Как открывали Землю

- 11:04Навука і інавацыі

Устный журнал для учащихся 58 классов

Устный журнал — форма внеклассной работы, позволяющая сообщить  учащимся нужную информацию: краткие устные сообщения на отдельные темы. Информацию подбирают и сообщают учащиеся. Страница — это часть журнала, освещение какого-то одного вопроса, события. Общий объём журнала — 5—7 страниц. Тематика страниц отвечает общему названию журнала “Как открывали Землю” и посвящена Году науки. Следует отметить, что форма внеклассного мероприятия — устный журнал — не нова, но современные реалии в образовании, а, главное, образ современного школьника явились причинами модернизации известной формы. Наш устный журнал имеет элементы развлекательности и проводится в виде конкурса. В конце мероприятия, после подведения итогов, победители в различных номинациях награждаются призами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы, призы за участие.

Тема: Как люди открывали Землю”.

Учебный предмет: география.

Цель: формировать умения добывать информацию, осмыслять её, творчески перерабатывать.

Задача: создать условия для развития общекультурной компетентности учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе получения знаний о Вселенной.

Форма: конкурс.

Оборудование:

— выставка СМИ Беларуси, научно-познавательная литература по географии;

— экран, столик с медиапроектором;

— магнитофон.

Примечание: для судейства приглашаются три старшеклассника.

Подготовительная работа.

Списочный состав класса — 30 учащихся, поэтому класс делится на 5 групп, в каждой группе — 6 человек. Это редколлегия. Каждая группа выбирает главного редактора.

Обязанности главного редактора:

  1. организация заседаний редколлегии;
  2. контроль подбора материала и его анализ;
  3. координация работы редколлегии;
  4. написание страницы журнала.

Обязанности редколлегии:

  1. подбор материалов;
  2. выбор названия страницы;
  3. выбор ведущих, которые будут представлять страницу;
  4. назначение оформителей страницы;
  5. определение срока выпуска журнала.

Время проведения журнала: не более 60 минут. На каждую страницу — не более 10 минут.

Методика проведения устного журнала.

  1. Начинает свою страницу и закрывает её главный редактор группы
  2. Конкурс названий каждой страницы (представляет главный редактор).
  3. Конкурс страниц — чтецы, оформители (представляют члены редколлегии).
  4. Музыкальный номер, видеофрагмент (по желанию группы).
  5. Подведение итогов:

— выбор лучшего названия и самой интересной и содержательной страницы;

— выбор лучшего представления страницы, т.е. выбор группы-победителя.

Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию — 3 балла.
  2. Достаточно полно соответствует данному критерию — 2 балла.
  3. Частично соответствует данному критерию — 1 балл.
  4. Не соответствует данному критерию — 0 баллов.
 

Критерии оценки страницы

Баллы
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5
Необходимая и достаточная глубина проникновения в тему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки
Полнота и содержательность страницы
Оригинальность решения темы
Оформление страницы (презентация)
Качество представления страницы: выразительность, грамотность речи, уместность акцентов в речи, мимика, внешний вид
Критерии оценки названия страницы          
Лаконичность, краткость
Отражение содержания страницы
Присутствие интриги в названии
Общая сумма баллов группы
Максимальная сумма баллов — 33 балла

Сценарий устного журнала

1 этап. Организационный (4 минуты).

Цель этапа: заинтересовать учащихся, создать позитивное настроение, настроить на увлекательное и интересное путешествие в мир географии.

Задача этапа: мотивировать учащихся на активное участие в устном журнале.

Учитель. 2017 год объявлен в Беларуси Годом науки. Цитата: “Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя”. (А.П.Чехов.) Почему Антон Павлович Чехов написал, что наука поможет “победить природу и себя”? Как  вы понимаете эти  слова?

(Ответы учащихся.)

Учитель. (Комментирует ответы.) А что  такое наука? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Да, наука в школе — это  научные знания, которые вы получаете, изучая различные школьные дисциплины: физику и химию, математику и географию, языки и другие предметы. А знаете ли вы, что география — самая героическая и самая поэтическая из всех наук? Но почему учёные говорят, что география самая героическая и самая поэтическая наука?

Слайд 1. География — самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней. (А.Казанцев.)

(Ответы учащихся.)

Слайд 2. Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями. (С.Забелин.)

Учитель. Героическая потому, что ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями. А поэтическая наука — это, вы правы, красивая, возвышенная. Кажется, ну что может быть проще и привычнее камня?

Ученик.

Что, камни не живут? Не может быть! Смотри,

Как дружно все они краснеют в час зари,

Как сохраняют в ночь то мягкое тепло,

Которое с утра от солнца в них сошло!

(Константин Случевский. 1884.)

Учитель. Да, всё относительно. И, может быть, поэт прав:

Какой ужасный гул идёт от мостовых!

Как крепки камни все в призваниях своих,—

Когда они реку вдоль берега ведут,

И как гримасничают долгие века,

Когда ваятеля искусная рука

Увековечит нам под лоском красоты

Чьи-либо… черты.

Ученик. Камни пустынь имеют поэтическое название “звуки солнца”. Но как появляются в пустыне “звуки солнца”? Почему стреляют камни в пустыне?

Ученик. А что будет, если уничтожить всех комаров?

Ученик. Собираясь в школу, мы думаем, какая завтра будет погода.

Ученик. Мы говорим “полезные ископаемые”, а есть ли “бесполезные”?

Учитель. На эти и многие другие вопросы отвечает наука география. Сегодня мы открываем неделю географии. В течение недели мы проведём конкурсы, побываем на экскурсиях, а сегодня полистаем устный журнал “Как открывали Землю”. Устный журнал подготовили учащиеся 5 “Б” класса. У нас 5 команд. Все команды написали свои страницы, придумали им названия, а жюри будет оценивать их работу.

Слайд 3. Устный журнал. Как открывали Землю.

(Представление жюри.)

Учитель. Критерии оценки вам известны, вы их видите на слайде.

Слайд 4. Система оценки.

2 этап. Познавательный (35 минут).

Цель этапа: на основе актуализации полученных знаний по теме “Как люди открывали Землю” из курса предметов “Человек и мир”, географии и истории создать условия для повторения учебного материала.

Задача этапа: развивать критическое мышление (анализировать,  интерпретировать и оценивать информацию).

Главные редакторы называют свои страницы:

  1. Тот, кто основал две науки.
  2. Люди моря.
  3. Открытие рая.
  4. Первое кругосветное путешествие.
  5. В мире безмолвия, или Подводный король.

Учитель. Итак, содержание журнала нам известно. Жюри записало названия страниц,  и  мы начинаем  листать страницы.

Редактор группы 1. Объявляет название страницы.

Слайд 5. Страница 1-я. Тот, кто основал две науки.

Ученик 1. Человек, которого считают основоположником сразу двух наук — географии и истории — был родом из Малой Азии. Родился до новой эры. Звали его — Геродот.

Слайд 6. Геродот (между 490 и 480 годами до н.э. — около 425 года до н.э.).

Ученик 2. Геродот путешествовал по Малой Азии, посетил Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции, побережье Чёрного моря. Длительное время жил в Афинах.

Слайд 7. Путь Геродота.

Ученик 1. Сочинения  Геродота — настоящая энциклопедия Древнего мира. Трудно найти человека, который провёл бы больше времени в странствиях.

Ученик 2. Геродот рассказал о географии Египта, о его религии, обычаях и законах. Он впервые описал величественные египетские пирамиды, которым уже во время путешествия  Геродота было больше 2 тысяч лет. Он писал о Египте: “…там больше чудес, чем где-либо в мире, и там не счесть не поддающихся описанию сокровищ”.

Слайд 8. Текст Геродота о Египте.

Ученик 1. Геродот рассказал о Ливии: “На её побережье живут люди, дальше — царство диких зверей, а потом начинаются бесконечные сухие и безжизненные пески”.

Слайд 9. Текст Геродота о Ливии.

Ученик 2. Геродот писал о Вавилоне: “Он так прекрасен и величав, что не найдётся во всём мире города, который мог бы с ним сравниться”. И его слова подтверждают снимки на нашем слайде.

Слайд 10. Виды древнего Вавилона.

Ученик 1. Геродот оставил интересные свидетельства о загадочных кочевниках-скифах. “Наездники-скифы — искусные лучники, они попадают в цель на всём скаку, а домами им служат их колесницы”.

Слайд 11. Текст и скифы.

Ученик 2. Любознательность и добросовестность сделали Геродота достойным доверия. Он аккуратно и точно описывал памятники культуры, особенности территории и природы всех мест, где он побывал.

Редактор группы 1. И хотя Геродот основал науку географию, термин “география” ввёл другой знаменитый учёный грек Эратосфен. Эратосфен был не только географом, но и математиком, астрономом, поэтом. Он был первым учёным, вычислившим размеры Земли. Он оценил размеры Солнца и Луны, расстояния до них, описал солнечные и лунные затмения.

Слайд 12. Эратосфен Киренский (III—II вв. до н.э.).

Редактор группы 1. В честь древних учёных-географов исполняется  греческий танец “Сиртаки”.

Слайд заключительный (по выбору группы 1).

Редактор группы 2.  Объявляет название страницы.

Слайд 1. Страница 2-я. Люди моря. (Далее нумерация слайдов начинается с № 1 для каждой страницы.)

Ученик 1. В Средние века шёл процесс формирования европейских государств. Численность населения Европы быстро увеличивалась. А условия проживания, особенно на севере, были не самые лучшие, это и подтолкнуло скандинавов  на поиски новых земель. Некоторые из варягов, так называли скандинавов на Руси в IХ—XI вв., обратились к разбойному морскому промыслу — стали викингами. Их знала и боялась вся Европа.

Ученик 2. Ныне многие путают понятия “норманны”, “викинги” и “варяги”. На самом деле всё очень просто — на севере Европы и в Италии викингов называли норманнами, на Руси и в Византии — варягами. На Руси и в Византии храбрость и боевые умения варягов очень ценились, и правители этих государств имели личные варяжские гвардии. Со временем викинги завоюют Англию, создадут свои государства на севере Франции и юге Италии, станут правителями русских земель.

Слайд 2. Карта походов викингов.

Ученик 1. Однако викинги занимались не только разбоем и грабежами, но также и открывали новые земли. Так, в 867 году был открыт остров Исландия. На нем было построено несколько колоний, которые со временем очень разрослись, население самой большой насчитывало 40 000 человек.

Ученик 2.  В X веке в Исландию приплыл изгнанный из Норвегии за убийство Эрик по прозвищу Рыжий. Но и в Исландии неуживчивый викинг поссорился с колонистами, и его опять прогнали. Собрав ватагу храбрецов, Эрик отправился искать новые земли.

Слайд 3. Эрик Рыжий.

Ученик 1. После опасного и утомительного плавания беглецы увидели сверкавшие на солнце ледники неизведанной земли. В синем море плавали причудливые ледяные горы, в воздухе стоял птичий гомон. Эрик назвал открытую им страну Зеленой.

Слайд 4. Гренландия.

Ученик 2. Эрик решил обосноваться в новой земле и перевез туда людей из Исландии и Норвегии. В фиордах западного берега он основал два поселения. Норманны занимались рыбной ловлей и охотой на тюленей, моржей и китов, птиц, белых медведей, северных оленей и песцов. Колонисты не порывали связей со своей родиной и продавали туда меха, моржовые клыки и жир, а в обмен получали железо, лес, хлеб и ткани.

Слайд 5. Животный мир Гренландии. Охота и рыболовство.

Ученик 1. Скоро поселившиеся в Гренландии норманны начали искать новые, более теплые и плодородные земли. В 999 году корабль сына Эрика Рыжего, Лейфа Эриксена, плывший из Норвегии обратно в Гренландию, попал в шторм. Долго носился корабль в тумане по холодному бушующему морю, с трудом увертываясь от столкновений с внезапно выплывавшими из мглы белыми айсбергами. Кончился шторм, солнце высушило одежду и согрело продрогших, измученных моряков.

Вдали виднелся лесистый берег. Корабль подошел к нему. К морю сбегали пологие холмы, покрытые зарослями дикого винограда. На южных склонах росла дикая пшеница. Звенели ручейки, скатываясь с высокого берега в море. Это была Америка — нынешняя Новая Англия. Так норманны за пятьсот лет до Колумба открыли Новый Свет.

Ученик 2. Слово “Гренландия” переводится как “зелёная страна” (англ. Green land). Такое название ей дали викинги. На самом деле почти вся Гренландия покрыта толстым слоем льда. Растений здесь крайне мало. Викинги назвали ледяной сейчас остров зеленой землей потому, что увидели ее такой. Но травяной покров на острове мог быть только в случае, если температура воздуха была достаточно высокой. В период плавания викингов температура воздуха в Северном полушарии в Арктике была выше теперешней почти на 3 градуса. Этот период называется “климатический оптимум”. Характеризовался он очень теплыми зимами в Арктике на протяжении нескольких веков.

Ученик 1. Исследование  Гренландии было  делом опасным, и оно потребовало множества жертв. Так, именно здесь погиб в 1930 году немецкий геофизик Альфред Вагенер. Вагенер — участник 3-х гренландских экспедиций. Все экспедиции были связаны со смертельным риском, и не раз учёного выручали местные жители — эскимосы.

Слайд 6. Скандинавские страны.

Редактор группы 2. Скандинавскими странами называют пять стран Северо-Западной Европы: Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. Скандинавы издавна были умелыми и бесстрашными моряками. Вы можете убедиться в этом, посмотрев фрагмент сериала “Викинги”. Сериал рассказывает об отряде викингов Рагнара. Он восстал, чтобы стать королём племён викингов. Норвежская легенда гласит, что он был прямым потомком Одина, бога войны и воинов.

(Видеофрагмент. Vikings. Боевик. Ирландия, Канада. Режиссеры Киаран Донелли, Кен Джиротти. Композитор Моррис.)

Редактор группы 3. Объявляет название страницы.

Слайд 1. Страница 3-я. Открытие рая.

Ученик 1. В ХV веке в Европе сильно возрос спрос на заморские товары, в первую очередь на пряности, родиной которых считалась Индия. Доступ к ней по суше был закрыт турками, и европейцам пришлось искать морской путь. Главными соперниками в этом стали Португалия и Испания.

Слайд 2. Христофор Колумб (1451—1506 гг.).

Ученик 2. Христофор Колумб с раннего возраста интересовался географией, геометрией и астрономией. С молодых лет он участвовал в морских экспедициях, побывал почти во всех известных тогда океанах. Колумб выдвинул смелую идею — плыть из Европы в Индию по западному морскому пути. Португальский король отказался поддержать этот проект, и Колумб обратился к испанской короне, добившись организации экспедиции.

Ученик 1. После тяжёлого, изнурительного плавания 12 октября 1492 года Колумб высадился на одном из островов Багамского архипелага. Этот день считается официальной датой открытия Америки.

Слайд 3. Колумб объявил открытую землю владением Испании.

Ученик 2. Колумб совершил в Новый Свет 4 плавания. В первой экспедиции приняло участие всего 90 человек на трёх небольших судах — “Санта Мария”, “Пинта” и “Нинья”. Во второй экспедиции было уже 17 судов и экипаж около 2,5 тысячи человек.

Ученик 1. Обильные птицей, рыбой, дичью земли, золото и серебро влекли в Америку. Европейцы говорили об открытии рая. Они увидели незнакомые культурные растения: кукурузу, картофель, помидоры. Впервые увидели, как аборигены курят табак.

Слайд 3. Из Нового Света в Старый. Из Старого Света в Новый (овощи, фрукты, животные).

Ученик 2. Христофор Колумб так и не узнал, что он открыл для европейцев новый материк. Географические открытия не принесли ему богатства, а слава оказалась скоротечной.

Ученик 1. А континенты, открытые Колумбом, были названы в честь Америго Веспуччи, который высадился на берега Нового Света после Колумба и выдвинул гипотезу, что открытые Колумбом земли — не Китай и Индия, а новый материк.

Редактор группы 3. Можно себе представить, как плавание Колумба и тех, кто был после, взволновали мир, но потребовалось много десятилетий, чтобы понять масштабы этих открытий.

(Музыкальный номер: песня на английском языке.)

Слайд заключительный (по выбору группы 3).

Редактор группы 4. Объявляет название страницы.

Слайд 1. Страница 4-я. Первое кругосветное путешествие.

Ученик 1. Первое в истории кругосветное плавание совершила испанская флотилия, а возглавил её португалец Фернан Магеллан. Это плавание послужило доказательством шарообразности Земли.

Слайд 1. Фернан Магеллан.

Ученик 2. Магеллан был суровым и беспощадным человеком, он поддерживал в своей флотилии железную дисциплину, но жестоким никогда не был. Он ни разу не нарушил своего слова.

Ученик 1. “Он не умел улыбаться, расточать любезности, угождать, не умел искусно защищать свои мнения. Нрав Магеллана рождал противодействие”, — писал летописец экспедиции Магеллана.

Ученик 2. В сентябре 1519 года флотилия из пяти кораблей отправилась на поиски Молуккских островов (островов пряностей). Экспедиция добралась до побережья Южной Америки. Моряки искали проход, но безуспешно. В конце марта начались сильные холода и бури, которые вынудили отважных мореплавателей остановиться на зимовку в Патагонии.

Слайд 2. Экспедиция Магеллана. Корабль “Виктория”.

Ученик 1. И только в октябре 1520 года моряки вошли в долгожданный пролив, извилистый и опасный. Впоследствии они говорили, что там всегда дует северный ветер.

Слайд 3. Магелланов пролив.

Ученик 2. Острова вокруг казались бесплодными и безлюдными, но по ночам моряки видели бесчисленные костры, поэтому архипелаг получил название Огненная Земля. Пролив, открытый Магелланом, позднее был назван Магеллановым.

Слайд 4. Огненная Земля.

Ученик 1. Ситуация была сложная. Запасов продовольствия почти не осталось, но Магеллан был уверен, что до Молуккских островов осталось плыть не более 3—4 дней. И корабли отправились в путь по огромному, неизвестному океану. Погода была спокойная, был штиль, и Магеллан назвал этот океан Тихим.

Слайд 5. Тихий океан.

Ученик 2. Однако плавание по Тихому океану продолжалось почти 4 месяца и сопровождалось чудовищными лишениями. Наконец моряки закричали: “Земля”. Эта земля впоследствии была названа Филиппины в честь короля Испании Филиппа II.

Слайд 6. Маршрут плавания Магеллана.

Ученик 1. В отличие от других конкистадоров Магеллан стремился присоединять новые земли мирно. Его беседа на острове с вождями Куламбу и Сиагу, правителями области Лимасава, закончилась мирно, и они сопроводили его к территории Себу, где жил верховный правитель острова, Хумабон. Магеллан сумел обратить его и его жену в христианство. Под влиянием Магеллана раджа Хумабон отдал приказ всем своим вассалам помогать кораблям Магеллана продовольствием и обратиться в христианство.

Слайд 7. Туземцы.

Ученик 2. Большинство вождей подчинилось приказу, но вождь Лапу-Лапу, один из двух правителей острова Мактан, воспротивился. Лапу-Лапу вообще отказался признавать верховную власть Хумабона.

Ученик 1. Раджа Хумабон и вождь Зулу предложили Магеллану отправиться на остров Мактан и силой своего авторитета заставить Лапу-Лапу подчиниться. Магеллан увидел в этом шанс для укрепления налаженных дружеских связей с правителем региона и согласился помочь ему подчинить мятежного вождя.

Ученик 2. Согласно записям историка Антонио Пигафетты, в ночь перед битвой Магеллан пытался словами убедить Лапу-Лапу подчиниться Хумабону, но это ему не удалось.

Ученик 1. На следующее утро, 28 апреля 1521 года, Магеллан снова отплыл к Мактану с отрядом из 48 человек, вооружённых мечами, топорами, щитами, арбалетами и ружьями. Из-за скал и кораллов Магеллан был вынужден бросить якорь вдали от острова, поэтому и не смог использовать огневую мощь орудий своего корабля в будущей битве.

Слайд 8. Битва 28 апреля 1561 г.

Ученик 2. Войска Лапу-Лапу насчитывали примерно 1500 воинов. Магеллан попытался напугать их, сжигая несколько домов в прибрежной деревне Булайя, но это лишь усилило ярость воинов. На Магеллана напало множество воинов, он был ранен отравленным копьём в ногу и филиппинским мечом-кампиланом в руку.

Ученик 1. Войска Лапу-Лапу одержали победу. Магеллан был убит, однако многим, включая хроникёра событий Пигафетту, удалось убежать к лодкам. Пигафетта сообщает, что, помимо Магеллана, было убито как минимум три европейца и несколько туземцев, перешедших в христианство и сопровождавших их.

Ученик 2. Интересно, что Хумабон и Зулу, союзники Магеллана, наблюдали за битвой с расстояния, однако не сделали ничего для того, чтобы помочь ему. Некоторые из участников экспедиции, переживших битву и вернувшихся на Себу, были впоследствии отравлены на празднике, который дал король Хумабон.

Редактор группы 4. Капитан единственного уцелевшего корабля Себастьян Элькано привёл его в Испанию в сентябре 1522 года. Корабль был нагружен пряностями, которые окупили путешествие. Так завершилось первое кругосветное путешествие. А восемнадцать полумёртвых от изнеможения счастливцев, совершивших первое в истории кругосветное путешествие, отправились с зажженными свечами к церкви Санта-Мария де ла Виктория. Дух Магеллана шёл вместе с ними.

Слайд заключительный (по выбору группы 4).

Редактор группы 5. Объявляет название страницы.

Слайд 1. Страница 5-я. В мире безмолвия, или Подводный король.

Ученик 1. В конце XIX — начале XX века из деревни Лынтупы Витебской области во Францию на заработки уехали два брата. Один из них вернулся с деньгами домой. А второй остался за рубежом, женился на француженке, и у них появился сын. Своё имя и фамилию Данила Куст переделал на французский манер, став Даниэлем Кусто, а сына назвал Жак-Ив Кусто.

Ученик 2. Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 года во французском городе Сент-Андре-де-Кюбзак (регион Бордо). Учился в интернате (отец по работе все время разъезжал по разным городам), позже закончил военно-морскую академию, служил на морской базе в Шанхае. Умер 25 июня 1997 года в Париже.

Слайд 2. Жак-Ив Кусто (11 июня 2010 — 25 июня 1997 г.).

Ученик 1. Раннее утро, лето 1943 года. Кусто приходит на вокзал французского города Бандоль. Повсюду итальянские солдаты. Франция оккупирована, до освобождения еще год. Но на поезде для Кусто доставили посылку — деревянный ящик. В нём лежит устройство, с помощью которого можно свободно плавать и дышать под водой. Над этим изобретением он работал вместе с инженером Эмилем Ганьяном. Пройдет несколько десятилетий, и подобными штуками будут повсеместно пользоваться на курортах.

Ученик 2. Но в те годы это было что-то фантастическое: если человек и оказывался под водой, то непременно в батискафе или неуклюжем водолазном скафандре, связанном с землей шлангом, по которому идет воздух.

Ученик 1. По всему континенту гремит война, а Кусто испытывает новый для человечества прибор — акваланг.

Ученик 2. Жак-Ив Кусто наблюдал за подводным миром бесконечное количество дней, часов и минут. На суше вспыхивали революции — культурные, сексуальные, военные. Ливерпульская четверка забиралась на вершины хит-парадов, американские военные высаживались в Северный Вьетнам, в продаже появились цветные телевизоры. А где Кусто?

Слайд 3. Подводный мир. Киты.

Ученик 1. Наблюдает за подводным миром. Кусто в итоге много чего увидел: например, он первым предположил, что китообразные пользуются эхолокацией — посылают звуковые сигналы на километры и следят за тем, как они отражаются (подобные устройства — гидролокаторы — устанавливают, например, на подводных лодках). “С помощью эхолокации китообразные могут обнаружить пищу, избежать опасности и найти верный маршрут”, — заявил Кусто в 1953 году и смахнул муху с левого плеча.

Слайд 4. “Мир тишины”.

Ученик 2. То, что Кусто увидел и снял на дне моря, потрясло всех. Его ленте “Мир тишины” полчаса Каннский фестиваль аплодировал стоя. “Золотая пальмовая ветвь”, затем “Оскар”. Эта лента до сих пор считается лучшим документальным фильмом о подводном мире.

Слайд 5. “В мире безмолвия”.

Ученик 2. 27 марта 1957 года, Голливуд, здание театра “Пантаж”. Зрителей, кажется, заворожили — они стоят, аплодируют и восторженно свистят: только что эти люди заглянули в другую вселенную. Здесь показали фильм Жака-Ива Кусто “В мире безмолвия”, который тот снимал под водой два года. Статуэтка “Оскар” в номинации “Лучший документальный фильм” уезжает во Францию. За свою жизнь Кусто снимет и спродюсирует более сотни фильмов о подводном мире, напишет несколько десятков книг и даст тысячу интервью.

Ученик 1. Он первым пробовал новые технологии. Подводная вспышка, водонепроницаемые фото и видеокамеры — в разработке всех этих приборов участвовал Жак-Ив Кусто вместе с американским ученым Гарольдом Эджертоном из Массачусетского технологического института.

Ученик 1. Акваланг дал ему свободу и открыл невиданный прежде мир.

Слайд 6. Подводный мир.

Ученик 2. Ему благодарны дайверы всего мира, потому что это он придумал акваланг.

Ученик 1. У него до сих пор учатся документалисты, снимающие фильмы о подводном мире.

Ученик 2. Защитники природы по нему сверяют степень ответственности за планету.

Слайд 6. Рыцарь ХХ века.

Редактор группы 5. Но чем больше капитан узнавал мир, тем скептичнее относился к человеку. Кусто отстаивал идею гармонии человека и окружающей среды. Его корабль “Калипсо” стал символом борьбы за бережное отношение к планете. (Надевает шапочку.) В каюте как талисман знаменитая шапочка капитана. Шлем рыцаря XX века. Рыцаря, защищающего ни много ни мало — целую планету. Цитата: “Это важно для будущего, для завтрашнего дня планеты. Это действительно важно!” И мы гордимся тем, что изобретатель акваланга, выдающийся исследователь мирового океана Жак-Ив Кусто имеет белорусские корни.

3 этап. Заключительный (6 минут).

Цель этапа: вызвать эмоциональный отклик на полученную информацию, желание изучать Землю, читать дополнительную литературу по географии.

Задача этапа: вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность.

Учитель. Перевёрнута последняя страница нашего журнала “Как открывали Землю”. Жюри подсчитывает баллы.

Но, может быть, кто-то из вас думает, что планета Земля уже давно изучена и нет на ней “белых пятен”?

(Ответы учащихся.)

Ведущий 1. Учёные спустились на дно воронки, найденной летом на Ямале. А зимой в Арктике обнаружили неизвестный ранее остров. Значит, у нас ещё возможны географические открытия?

Ведущий 2. Как считает Владимир Котляков, почётный президент Российского географического общества, “как таковых “белых пятен” на Земле не осталось, потому что вся её поверхность просматривается из космоса”.

Ведущий 1. Другое дело, что сама природа постоянно меняется, и потому появляется что-то новое. И гигантский провал на полуострове Ямал, и найденный в море Лаптевых остров Яя — последствия глобального потепления. Раньше территория была покрыта вечной мерзлотой, лёд постепенно оттаивал, а когда оттаял, обнаружился остров Яя: льды растаяли, земля обнажилась.

Ведущий 2. Владимир Котляков также считает, “что нас ещё ждут географические открытия, т.к. море разрушает подтаявшие берега”.

Учитель. “Без географии мы нигде”, — сказал американский певец Джимми Баффетт. И действительно, ни одна наука так не богата захватывающими приключениями как география. В географии есть всё: и героизм, и романтизм, и поэзия, но есть и предательство, и коварство.

Ведущий 2. География — наука подвига и движения, зовущая в неизведанные дали, наука отважных людей, которые пересекали моря и горы, падали от усталости и вставали, тонули в болотах, срывались в бездны, но всегда стремились вперед. Они открывали экзотические, яркие страны и ледовые безмолвные материки.

Ведущий 1. В наши дни география претерпевает знаменательные изменения, превращаясь в великую географию. Она отражает два ярчайших момента нашего времени — устремление в будущее, которое мы делаем зримым, и устремление в космос, в который вступаем. Человек раздвигает географию за пределы старой Планеты, превращает былую науку звездочетов в географию космоса, в науку познания не только нашего мира, но и других миров.

Ведущий 2. География — наука будущих героев, готовящихся встать на пепел лунных вулканов, чтобы описать кольцевые хребты невыветривающихся гор, увидеть орошенные марсианские пески планеты мудрости, или бурный взрыв жадной жизни на Венере, планете геологического детства.

Ведущий 1. Человек поднимает географию до географии мечты, до географии грядущего, которая покажет Землю и человека, какими они станут, какими хотим мы их видеть.

Ведущий 2. И в этой динамике восприятия и изучения — новая поэзия науки.

Ведущий 1. Предоставляет слово председателю жюри.

Жюри объявляет результаты конкурса и награждает победителей и всех участников.

Учитель благодарит зрителей и участников. Приглашает учащихся написать новый журнал, с новыми страницами о географических открытиях, о науке “география”.

Тамара ГРУШЕЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы, английского языка СШ № 119 Минска;
Лариса ДЕЖИНСКАЯ,
учитель географии и биологии СШ № 119 Минска.