Как классный час сделать полезным и интересным? Провести аукцион, считает Светлана Емельянова-Романовская

- 13:19Клуб «Хрустальный журавль», Образование

Вашему вниманию – сценарий внеклассного мероприятия (классный час) по теме «Цели устойчивого развития».

Цель: достичь понимания учащимися важности развития страны в рамках устойчивого развития.

Задачи: создать условия для формирования у учащихся информационных компетенций через знакомство с Целями устойчивого развития, для развития психических процессов посредством мнемонических приемов запоминания; содействовать воспитанию неравнодушного отношения к будущему своей страны, окружающей среде.

Оборудование: раздаточный материал на каждого учащегося (карточка для нахождения числительного 17, карточка с определением «устойчивое развитие», закладка с ЦУР), молоточек для проведения аукциона, конверты (лоты) с заданиями для групп, картинки-зацепки для запоминания ЦУР.

Ход занятия

I. Подготовительная часть

Учащиеся образуют круг.

– Сделайте шаг в круг те, кто когда-либо ставил перед собой цель. (Несколько человек по желанию ее озвучивают.)

– Сделайте еще один шаг, если цель была достигнута. Что вы делали, чтобы добиться результатов? (По желанию.)

– Шагните, если вы можете объяснить, что такое цель.

(Выслушиваются варианты ответов.)

ЦЕЛЬ – это представление о будущем или желаемом результате, который человек или группа людей представляет себе, планирует и обязуется достичь.

Я предлагаю вам прочитать на слайде определение и сравнить с ответами.

– Кто может ставить цели? (Человек, группа людей.)

– Могут ли быть цели у государства? (Да.)

– Мы сегодня поговорим о целях, которые поставило перед собой наше государство – Республика Беларусь. Это ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. И это тема нашего классного часа.

– Какие вопросы у вас возникли, когда вы узнали тему? (Что такое устойчивое развитие? Какие это цели? Много ли их?)

Учитель предлагает учащимся занять свои места за партами для дальнейшей работы.

II. Основная часть

– Прочитайте, что такое устойчивое развитие, подчеркните фактическую информацию, которую можно получить из данного определения. (Комплекс мер, удовлетворение потребностей, сохранение окружающей среды и ресурсов, без ущерба для будущего поколения.)

Устойчивое развитие – это комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

 

– Опираясь на фактическую информацию из определения, объясните, почему наше государство стремится к устойчивому развитию. (Оно думает о будущем. Возможно, есть определенные угрозы (изменения) и их нужно предотвратить.)

– Цели устойчивого развития – это глобально принятые международным сообществом цели, направленные на улучшение жизни каждого человека и защиту планеты.

– Для организации работы по достижению Целей устойчивого развития в Беларуси принят Указ Президента Республики Беларусь № 181 от 25 мая 2017 г.

– Встаньте, если вы получили ответ на вопрос, что такое устойчивое развитие.

– Чтобы узнать, сколько же Целей устойчивого развития, найдите среди букв слово, обозначающее число (числительное). (Рисунок 1. Семнадцать.)

 – Как записать это число римскими цифрами? (XVII.)

– А арабскими? (17.)

– Итак, мы знаем, что такое устойчивое развитие, знаем, сколько Целей устойчивого развития определено. Что еще нужно узнать? (Какие это цели?)

– Предлагаю поучаствовать в аукционе и приобрести лоты, в которых прописаны Цели устойчивого развития. Обладатель лота становится ведущим: раздает задания группам, проводит блицопрос после приобретения каждого лота.

Учитель проводит аукцион.

ЛОТ № 1 – группа целей, направленных на самого человека и образ его жизни. Для приобретения лота назовите пословицы о человеке, жизни и образе жизни.

 Учащиеся поднимают руку и произносят пословицу. Например, «Жизнь прожить – не поле перейти». Учитель начинает отсчет: «Жизнь прожить… раз, жизнь прожить… два», учащиеся называют следующую пословицу: «В здоровом теле – здоровый дух». Учитель: «В здоровом теле… раз» и так до тех пор, пока при отсчете «три» уже не будет вариантов ответов. Учитель бьет аукционным молотком и констатирует: «Продано».

 Ученик, произнесший пословицу последним, получает лот (конверт с целями) и становится ведущим.

 Ведущий раздает группам (учитель сам определяет количество групп и учащихся в них) информацию о целях 3, 4 и 5. Учащиеся знакомятся с информацией. Учитель в это время работает с ведущим: ведет диалог, дает краткую информацию о цели 3 и предлагает среди картинок выбрать ту, что соответствует данной цели. То же проделывает с целями 4 и 5.

ЦЕЛЬ 3. Хорошее здоровье и благополучие

Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

ЦЕЛЬ 4. Качественное образование

Создание условий для получения качественного образования для всех и на протяжении всей жизни.

ЦЕЛЬ 5. Гендерное равенство

Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

   

 

Ведущий показывает картинки (учитель может дублировать их через презентацию). Учащиеся называют номер цели и ее суть. Например: «Картинка 2. Цель 4 – качественное образование».

Учитель дополняет.

– В мире 57 млн детей не посещают школу. Большая часть таких детей проживает в странах Африки. 103 млн молодых людей во всем мире безграмотны, при этом большая часть из них – женщины.

 Цель 5 – гендерное равенство. Это равенство между мужчинами и женщинами. В некоторых странах девочкам не предоставляется доступ к здравоохранению или достаточному питанию, что ведет к повышению смертности.

Учитель предлагает запомнить номер цели и ее суть через мнемонические приемы и ключевые слова. Цель 3 – здоровый образ жизни (учащиеся ассоциируют цифру 3 с понятием «здоровый образ жизни»), 4 – качественное образование (образ четверки в академической шапочке и знак качества на учебнике помогут запомнить номер цели и ее суть), 5 – гендерное равенство.

 – Цели 3, 4 и 5 направлены… (На человека.) Узнаем следующую группу целей.

 – ЛОТ № 2 – группа целей, направленных на улучшение жизни человека. Для приобретения лота назовите рассказы, повести, сказки о жизни детей (людей). («Витя Малеев в школе и дома», «Денискины рассказы», «Живая шляпа», «Пеппи Длинный чулок», «Федорино горе» и т.п.)

Аукцион проводится по аналогии с предыдущим. Ученик, назвавший произведение последним, получает лот (конверт с целями) и становится ведущим.

Ведущий раздает группам информацию о целях 1, 2, 8 ,9, 12.

ЦЕЛЬ 1. Ликвидация нищеты

Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее проявлениях.

ЦЕЛЬ 2. Ликвидация голода

Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.

ЦЕЛЬ 6. Чистая вода и санитария

Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.

ЦЕЛЬ 7. Недорогостоящая электроэнергия

Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.

ЦЕЛЬ 8. Достойная работа и экономический рост

Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

ЦЕЛЬ 9. Индустриализация, инновация и инфраструктура

Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.

ЦЕЛЬ 12. Ответственное потребление и производство

Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства.

Ведущий, пока учащиеся знакомятся с информацией, выбирает нужные картинки. Учащиеся называют номер цели и ее название (кратко). Учитель может дополнять.

– Цель 1. Более 700 млн человек в мире живут в крайней нищете.

Цель 2. Голод и недоедание способствуют снижению работоспособности людей и частым их болезням, в результате чего они теряют способность зарабатывать больше и улучшать условия своей жизни. Для ликвидации голода необходимо без продовольственных потерь осуществлять сбор урожая, не допускать войн, которые наряду с жизненными потерями уничтожают окружающую среду, необходимую для выращивания продовольственных культур.

Цель 8. Должны быть созданы равные возможности, благодаря которым молодые люди смогут найти работу вне зависимости от пола (мужского или женского), уровня дохода или статуса.

Цель 9. Обеспечение хорошими дорогами, транспортом, коммуникационными технологиями, электроэнергией и водоснабжением. 1,5 млрд человек во всем мире не имеют доступа к надежным услугам телефонной связи.

Цель 12. Необходимо снизить объем производства отходов. Это можно сделать различными способами: например, не выбрасывать еду или уменьшить потребление пластика, обдуманно совершать покупки, использовать не полиэтиленовые пакеты, а многоразовые сумки и т.д.

Учитель предлагает запомнить номер цели и ее суть через мнемонические приемы и ключевые слова: 1 – нищета (цифра 1 с протянутой рукой), 2 – голод (хлебные изделия в форме двойки), 8 – работа (восемь как знак бесконечности, буква Р – работа, оплачиваемая работа для всех), 9 – инфраструктура (девятка как дорога в городе), 12 – уменьшение отходов (число 12 – приобретают в 2 раза больше, чем используют, поэтому много отходов) , 6 – бережное использование воды (шестерка как кран), 7 – использование электроэнергии (семерка ассоциируется с лампой).

– Мы узнали о целях, направленных… (На улучшение жизни человека.)

– У нас следующий лот.

ЛОТ № 3 – группа целей, направленных на создание условий для спокойной и плодотворной жизни. Для приобретения лота назовите белорусские города.

Аукцион проводится по аналогии с предыдущими. Ведущий раздает группам информацию о целях 10, 11, 16.  

ЦЕЛЬ 10. Уменьшение неравенства внутри стран и между ними

Сокращение неравенства внутри стран и между ними.

ЦЕЛЬ 11. Устойчивые города и населенные пункты

Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

ЦЕЛЬ 16. Мир, правосудие

Создание условий для мирной и безопасной жизни людей, возможность получить защиту.

 

Ведущий находит соответствующие картинки, показывает группам. Учащиеся называют цель. Учитель дополняет.

Запоминание. 10 – равенство между странами и внутри государства, 11 – укрепление городов и населенных пунктов (единицы ассоциируются с буквами «Г» (город) и имеют прочное крепление), 16 – мир, защита (число 16 в виде меча и щита).

– Мы узнали о группе целей, направленных на… (Создание условий для спокойной и плодотворной жизни.)

– А у нас последний лот.

ЛОТ № 4 – группа целей, направленных на улучшение окружающей среды. Для приобретения лота назовите сказки, в названиях которых есть растения или животные. («Аленький цветочек», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и т.д.)

Ведущий раздает группам информацию о целях 13, 14, 15.

ЦЕЛЬ 13. Борьба с изменением климата

Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.

ЦЕЛЬ 14. Сохранение морских экосистем

Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов.

ЦЕЛЬ 15. Сохранение экосистем суши

Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию

  Ведущий находит соответствующие картинки. Учащиеся называют цель. Учитель дополняет.

– Цель 13. Увеличилось количество выбросов углекислого газа в атмосферу, что является одной из причин глобального потепления и изменения климата.

Цель 14.  Охрана водных ресурсов, правильное управление водными ресурсами (вылов рыбы). Поддержание океанов в здоровом состоянии (не сбрасывать в них мусор).

Цель 15. Сохранение лесов. Бережное отношение к природе.

Запоминание. 13 – изменение климата, 14 – рациональное использование морей и океанов, 15 – защита экосистем суши.

– Цели 13, 14, 15 – это цели, направленные на… (Улучшение окружающей среды.)

– Есть еще одна цель. Какая она по счету? (17-я.)

ЦЕЛЬ 17. Партнерство в интересах устойчивого развития. Это укрепление глобального партнерства в интересах устойчивого развития. 

– Как вы понимаете глобальное партнерство? (Партнерство между всеми странами.) Если говорить образно, то это как кирпичик к кирпичику: прочно и не один, а все вместе.

Запоминание. 17 – глобальное партнерство, прочные отношения (число 17 – из прочного кирпича как символ прочных отношений в рамках устойчивого развития, земной шар как глобальный масштаб партнерства.)

– Теперь вы знаете, какие цели поставлены государством в рамках устойчивого развития. Проверим, как вы их запомнили. Какая цель 1?

Учащиеся вспоминают, что нарисовано на картинках и отвечают: «Ликвидация нищеты». Учитель показывает картинку, прикрепляет ее к доске.

– Цель 2? (Ликвидация голода.)

Так учащиеся называются все семнадцать целей. 17 картинок-зацепок прикрепляются на доску.

– Как вы думаете, по каким из этих целей Республика Беларусь достигла наиболее высоких результатов?

Учащиеся называют номер цели и аргументируют свой ответ. Например: «Цель 3. Каждый гражданин Республики Беларусь получит медицинскую помощь, если ему это будет необходимо. Государство заботится о здоровье населения: пожилых людей вакцинируют от гриппа и вирусов, младенцам и детям делают прививки. Каждый желающий может посещать спортивные секции, заниматься спортом и т.п.

Учитель дополняет.

 – Действительно, наиболее высокие результаты достигнуты по цели 1 «Ликвидация нищеты», цели 4 «Качественное образование», цели 6 «Чистая вода и санитария», цели 9 «Индустриализация, инновация и инфраструктура», цели 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития».    

Также Беларусь заметно продвинулась к достижению цели 3 «Хорошее здоровье и благополучие», цели 5 «Гендерное равенство», цели 6 «Чистая вода и санитария», цели 8 «Достойная работа и экономический рост», цели 9 «Индустриализация, инновация, инфраструктура», цели 10 «Уменьшение неравенства», цели 15 «Сохранение экосистем суши», цели 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития».

– Цели есть. Мы видим, что ведется работа по их достижению. А кто должен эти цели реализовывать? (Государство, люди.)

– Значит, и мы тоже. Что может и должен делать каждый из нас, чтобы добиться еще лучших результатов по реализации Целей устойчивого развития? (Вести ЗОЖ, хорошо учиться, бережно относиться к природе, уменьшить использование пластика, обдуманно совершать покупки для уменьшения количества отходов, съедать полностью порцию в школьной столовой (без отходов) и т.д.)

III. Заключительная часть

– Станьте в круг. Шагните, если вы знаете, что такое устойчивое развитие. (Один ученик отвечает.)

– Шагните, если знаете, сколько Целей устойчивого развития? (17.)

– Поднимите руку, если вы готовы и желаете поучаствовать в реализации некоторых из них.

– Я предлагаю вам вести здоровый образ жизни и увеличить таким образом продолжительность жизни в нашей стране. Это цель номер… (Учащиеся хором отвечают (подсказки-картинки на доске): «Цель 3».)

– Экономить воду и поддерживать свое тело в чистоте. Это цель номер… (6.)

– Экономить электроэнергию. Цель номер… (7.)

– Разумно совершать покупки и уменьшить количество отходов. Цель номер… (12.)

– Не загрязнять природу, уменьшить использование пластика. Цель номер… (15.)

– А чтобы вы об этом помнили, дарю вам закладку.

– Расскажите о том, что вы узнали сегодня, своим родителям и друзьям. Пусть людей, думающих о будущем нашей страны и планеты в целом, станет больше.

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА-РОМАНОВСКАЯ,
заместитель директора гимназии № 1 Орши
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер