Ловко орудуя рубанком, лобзиком, стамеской, будущие столяры-плотники мастерят трон и карету, табурет и столик

- 15:41ПрофиФормула

Дерево — материал вечный, его не заменить никаким полимером. На деревянной мебели спится спокойнее, с ней дышится легче. Она радует глаз и излучает положительную энергетику. Неудивительно, что в моде натуральный, экологически чистый и безопасный материал. А значит, и ручной труд квалифицированного мастера по дереву всегда будет в почете и цене. Подробности – в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Столяры и плотники снова в тренде

В строительных колледжах сегодня, как правило, готовят специалистов широкого профиля: учат мастерить мебель из массива, собирать массовый продукт из плит ЛДСП и МДФ. Например, в Минском государственном колледже инновационных строительных технологий имени И.М.Жижеля учащиеся осваивают три смежные “деревянные” профессии: столяра, плотника и станочника деревообрабатывающих станков.

Столяры и плотники работают с деревом одним и тем же инструментарием. Только виды работ, которые они выполняют, разнятся. Плотники возводят опорные конструкции из дерева: леса, заборы, опалубки. Столярные работы более точные, можно сказать, порой ювелирные. Столяр помимо обработки древесины занимается изготовлением, сборкой и монтажом различных деревянных изделий, а также их декоративной отделкой, опираясь на эскизы и чертежи дизайнера или заказчика. При этом профессионалы своего дела прекрасно разбираются в свойствах каждого вида древесины, знают все этапы обработки дерева, умеют обращаться с различными морилками, пропитками, лаками. Станочник, работающий на деревообрабатывающем оборудовании в мебельном производстве, изготавливает погонажные изделия (плинтусы, наличники, поручни) или обрабатывает древесные заготовки в точном соответствии с заданными чертежами. В последующем полученные детали соединяются в сложную мебельную конструкцию.

В Минском государственном колледже инновационных строительных технологий имени И.М.Жижеля профессии столяра, плотника, станочника деревообрабатывающих станков молодые люди осваивают за три года. На 1 курсе производственное обучение проходит в столярных мастерских колледжа, а последующие два года — на производстве.

На 1 курсе учащиеся мастерят табурет и мелкие декоративные изделия из дерева, приобретая первые столярные навыки, а также знакомятся с деревообрабатывающими станками на теоретических занятиях по дисциплине “Спецтехнологии”. В конце года первокурсников ожидает ознакомительная практика на производстве. За три года обучения ребята отрабатывают столярные и плотнические умения на строительных объектах, мебельном производстве, предприятии по изготовлению паркета и паркетной доски.

Когда руки тянутся к работе, а душа — к творчеству

Вырасти из подмастерья в мастера, который сможет изготовить штучный товар, мебель с характером, может далеко не каждый. Однако среди учащихся всегда находятся те, кто понимает, что в разгар мебельной индустрии, когда профессия столяра переживает очередной виток популярности, самое время покорпеть над деревом и максимально освоить столярные навыки, чтобы впоследствии научиться создавать уникальные изделия, а быть может, и настоящие произведения искусства. Разглядеть юношей с потенциалом — задача педагогов.

На 1 курсе, когда учащиеся только учатся держать в руках ножовку, рубанок, стамеску, лобзик, начиная осваивать элементарные столярные навыки — распиливание, стругание, вытачивание, склеивание, — мы подмечаем тех, кто сможет и кому будет интересно впоследствии посещать дополнительные занятия в объединении по интересам Технология изготовления мебели, готовиться к олимпиадам по трудовому обучению, а также принимать участие в конкурсах профессионального мастерства и технического творчества, — рассказывает мастер производственного обучения Юрий Сокольчик, для которого полученная еще в 90-е годы профессия столяра долгое время оставалась хобби или дополнительным заработком, а вернулся он к ней относительно недавно, начав к тому же обучать азам ремесла и молодежь.

Деревянных дел мастер, овладевший навыками столяра, плотника, станочника, может как ремесленник создавать уникальные изделия в своей мастерской или же работать в строительной сфере, занимаясь созданием и монтажом деревянных конструкций. А также, например, он может трудиться на мебельных предприятиях и фабриках, производить напольные покрытия из дерева и продуктов деревопереработки.

После 5—6 занятий первого семестра проводится мини-тестирование. Все ребята мастерят нехитрое изделие из дерева, для изготовления которого нужно подключить логику, пространственное мышление. В процессе работы наставник присматривается к тем, у кого руки тянутся к работе и душа лежит к натуральному материалу. Потом он отбирает тех, чьи работы выполнены наиболее качественно и с творческим подходом. Из группы в 25—30 человек отыскиваются пять парней, которые готовы с головой погрузиться в столярное мастерство.

— Кто-то из этих ребят занимается больше, как говорится, для себя. Находятся также несколько человек, которые готовы усиленно заниматься и выступать на олимпиадах и республиканских конкурсах, которые уже во время учебы относятся к столярничеству не как к ремеслу, а скорее как к прикладному искусству, что позволяет им придумывать и создавать разнообразные необычные вещицы и предметы мебели, наполняя их смыслом. А благодаря посещению занятий в объединении по интересам, у ребят все больше развивается художественный вкус и творческие способности, приходит понимание, что порой столяр сродни художнику, только вместо кисти он держит в руках стамеску или рубанок, а холст ему заменяет массив дерева, — добавляет Юрий Викторович.

А смогу ли я?

Сейчас в столярной мастерской колледжа трудятся ребята с 1 по 3 курс, готовясь к республиканскому смотру инновационного и технического творчества. К слову, здесь во время подготовки юные столяры проводят все свободное время. Они, давно опередив однокурсников, ловко управляются со столярным инструментом и электрифицированным оборудованием: циркулярной пилой, фрезером, шлифовальной машинкой.

Учащийся 3 курса Лев Глехов, призер олимпиады по трудовому обучению, обладатель диплома II степени Республиканского конкурса ProfSkills Belarus, трудится над сервировочным столиком на колесах. Еще в школе на уроках труда Лев предпочел деревообработку другим видам деятельности. А когда в колледже поближе ознакомился с плотничеством и столярничеством, он решил, что хочет заниматься производством мебели.

— Моя первая конкурсная работа — трон в виде скорпиона, так как это мой знак зодиака, — уточняет молодой человек. — В интернете позаимствовал идею, творчески доработал ее и под руководством мастера взялся работать с шестиметровой необрезной сосновой доской: пилил, через неделю строгал, клеил щит, шлифовал, вырезал пять цельных деталей замысловатых форм, вручную вырезал на поверхности декоративные неровности, после собирал на невидимые крепления, красил Однако, увы, победить тогда не вышло.

Зато сейчас в копилке достижений юного умельца диплом III степени Республиканской олимпиады по трудовому обучению, диплом II степени Республиканского конкурса ProfSkills Belarus в номинации “Плотническое дело”. Впереди еще конкурс, подготовка дипломной работы и поступление в учреждение высшего образования.

Второкурсник Алексей Новосад на пару с первокурсником Дмитрием Соломоновым мастерят карету. Деревянный экипаж будет с окном, дверцой, кожаным салоном, фасадными накладками и декоративными фонариками.

— Пожалуй, я родился с желанием работать по дереву. В детстве у дедушки все лучинки переточил ножиком, в школе помимо уроков труда посещал дополнительно занятия по прикладному творчеству, — рассказывает Алексей. — В будущем мечтаю иметь свою мастерскую и изготавливать мебель по индивидуальным эскизам из натурального дерева, ту, что не штампуют в массовом производстве.

Нынче спрос на такие кадры, как столяры и плотники, значительно превышает предложение. Будущих “деревянщиков” готовят в строительных колледжах страны и профессионально-технических колледжах сферы обслуживания. Продолжить профильное обучение и получить высшее образование можно в технологических и технических вузах по специальностям, связанным с деревоперерабатывающим и деревообрабатывающим производством.

Учась на 2 курсе, юноша с удовольствием учится, постоянно набирается опыта, готовится к олимпиаде. В прошлом году завоевать диплом на заключительном этапе не вышло. В этом году Алексей стал первым в Минске и очень хочет хорошо выступить на заключительном этапе в марте. В следующем году планирует побить свой личный рекорд в конкурсе ProfSkills Belarus (диплом III степени). Юноша объясняет:

— Мне интересно браться за выполнение новых непростых заданий, изготовление сложных столярных конструкций. Возможно, это еще проверка себя: а смогу ли я?

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора