Какие нормы трудового законодательства по охране труда надо знать руководителю, и как развивать культуру безопасности

- 9:06Компетентно, Новости, Школа управления

О нормах при создании безопасных условий для обучения и воспитания учащихся, а также о некоторых особенностях организации охраны труда корреспонденту “Настаўніцкай газеты” рассказал Олег Жук, главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки.

 — Олег Иванович, безопасность становится обязательным условием эффективной деятельности учреждений образования. 

— Безусловно, это так. Безопасность должна стать для каждого человека образом жизни, неотъемлемой и строго выполняемой частью его обязанностей (для кого-то трудовых, для кого-то учебных). Что касается обучающихся и воспитанников, то постановлением Министерства образования от 3.08.2023 г. № 227 утверждены Правила безопасности, где четко прописаны требования к организации образовательного и воспитательного процессов. Беспрекословное выполнение всеми участниками образовательного процесса этих требований будет способствовать эффективной деятельности учреждения образования. Охрана труда должна начинаться еще до рабочего мес­та, идти от семьи и общества. К сожалению, в учреждениях образования вопросы охраны труда иногда теряются за текущими делами и заботами. Анализ несчастных случаев в учреждениях образования показывает, что их основная причина кроется в том числе и в игнорировании работниками либо нежелании выполнять элементарные правила безопасности, прописанные в инструкциях по охране труда.

Думаю, что причины такого поведения работников в том, что они не обучены, а поэтому не владеют необходимыми для безопасной работы знаниями, приемами, навыками. Кроме того, они могут быть не проинформированы об опасных и (или) вредных условиях труда, о рисках и опасностях, угрожающих жизни и здоровью. Возможен вариант недобросовестного отношения к трудовым обязанностям, безответственности, недисциплинированности, склонности к риску и нарушениям правил. Чтобы сделать поведение работников безопасным в процессе выполнения работы, надо исключить все те факторы, которые мешают работать безопасно и комфортно. 

— Какие нормы трудового законодательства по охране труда надо знать руководителю?

— В первую очередь хотел бы обратить внимание на статью 17 Закона “Об охране труда”, а также главу 16 “Охрана труда” статьи 55 Трудового кодекса “Обязанности нанимателей при организации труда работников”, которая гласит, что надо принимать необходимые меры по профилактике и предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Особо надо обратить внимание на часть 6 статьи 49 Трудового кодекса “Отстранение от работы”: “Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, который появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы; не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда; не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда; не прошедшего медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством”. Игнорирование этих требований зачастую приводит к несчастным случаям в производственной и социальной сфере.

— Как развивать культуру безопасности? Какими должны быть превентивные меры?

— Хочу отметить ключевые этапы формирования культуры безопасности на основе концепции Нулевого травматизма, или как ее еще называют Vision Zero, которая разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО). Ее целью является развитие культуры безопасности труда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников учреждения образования путем сведения к минимуму причин производственного травматизма. В основу концепции положено признание того, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежными — у них всегда есть причины. А потому развитие эффективной культуры безопасности, своевременной профилактики действий по охране труда позволяет их устранить.

Прежде всего руководителю надо сформировать атмосферу доверия и развивать коммуникативные отношения. Необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения.

Например, инструктаж по охране труда с работником должен проходить не по формальному принципу, а так, чтобы работник осознал личную ответственность за свою безопасность. Для этого потребуется изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда, в том числе в сфере образования; наладить в учреждении систему проверки знаний по охране труда; разработать соответствующие инструкции; допускать к выполнению работ лиц, прошедших медицинский осмотр и инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда.

В реализации этих направлений должны активно участвовать председатели первичных профсоюзных организаций учреждений образования и общественные инспекторы по охране труда. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат.

Таким образом, охрана труда является важнейшей социально-экономической проблемой, требующей  к себе постоянного внимания со стороны органов государственного управления, нанимателей, профсоюзов и самих работников. Поэтому общественный контроль по охране труда должен быть действенным, эффективным и свое­временным.

Отмечу, что Минской городской организацией профсоюза работников образования и науки и Минским городским институтом развития образования реализуется проект “Школа общественного инспектора по охране труда”. Для обеспечения его информационной поддержки, повышения эффективности сетевого взаимодействия на платформе дистанционного обучения МГИРО организована работа онлайн-школы по обучению общественных инспекторов по охране труда (https://do.minsk.edu.by/course/view.php?id=8281). Данный проект носит практико-ориентированный характер и будет полезным как руководителям учреждений образования, так и профсоюзным активистам.

— Какая ответственность предусмотрена для должностных лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда?

— Руководители несут ответственность, установленную законодательством. Ответственность может быть дисциплинарной; материальной, административной; уголовной.

Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев; увольнение (за что можно уволить работника оговорено в пунктах 6—11 статьи 42 Трудового кодекса и в пунктах 1, 1², 51 и 9 части первой статьи 47 Трудового кодекса).

За причинение имущественного ущерба в результате нарушений требований охраны труда работник может быть привлечен к материальной ответственности. В статье 400 Трудового кодекса представлены условия привлечения работников к такой ответственности. В отличие от дисциплинарной ответственности суть материальной ответственности сводится к необходимости возмещения ущерба, причиненного работником нанимателю.

Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, и предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Обращаю ваше внимание на следующие статьи этого кодекса:

Статья 10.13. Нарушение требований по охране труда:

  1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин.
  2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее травмирование работающих, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
  3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное иным работающим, влечет наложение штрафа в размере до 5 базовых величин. Статья 10.14. Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

Уголовная ответственность за нарушение требований по охране труда установлена статьей 306 Уголовного кодекса. В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы.

— Олег Иванович, какие типичные нарушения встречаются при осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда?

— Чаще всего приказом о назначении должностных лиц, ответственных за охрану труда, наниматель не назначает своего заместителя ответственным за осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране в учреждении образования. (Требование прописано в статье 17 Закона “Об охране труда” № 356-З в редакции закона от 18.12.2019 № 274-З.)

В приказах о назначении должностных лиц, ответственных за охрану труда в учреждениях образования, назначаются ответственные за охрану труда, при этом не назначаются ответственные за осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране, что является нарушением.

Распространенной ошибкой является ведение протоколов проверки знаний по вопросам охраны труда не в соответствии с установленной формой.

Форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда утверждена приложением к постановлению Министерства труда и социальной защиты от 30.12.2008 № 210, в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты от 29.05.2020 № 55.

В главе “Общие требования по охране труда” инструкции по охране труда для сторожа (повара) отсутствует требование о необходимости прохождения стажировки и т.д. 

Алла КЛЮЙКО