Как научить писать отзыв: занятие олимпиадной школы

- 15:26Журнал "Народная асвета", Образование

Одной из задач олимпиадной школы является подготовка учащихся к написанию сочинения в жанре отзыва о лирическом произведении. По нашему твердому убеждению, для того чтобы научить такому виду работы, учитель должен на собственном примере показывать, как «рождается» отзыв. С этой целью мы разработали цикл занятий «Его Величество Отзыв. Штрихи к портрету».

Н.П. ГЕНЧИКОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории СШ № 16 г. Лиды им. П.М. Машерова

Предполагается, что учащиеся знакомы со всеми компонентами отзыва, имеют представление о том, как он оценивается. В ходе анализа каждого написанного ребятами сочинения необходимо дать развернутый комментарий, указать на достоинства и недостатки текста с обязательной опорой на критерии оценки отзыва о лирическом произведении. Так задается творческий вектор для дальнейшей деятельности учащихся.

Основному процессу – написанию отзыва – предшествует лекция учителя об особенностях творческой манеры автора произведения. Это своеобразная «платформа», на которой базируется отзыв. Лекционный материал преобразуется в небольшой опорный конспект, который со временем может дополняться материалом, собранным учащимися самостоятельно.

Представляем вашему вниманию пошаговый алгоритм работы над сочинением в жанре отзыва о стихотворении Леонида Мартынова «Я поднял стихотворную волну…».

Цели занятия: создать условия для знакомства учащихся с алгоритмом написания сочинения в жанре отзыва; показать, как «работают» особенности творческой манеры автора в конкретном произведении; воспитывать культуру умственного труда.

Ход занятия

І. Организационный этап

ІІ. Этап целеполагания

III. Лекция учителя

Леонид Николаевич Мартынов – поэт-экспериментатор, пришедший в литературу в 20-е гг. ХХ в. Начинал он как футурист. Свое отношение к поэтическим течениям Мартынов обозначил еще в «Воздушных фрегатах»: «В школах – место школьникам. Принадлежностью к футуризму я и отдал дань школам, чтоб, пережив это, отказаться от принадлежности к каким бы то ни было школам вообще».

Мартынова заинтересовала «словесная живопись» в ранних футуристических опытах Владимира Маяковского («Ночь», «Утро»). Суть приема заключалась в создании конкретного, рассчитанного на «зрительные» ассоциации метафоризма. «Маяковский привлекал меня вовсе не как футурист, а просто как художник слова, живописец и график слова, волшебник слова. С помощью Маяковского я понял, что такое поэзия вообще», – писал Мартынов.

Ритм – основополагающий элемент поэтического мира поэта. В этом Леонид Николаевич близок к Александру Блоку, полагавшему, что гармония возникает посредством ритма из бесформенного хаоса, что мир, как осмысленное целое, несет в себе музыкальное начало: «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах. Ритм задерживается, чтобы потом «хлынуть».

Постижение поэтического мира эпохи модерна совпало с собственными художественными исканиями поэта.

На рубеже 50–60-х годов наступил новый этап в истории поэзии, связанный с социальными изменениями: разоблачением культа личности и хрущевской «оттепелью». Литература после небольшой паузы отреагировала на эти события всплеском творческой активности. Не стал исключением и Леонид Мартынов. Перед нами зрелое произведение автора, написанное в 1963 году. Поэт «поднял стихотворную волну», в которой угадывается неповторимый мартыновский стиль, органично соединивший традиционное и новаторское.

Штрихи к портрету автора оформляются учащимися следующим образом (это «платформа», на которой будет строится отзыв).

Леонид Николаевич Мартынов (1905–1980)

  • Поэт-экспериментатор.
  • Начинал как футурист.
  • «С помощью Маяковского я учился поэзии вообще…».
  • «Блока я называю своей второй, после Маяковского, любовью…».
  • Использовал «словесную живопись».
  • Ритм – основополагающий элемент поэзии.
  • Повтор – один из излюбленных приемов.

IV. Чтение стихотворения «Я поднял стихотворную волну»

V. Работа над текстом отзыва

Учитель. Что нарисовало ваше воображение? (Ответы учащихся.)

Стихотворения чеканным шагом выходят из «стихотворной страны» «глаголом жечь сердца людей». Такую необычную картину нарисовало мое воображение после прочтения стихотворения Леонида Мартынова «Я поднял стихотворную волну…». Так можно начать сочинение.

Перед нами философский монолог-исповедь лирического героя о творческом процессе создания стихотворений. Это источник радости для поэта, поэтому произведение пронизано жизнеутверждающим пафосом.

Анализ стихотворения сопровождается пошаговой презентацией с выделением элементов, на которые учитель обращает внимание учащихся в процессе работы.

Я поднял стихотворную волну.

Зажег я стихотворную луну

Меж стихотворных облаков

И вот решил: теперь возьму засну,

Засну теперь на несколько веков!

Но я забылся не на сотню лет,

А стихотворный наступил рассвет,

Сам по себе передо мной вставал

Расцвет всего, что я предсоздавал.

И будь я даже в сотни раз сильней,

Не мог бы на минуту ни одну

Пресечь теченье стихотворных дней,

Объявших стихотворную страну.

Учитель. Обратите внимание на лексические повторы. Сколько раз повторяются слова? (Ответы учащихся.)

Лексические повторы – доминантная примета ритмического строя произведения. Местоимение «я» (Я лирического героя) звучит шесть раз.

Ключевое слово «стихотворный» повторяется также шесть раз. Это прилагательное – смысловой стержень, структурно-композиционный элемент всего произведения.

Перед нами живописные метафорические образы. Поэт, как художник, предельно концентрируется на деталях, использует «словесную живопись». Слова предстают как нарисованные образы: волна, луна, облака, рассвет, страна. Прослеживается своеобразная градация образов, которые приобретают размах. «Стихотворная волна» ассоциируется со свободой, а «стихотворный рассвет» – с вдохновением.

В этом отчетливо просматривается влияние футуризма: перед нами конкретные образы, рассчитанные на зрительные ассоциации.

Необходимо отметить музыкальность поэтических строк. Зрительная образность дополняется слуховой. Здесь Мартынов сродни Блоку, которого называет «своей второй, после Маяковского, любовью».

Вспомните названия видов звукописи. Укажите, какие звуки и с какой целью повторяются в стихотворении. (Ответы учащихся.)

Гармония стихотворных строк создается посредством ритма. Музыкальность проявляется не только в ритмическом рисунке, но и в ассонансе. Повторы гласных [о] и [а] помогают создать звуковой облик волны, обратить внимание на главные образы произведения. Аллитерация ([с] и [т]) позволяет установить дополнительные переклички между словами, соотнести их по смыслу. Обилие сонорных [л], [м], [н] и их сочетаний приводит к напевности, плавности и музыкальности стиха.

Перед нами живописное полотно, наполненное звуками. И я слышу эту мелодию, которая ассоциируется у меня с вступлением к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова («Океан, море синее»).

Учитель предлагает послушать мелодию и посмотреть видеозапись (стихотворение «оживает» в музыке и красках).

Учитель. Что вы можете сказать об особенностях композиции произведения?

Стихотворение астрофично, состоит из тринадцати строк, организованных четырьмя предложениями. Первое, обозначающее начало творческого процесса, – простое по структуре; второе, третье и четвертое, которые описывают творческую деятельность, – сложные, как и сам процесс.

Как автор обозначает художественное время в стихотворении? (Ответы учащихся.)

Оно обозначено глаголами прошедшего времени и повторяющимся глаголом «засну» будущего времени. Инверсионное начало строк с глаголами «зажег», «засну», «не мог бы… пресечь» – это своеобразная «вертикальная» связь смысловых элементов.

Найдите устаревшие слова. С какой целью использует их поэт? (Ответы учащихся.)

Причастие «объявшие» от устаревшего глагола «объять» несет в себе торжественное, «всеобъемлющее» определение. Существительное «теченье» – также устаревшее слово, расположено практически параллельно в строке чуть выше. На мой взгляд, употребление устаревших слов неслучайно. Поэзия – один из древнейших видов искусства (первые стихи появились еще в XXIII веке до нашей эры). Так Мартынов связывает прошлое и настоящее.

Какой стихотворный размер использует поэт? Определите виды рифм. (Ответы учащихся.)

Гармонично вплетается в ткань произведения стихотворный размер – пятистопный ямб, передающий особый ритм и мелодичность текста. Автор продолжает традиции поэтов русской классической литературы. Но третья строка, написанная четырехстопным ямбом, выбивается из общего ритма. И вспоминается пушкинское: «Четырехстопный ямб мне надоел: // Им пишет всякий». Возможно, неслучайно появляется здесь устаревший предлог «меж» вместо «между» («меж стихотворных облаков…»).

Жесткая мужская рифма (смежная aabb и перекрестная abab) создает впечатление напора, силы, энергии. Она чеканит, бьет, как свободная «стихотворная волна» «стихотворного» моря. Поэтому стихотворения в моем воображении идут к людям чеканным шагом.

Как по-разному воспринимается процесс творчества поэтами! Хочется провести параллель с программной статьей Владимира Маяковского «Как делать стихи». У поэтов разное видение того, как возникает лирическое произведение. Но оба уверены: никто не в силах «…пресечь теченье стихотворных дней, объявших стихотворную страну». И в этом заключается основная идея стихотворения.

Есть на земле высокое искусство –

Будить в народе дремлющие чувства… –

написал Л. Мартынов в стихотворении «Скоморох» еще в начале творческого пути, в 1928 году. Этим и близок поэт современному читателю. Автор живет в великой стране Поэзия. Живет!.. Потому что поэт жив, пока звучат его стихи, оставляющие после прочтения

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет…

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Обсуждение текста и его оценивание учащимися согласно критериям оценки отзыва о лирическом произведении (Приложение).

VII. Домашнее задание

  1. Определите функцию повторяющегося слова «сотня» в перекликающихся фразах «на сотню лет» – «в сотню раз».
  2. Измените концовку отзыва, высказав свои впечатления о произведении.

Приложение

Критерии оценки отзыва о лирическом произведении (40 баллов)

  1. Полнота и глубина интерпретации содержания произведения (12 баллов):

– тематика, проблематика (2 балла);

– идея, пафос (ведущий эмоциональный тон произведения), авторский идеал (2 балла);

– художественное время и пространство (2 балла);

– образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы (2 балла);

– сюжетно-композиционные особенности (2 балла);

– социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст (2 балла).

  1. Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявлении авторской позиции (12 баллов):

а) учет жанровой специфики (2 балла);

б) приемы и средства выразительной и образной речи:

– фонетические (2 балла);

– лексические (в т. ч. тропы), фразеологические (2 балла);

– морфологические, словообразовательные (2 балла);

– синтаксические (2 балла);

в) размер, рифма, строфика (2 балла).

  1. Оценка текста отзыва (6 баллов):

– соответствие текста жанру отзыва (1 балл);

– общекультурная эрудиция автора отзыва (1 балл);

– владение теоретико-литературными понятиями (1 балл);

– индивидуальность восприятия и трактовки текста (1 балл);

– убедительность и точность аргументации (1 балл);

– композиционная стройность, стилистическая целостность текста (1 балл).

  1. Грамотность (10 баллов)

Оценивается по критериям оценки творческих работ учащихся.

Литература

1. Акелькина, Е. А. Л. Н. Мартынов – поэт модерна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/l-n-martynov-poet moderna/viewer. – Дата доступа: 22.02.2024.

2. Павлова, Н. Д. Звуковая организация стиха в поэзии Леонида Мартынова / Н. Д. Павлова // Вестник Пермского университета. – 2011. – Выпуск 2(14). – С. 148–152.

3. Павлова, Н. Д. Особенности индивидуального стиля Леонида Мартынова: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 /
Н. Д. Павлова. – М., 2011. – 224 с.

Фото на превью с сайта pexels.com