Математический адвент­-календарь: как его использовать в работе педагога

- 15:20Образование

Математическая грамотность предполагает не только знание математических фактов, но и способность правильно рассуждать, формулировать, применять и интерпретировать эту дисциплину в разнообразных контекстах.

Известный математик Джордж Пойа говорил: “Владеть математикой означает уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности”. Это закономерно, ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Хорошим потенциалом для этого обладают математические адвент-календари, используемые на уроках для формирования предметных и метапредметных навыков.

Фото из архива редакции используется в качестве иллюстрации

Адвент-календарь (календарь ожидания праздника) был изобретен в Германии в начале ХХ века Герхардом Лангом. Когда он был ребенком, его мама в преддверии Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько осталось дней до сочельника. Когда Ланг вырос и стал владельцем типографии, его фирма первой в мире выпустила адвент-календарь с 24 разноцветными картинками на рождественскую тематику.

Адвент-календарь выглядит как обычный календарь на декабрь с окошками под каждым днем для мини-презентов. Первоначально они предназначались для того, чтобы в декабре отсчитывать оставшиеся дни до Рождества и весь месяц получать небольшие сюрпризы.

Похожая идея внедрилась и в учебный процесс. Такой календарь может состоять из регулярных образовательных заданий, игр, загадок или интересных фактов. Активности в нем должны быть короткими и увлекательными, ведь их задача — во­одушевить учащихся, позволить им узнать что-то новое, выполнить нестандартные задания. Недаром Аристотель утверждал: “Познание начинается с удивления”.

Создание и наполнение адвент-календаря — творческий процесс. Здесь нет строгих правил, рамок и ограничений. Но все же следует придерживаться некоторых принципов. Во-первых, стиль оформления должен соответствовать учебному предмету. Во-вторых, в кабинете должно быть отведено определенное место для календаря. В-третьих, ореол тайны помогут создать кармашки, мешочки и конверты, что вызовет интерес и замотивирует учащихся на выполнение заданий. В-четвертых, адвент-календарь предполагает свои правила игры (один день — одно задание). В-пятых, задания должны быть интересными и соответствовать возрасту и возможностям учащихся.

Математические адвент-календари выполняют ряд функций. Так, во время работы над заданиями одновременно осуществляется игровая и учебная деятельность. Выполнение заданий требует от учащихся хорошего знания учебного предмета: не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать, нельзя перейти к следующему заданию.

Помимо этого, работая с адвент-календарем, дети учатся планировать дея­тельность и оценивать ее результаты, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к ним, использовать и подбирать нужный материал. Вместе с тем результаты выполненных заданий показывают учащимся их уровень подготовки и побуждают познавательную активность. Выполняя задания из математических адвент-календарей, дети не только получают новые знания, но и приобретают опыт сбора нужной информации и ее правильного применения.

Совсем не обязательно создавать календарь на весь месяц. Это может быть и неделя, и даже несколько дней. Необходимо заранее подготовить все задания для каждого дня в календаре. Возможно, это будет просто бумажка с формулировкой задания, QR-код или просто картинка.

Самый простой календарь — бумажные конверты, подвешенные на ниточке к длинной палке. Вместо палки может использоваться большая линейка или даже вешалка. Еще один несложный вариант собрать воедино все задания — поместить их в емкость. Вместо банки это может быть корзина, коробка, миска или любой другой вместительный сосуд. Также возможно создавать виртуальные адвент-календари, используя сайты-конструкторы MyAdvent и Turchen, где можно загружать изображения и аудиосообщения, делиться видео и ссылками на сторонние источники.

Например, в первой четверти для лучшей адаптации пятиклассников каждый урок начинаем с необычного задания из адвент-календаря. К контрольным работам также готовимся посредством выполнения заданий из адвент-календаря “Древо знаний”. На протяжении 10 уроков разбираем по одному заданию (начиная с первого уровня и заканчивая пятым).

 Высокомотивированным учащимся предлагаем с пользой провести каникулы. Дети получают адвент-календари с QR-кодами на каждый день, где необходимо выполнить олимпиадные задания.

При изучении раздела “Повторение” в 9 классе предлагаем в начале каждого урока выполнить задания из адвент-календаря “Город пирамид”, что помогает сформулировать тему занятий.

 При организации исследовательской деятельности учащихся также целесо­образно использовать адвент-календарь, что вносит в учебный процесс элементы игры.

 Математические адвент-календари можно использовать для формирования не только математической, но и финансовой грамотности учащихся. Так, выполняя задания из адвент-календаря “Деньги моей страны”, школьники учатся вести учет доходов и расходов, планировать личный и семейный бюджет, оптимизировать соотношение сбережений и потреб­ления.

Адвент-календарь — это универсальный инструмент формирования математической и финансовой грамотности учащихся в игровой форме, который можно приурочить к любой теме.

Ирина ЛАНЕЦ,
заместитель директора по учебной работе;
Вита КОХНОВИЧ,
учитель математики средней школы № 8 Пинска