число, если оно состоит из разрядных слагаемых 20 и 1;

— сумму чисел 7 и 5.

  1. Математический диктант с выбором действия — плюс или минус:

— На выставке картин в первом зале висело 5 картин, а во втором зале 4 картины. Сколько всего картин в двух залах? (Плюс.)

— Ученик за одну минуту решил 8 примеров, а ученица на 2 примера меньше. Сколько примеров решила ученица? (Минус.)

Использую на своих уроках игры, соревнования с элементами  занимательности:

  1. Домино

Каждая пара учащихся получает набор “домино” (10 карточек). В правой части карточки записан пример, в левой — число (результат какого-нибудь другого примера). Каждый берет по три карточки из набора. Первым выкладывается дубль, а далее как в обычной игре: карточки выкладываются так, чтобы получились верные числовые равенства. Выигрывает тот, кто быстрее выложит свои карточки.  Работа с такими карточками способствует формированию навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10, а также знанию соответствующих случаев состава чисел. Работа с “домино” проводится с постепенным повышением трудностей.

  1. Числовой веер

Хорошо использовать при проведении математического диктанта в 1—2 классах. Сам же диктант активизирует внимание и мышление учащихся, способствует формированию вычислительных навыков.

  1. Ромашка

На лепестках цветка написаны числа от 1 до 10, а в середине знак (+, -, . , : ) и прорезь, куда вставляются числа. Это пособие также помогает проводить игру “Молчанка”.

  1. Кошка

На листе ватмана нарисована кошка. Кружки — это кармашки для цифр, они должны быть прозрачными. В 1 классе при изучении темы “Нумерация чисел от 1 до 10” учащиеся усваивают все случаи состава чисел в пределах 10. Например, состав числа 8. Число 8 вставляют в красный кружок, на хвосте, а числа 5, 3, 6, 2 и т.д. — в кружки на лапках. Учащиеся отвечают: 8 — это 5 и 3, 6 и 2 и т.д. В 3 классе включаю табличные случаи умножения и деления. Спрашиваю, как можно найти число 6. Учащиеся  отвечают: 6 — это частное чисел 12 и 2, 18 и 3, произведения 2 и 3, разность 18 и 12.

Используемые задания способствуют формированию у учащихся более прочных и осознанных устных вычислительных навыков. Повысились техника счета, плотность урока, интерес к предмету. Учащиеся стали более внимательными, наблюдательными, понизился процент вычислительных ошибок при выполнении устного счета, контрольных работ.

Елена КОНОВАЛОВА,
учитель начальных классов средней школы № 1 Сморгони.