Минобразования: качественное инженерное образование — основа нацбезопасности страны

- 10:30Главная, Образование

Высококвалифицированные инженерные кадры — один из основных ресурсов, определяющих степень благосостояния и безопасности государства. Об этом заявил первый заместитель министра образования Александр Баханович во время республиканского семинара по обсуждению организации работы в классах инженерной направленности в 2023/2024 учебном году, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

— В нашей стране уделяется большое внимание высококачественной подготовке инженерных специалистов. Но это очень длительный и трудоемкий процесс. Зачастую за 4—5 лет в университете не всегда удается в полной мере это сделать. Поэтому мы будем создавать непрерывную подготовку, выстроив тесную взаимосвязь между школой, университетом и промышленным предприятием, — пояснил А. Баханович.

По его словам, качественное инженерное образование — это залог и основа экономического развития и национальной безопасности страны. Высококвалифицированные инженерные кадры способны эффективно справляться с разнообразными вызовами и являются одним из основных ресурсов, определяющих степень благосостояния и безопасности государства. В руках инженера сосредоточены инструменты для достижения технологического суверенитета, а результаты их работы определяют перспективы завтрашнего дня.

— Наша главная задача — привлечь для поступления на инженерные специальности мотивированных и подготовленных абитуриентов, что связано, в свою очередь, с необходимостью хорошей базовой подготовки по математике, физике, химии, биологии, черчению. В настоящее время с учетом высокоразвитого промышленного, строительного, транспортного и иных секторов экономики востребованность на национальном рынке труда в инженерных кадрах является одной из наиболее высоких. Согласно статистическим данным, на производственную сферу приходится третья часть от общего спроса кадров. В такой же пропорции формируются и цифры приема в УВО. В условиях быстро изменяющейся технологической среды крайне важно обеспечить качественную подготовку инженерных кадров, и решение данной задачи мы видим в интеграции общего среднего и высшего образования, — отметил первый замминистра образования.

Он убежден, что подготовка инженеров во многом определяется потенциалом знаний, умений, способностей, интересов и стремлений, которые закладываются и развиваются задолго до поступления в университет. Сотрудничество в этом направлении школ, гимназий и университетов позволит создать эффективную образовательную среду. А она обеспечит обучение мотивированных и заинтересованных в своем профессиональном развитии выпускников.

— Вместе с тем подготовка инженера-энергетика, инженера-программиста, инженера-технолога, инженера-архитектора, инженера-биотехнолога существенно отличается. Целесообразно обеспечить вариативность при освоении образовательных программ в классах инженерной направленности. Поэтому разработка учебных программ и факультативных занятий для профильных классов инженерной направленности с учетом специфики обучения в различных технических университетах должна быть продолжена, — рекомендовал А. Баханович.

Развитие сети инженерных классов будет поддержано комплексом мероприятий по нормативно-правовому, научно-методическому, информационному, организационному, профориентационному и материально-техническому обеспечению, который утвержден Министерством образования в виде дорожной карты. Такой подход предопределяет необходимость дальнейшей разработки научных основ концепции непрерывного инженерно-технического образования.

— Таким образом, эффективное взаимодействие и работа всех заинтересованных определит успех развития непрерывного инженерного образования, — резюмировал первый замминистра образования.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фота автора и из архива БНТУ