Будущие сантехники изучают системы отопления, водоснабжения, кондиционирования, азы гидравлики и аэродинамики

- 16:20ПрофиФормула

Где найти хорошего сантехника? Рано или поздно этим житейским вопросом задаются все, так как трубы и сливные бачки имеют свойство течь, а смесители — ломаться. И вдруг выясняется, что хороший мастер — на вес золота.

Где и как в Беларуси обучают техников по монтажу и эксплуатации санитарно-технического оборудования, выяснила корреспондент “Настаўніцкай газеты”.

На злобу дня

Как в любой профессии специалист специалисту рознь, так и среди сантехников один делает на совесть, а другой довольствуется принципом “как умею”. В помощь сарафанное радио — давний и проверенный способ информирования. Если повезет, достойного аквамена коммунальных служб можно отыскать и в родном ЖЭУ. Одного такого я, кстати, знавала лет 15 назад. Иван Н. относился к работе ответственно, трудился без взысканий и нареканий. И вскоре оброс личной клиентской базой. Когда клиентопоток заметно вырос, прогрессивный сантехник обзавелся мопедом, чтобы везде успевать: и заявки на работе выполнять, и по-соседски выручать жителей близлежащих домов. От работы он не отлынивал и, по всему было видно, плоды своих трудов пожинал хорошие, так как из старенькой хрущевки вскоре переселился в новый микрорайон.

Наверняка и сейчас у опытного мастера все хорошо. Тем более что за последние десятилетия сантехническая индустрия шагнула далеко вперед, а значит, работы у сантехников значительно прибавилось. Ведь хозяйки в современных квартирах, обустраивая кухню, хотят видеть в ней посудомойку, фильтр для воды, измельчитель пищевых отходов. А в ванных комнатах и санузлах обязательный минимум — душевая кабина, умывальник, стиральная машина, псевдобиде, полотенцесушитель. Если же требуется кардинальный перенос труб канализации и водопровода, то работы для настоящего профи еще больше.

Мастера на все руки

За последние десятилетия километры стальных и чугунных коммуникаций сменили пластиковые аналоги, а во дворах и подвалах многоэтажек разместились тепловые пункты со средствами автоматики. Пожалуй, и современных акваменов сегодня обучают по-новому.

— Сегодня мы готовим специалистов широкого профиля и выпускаем не техников-сантехников, как было раньше, а техников по монтажу и эксплуатации санитарно-технического оборудования, которые разбираются в системах отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, — знакомит с особенностями учебного процесса Наталья Козырева, председатель цикловой комиссии “Санитарно-технические и водохозяйственные предметы” Минского государственного архитектурно-строительного колледжа, где ежегодно набирают группу учащихся по специальности “Монтаж и эксплуатация санитарно-технического оборудования зданий и сооружений”. — Учащиеся вникают в основы строительного дела, гидравлики, аэродинамики, изучают, как устроены системы отопления, водоснабжения, кондиционирования и т.д. На спецпредметах ребята учатся проводить диагностику дефектов оборудования, производить его ремонт, замену старых деталей и узлов на новые, осуществлять монтаж различных санитарно-технических систем. Также учащиеся изучают механизмы и оборудование, слесарные и измерительные инструменты, которые необходимы для ремонта и монтажа всех систем. А еще занимаются составлением проектно-сметной документации, разбираются в монтажных чертежах и проектах санитарно-технических систем.

Кстати, с прошлого года в МГАСК на специальность “Монтаж и эксплуатация санитарно-технического оборудования зданий и сооружений” набирают абитуриентов после 9 класса по среднему баллу документа об образовании. Срок обучения — 3,5 года.

Изучая теорию, со второго курса ребята оттачивают мастерство на производственном обучении и практике, которая в общей сложности длится около 13 недель. На втором курсе занятия проходят в стенах колледжа, а на третьем — на предприятиях. После двух месяцев успешного труда учащиеся получают квалификацию рабочего, а затем еще два месяца подтверждают и закрепляют полученный 3-й разряд монтажника санитарно-технических систем на технологической практике. На выпускном курсе их ожидает месяц преддипломной практики.

От теории к практике и карьерному росту

Погружаясь в профессию в строительных организациях, практиканты занимаются монтажом инженерных систем, а в жилищно-коммунальных службах ремонтируют давно эксплуатируемые коммуникации. Одни учащиеся практикуются все время на одном предприятии, специализируясь, скажем, на монтаже систем отопления или водоснабжения, и потом остаются там работать по распределению. Другие, обучаясь профессии на строительном объекте, хотят попробовать свои силы в монтаже разных инженерных систем, начиная от канализации и водопровода, заканчивая системами кондиционирования в элитных новостройках. Третьи проходят практику и в ЖЭУ, и на стройке, успевая охватить весь спектр ремонтно-монтажных работ, прежде чем выбрать направление для специализации.

Выпускник колледжа Дмитрий Трусевич — из числа последних. За годы учебы он успел попрактиковался в разных сферах, поработал и сантехником, и кондиционерщиком, и монтажником. Например, первые практические навыки и разряд в профессии получал по месту жительства в Дзержинском ЖКХ, куда устроился по собственной инициативе, предварительно обзаведясь письмом от коммунальников для колледжа.

— Любое ЖЭУ — это большая школа жизни. Выполняя здесь всевозможные сантехнические работы по замене смесителей, устранении протечек в радиаторах, меняя сотни метров труб водоснабжения и отопления, я получил большой практический и управленческий опыт, так как под конец практики, благодаря многовекторным знаниям, полученным в колледже, и определенным лидерским качествам, уже оставался за старшего. Приходилось руководить разными “специалистами” узкого профиля, в том числе и теми, кто умудрялся пять раз подряд не той стороной ­прикрутить чугунный вентиль, — улыбаясь, вспоминает молодой мастер. — А уже на преддипломной практике я работал в ­аварийной службе, где занимался эксплуатацией сантехнических коммуникаций, контролем систем водоснабжения, отопления и канализации в государственных учреждениях, административных зданиях, диппредставительствах.

Зачастую на строительных объектах монтажники санитарно-технических и вентиляционных систем работают в связке. Специалистам необходимы знания и навыки из смежных сфер.

— Все дело в том, что в вентиляционных установках подогревание происходит чаще всего за счет подогрева воды, так как это наиболее экономично. Обвязка приточных установок осуществляется узлами регулирования. Все это — вода. Что касается работы кондиционеров, то дренажные системы, предназначенные для слива конденсата, который образуется в процессе охлаждения воздуха, нередко выводятся в канализацию, а половина дренажной системы изготавливается из полипропиленовых водопроводных труб, — объясняет собеседник, который больше года монтировал системы кондиционирования и вентиляции при строительстве или комплексной реновации крупных социально-культурных и спортивных объектов.

Профессия с перспективой

Работая третий год в профессии, сегодня Дмитрий Трусевич трудится мастером участка по монтажу систем кондиционирования и вентиляции на государственном предприятии “БелЭЗ” и заочно учится в Брестском государственном техническом университете по специальности “Теплогазоснабжение, вентиляция, охрана воздушного бассейна”. Один из последних объектов, на котором ему довелось работать, выполняя функции начальника среднего звена, — это 10-этажный паркинг:

— Здесь я контролировал общестроительные, сантехнические работы, установку систем вентиляции и кондиционирования. Благо практических навыков и теоретических познаний, которые я получил в колледже, хватает, чтобы, вникнув в суть строительного проекта, понимать, где строители иногда хитрят и в силу лени или неграмотности упрощают схему проведения тех или иных коммуникаций, тем самым рискуя нарушить нормативы.

Сейчас под руководством Дмитрия уже работают трое выпускников МГАСК этого года. Юноши знают, что в сфере строительства и ремонта потребность в кадрах есть всегда. А у грамотных, старательных, ответственных и амбициозных сотрудников быстро намечаются и перспективы роста. Можно достичь карьерных высот, к примеру, закрепившись в крупной строительной организации. А можно, набравшись опыта в разных направлениях, начать впоследствии работать на себя, выполняя ремонтные и монтажные работы по различным видам санитарно-технических работ, что называется, под ключ.

***

Какие качества необходимы?

Технический склад ума важен для прочтения чертежей, разработки монтажных схем, а также для того, чтобы не перепутать, куда закрутить дюбель, а куда анкерный болт, чтобы знать, как и где соединить трубопроводы, чтобы безошибочно отмерить и отрезать трубу нужной длины. Физическая сила и выносливость пригодятся для работы с тяжелыми инструментами, чтобы раскрутить или плотно прикрутить деталь. А скрупулезность и аккуратность помогут при этом не травмироваться. Для продуктивного общения с заказчиком пригодятся коммуникабельность и вежливость, терпеливость и выдержка.

Сфера деятельности

Техники по монтажу и эксплуатации санитарно-технического оборудования, вентиляционных систем и кондиционеров востребованы в жилищно-коммунальных хозяйствах, строительных организациях, профильных компаниях и фирмах по установке и обслуживанию соответствующего оборудования.

Где получить образование?

Будущих монтажников санитарно-технического и вентиляционного оборудования готовят в строительных колледжах страны. Продолжить обучение и получить высшее профильное образование можно, например, в Полоцком государственном университете и Брестском государственном техническом университете по специальности “Теплогазоснабжение, вентиляция, охрана воздушного бассейна”. Здесь предусмотрено заочное сокращенное обучение в течение трех лет. Также заочное сокращенное обучение можно пройти в БНТУ по специальностям “Водоснабжение, водоотведение, охрана водных ресурсов”, “Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна”.

 Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора и из открытых источников