Как сформировать уважительное отношение к героическому прошлому своего народа? Час памяти «Знаю. Помню. Горжусь»

- 16:18Журнал "Народная асвета", Образование

В Беларуси, пожалуй, нет семьи, в чьей истории не оставила бы след Великая Отечественная война. В домашних архивах хранятся фронтовые письма, фотографии предков, героически сражавшихся на фронтах. Но как часто мы вспоминаем и рассказываем о них детям? Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский считал: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших». Поэтому сохранение исторической памяти – это не просто дань уважения прошлому, это потребность сберечь настоящее.

Н. М. ПАВЛОВА,
учитель обслуживающего труда
высшей квалификационной категории СШ № 3 г. Пинска

В нашей школе большое внимание уделяется вопросам сохранения исторической памяти. В рамках гражданско-патриотического воспитания организуются тематические встречи, экскурсии, квесты, акции, уроки мужества, митинги-реквиемы, просмотры документальных и художественных фильмов, реализуются поисковые проекты, а также проводятся мероприятия, на которых ребята рассказывают о своих родственниках, прошедших войну. В качестве примера предлагаем вашему вниманию час памяти «Знаю. Помню. Горжусь» для учащихся 7 классов.

Цель мероприятия: развитие у школьников чувства патриотизма и гордости за своих близких, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • формировать у учащихся бережное отношение к историческому прошлому своего народа;
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
  • способствовать развитию коммуникативных и исследовательских компетенций.

Оборудование: мультимедийный комплекс; шаблоны для лэпбука, простые карандаши, ножницы, фломастеры, скотч, ластики, клей, буклеты.

Подготовительный этап

Учащиеся совместно с членами семьи готовят лэпбук «Книга памяти моей семьи». Для этого они изучают документы из семейных архивов, систематизируют фотографии, семейные реликвии, сведения о наградах и подвигах (можно воспользоваться информацией из интернет-источников «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Солдат.ru», «Бессмертный полк»).

Ход мероприятия

I. Организационный этап

Звучит музыка военных лет, на экране транслируется видеоряд из документальных фильмов о войне.

Учитель. 22 июня 1941 года – суббота, школьный выпускной. Молодые люди празднуют свое вступление во взрослую жизнь.

Звучит сообщение Ю. Б. Левитана о начале вой­ны: «Внимание, говорит Москва…». Учащийся читает стихи Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!».

Учитель. Вот уже 80 лет, как наша страна живет под мирным небом, но эхо войны до сих пор звучит в душах людей. Почему? Потому что война – это 1418 дней ужаса и смерти, 40 миллионов погибших советских людей, 1725 разрушенных городов и 70 тысяч сел и деревень, более 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений только на территории Беларуси, 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железной дороги, 900 дней и ночей блокадного Ленинграда, 125 грамм хлеба в сутки, 20 часов ежедневной работы у заводских станков… Целью фашистской Германии было уничтожение 75% населения восточных территорий Советского Союза и превращение в рабов 25% оставшихся в живых. Но советский народ не позволил врагу достичь этой цели.

II. Основной этап

Учащимся предлагается поразмышлять над тем, почему важно помнить о войне и чтить память о тех, кто сражался на фронте, участвовал в партизанском движении, работал в тылу, прошел концлагеря. Затем учитель обращает внимание ребят на размещенные на доске плакаты в виде двух листков календаря и ленту времени, их соединяющую.

Лента времени              

Педагог предлагает обучающимся отметить на ленте времени даты, значимые для Беларуси, Брестской области, города Пинска (начало оккупации, начало наступательной операции «Багратион», освобождение Пинска и Бреста, всей республики), и рассказать о событиях, связанных с этими датами.

Викторина «Знаю»

  1. Как называется город, который в годы войны принял на себя первый удар? (Брест.)
  2. Какое название имеет деревня, сожженная фашистами 22 марта 1943 года? Там сейчас находится мемориальный комплекс. (Хатынь.)
  3. Сколько населенных пунктов Беларуси разделило судьбу Хатыни? (220.)
  4. В каком году территория Беларуси была полностью освобождена от фашистов? (В августе 1944 года.)
  5. Сколько жителей нашей страны погибло в годы Великой Отечественной войны? (Больше 4 миллионов.)
  6. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? (1418.)
  7. Войска скольких фронтов освобождали Беларусь? (Четырех.)
  8. Когда и где совершил свой подвиг Николай Гастелло? (На пятый день войны около д. Родошковичи (Минская область):он направил свой самолет на колонну немецких танков.)
  9. Как звали белорусского Сусанина из Полесья? (Иван Самуилович Цуба.)
  10. Кто командовал одним из первых партизанских отрядов, созданном в Пинске? (Василий Захарович Корж.)
  11. Как звали Героя Советского Союза, связную отряда В. З. Коржа, разведчицу, казненную фашистами в 1942 году? (Вера Захаровна Хоружая.)
  12. В каком году Советская армия освободила Пинск от фашистско-немецких захватчиков? (В июле 1944 года.)

Блиц-опрос «Помню»

Учитель предлагает ребятам вспомнить о значимых для жителей Пинска событиях Великой Оте­чественной войны, назвать представленные на фотографиях памятники.

На слайдах демонстрируются изображения памятников: 1) Мемориальный комплекс освободителям Пинска; 2) Мемориальный комплекс «Партизанам Полесья»; 3) Памятник воинам-освободителям; 4) Мемориал на месте массовых убийств евреев Пинского гетто; 5) Памятник Ивану Чуклаю.

Учитель. Время быстротечно, уходят свидетели тех страшных лет. Как же сохранить память о них и передать последующим поколениям? Мероприятие мы посвящаем всем тем, кто отстоял нашу свободу и независимость, подарил нам мир, – нашим родным и близким, прошедшим войну. Во многих семьях бережно хранятся фотографии, на которых мы видим вечно молодых мальчишек и девчонок, письма, награды, похоронки, ставшие реликвией семьи.

Акция «Горжусь»

Учащиеся презентуют подготовленные лэпбуки «Книга памяти моей семьи».

 III. Заключительный этап

Учитель. Известный поэт Демьян Бедный писал:

Герой не гибнет, умирая:

Двойная жизнь ему дана.

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

Мы, потомки победителей, должны гордиться нашими предками, спасшими мир от фашистского ига, чтить память о том страшном, но героическом времени и знать, что война – это не то, что было и больше не повторится, она реальна и страшна, и мирное счастливое будущее Родины зависит от нас.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Будніцкая, А. А. Патрыятычны квест «Гісторыя маёй Радзімы – мая гісторыя» / А. А. Будніцкая // Народная асвета. – 2022. – № 1. – С. 33–36.
  2. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/13/chto-takoe-lepbuk. – Дата доступа: 05.04.2024.

Фото на превью Олега ИГНАТОВИЧА, носит иллюстративный характер