Молодой педагог из Пружан Екатерина Усик: «Я многому учусь вместе с учениками»

- 13:25Первое рабочее место

Педагог средней школы № 3 Пружан Екатерина Усик не только учит свой 3-й «А» разным наукам, но и пишет исследовательские работы, участвует в конкурсах профмастерства, а еще совмещает учительство в младших классах с работой педагога-организатора, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Мечта стала достижимой целью

Стать учителем Е. Усик мечтала с детства. А если совсем точно — с 9 лет.

— Это полностью заслуга моего педагога начальных классов Татьяны Александровны Гришкевич, — вспоминает Е. Усик. — Добрый, отзывчивый, душевный человек, которого мы быстро полюбили, впитывали каждое ее слово. В нашем классе было всего трое учеников — мы без преувеличения стали настоящей дружной семьей. Последовав ее примеру, я и пошла в педагогику. Впрочем, с другими учителями мне тоже везло. Из-за переездов я сменила три сельские школы Пружанского района. Везде мне встречались замечательные педагоги. Так что детское желание быть учителем к 11-му классу переросло в твердую уверенность, и никакой другой профессии я для себя не видела.

За годы учебы по целевому направлению в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина Е. Усик довелось побывать на практике в разных учебных заведениях. На 3-м курсе, практикуясь в средней школе № 15 Бреста, она уже была не просто помощником учителя, а практически полноценным педагогом: проводила уроки, в том числе открытые, организовывала мероприятия шестого школьного дня, устраивала праздники, мини-концерты.

— Там всегда рядом была педагог Наталья Евгеньевна Протасевич, которая многому научила. Она показала, что нужно учить детей не только читать, писать, рисовать, но и рассуждать, творить, фантазировать, быть самостоятельными и ответственными, — рассказывает о первом профессиональном опыте собеседница.

Пожалуй, больше всего студентке запомнилась летняя практика в детских лагерях «Салют» и «Юный турист», куда она отправлялась каждый год, порой оставаясь на несколько смен подряд. Там будущий педагог быстро усвоила, что работа с детьми — это не только про учебники и тетрадки, а и про общение, умение наладить близкий человеческий контакт.

— За короткий срок лагерной смены быстро знакомишься с детьми и очень сближаешься. Ведь там ты с ними находишься практически круглосуточно несколько недель. Мальчишки и девчонки всегда на виду. В летней неформальной обстановке, где царит особая атмосфера благодаря играм, посиделкам у костра, песням под гитару, наблюдаешь палитру детских характеров и темпераментов. Дети проявляют себя также в спортивных состязаниях, театральных постановках, вокально-танцевальном творчестве, — отмечает педагог. — Я до сих пор работаю летом в «Юном туристе». Среди отдыхающих есть дети, которые, как и я, приезжают в лагерь каждый год. За это время мы с моими первыми маленькими воспитанниками повзрослели на пять лет и стали друзьями. Перед тем, как отправиться в лагерь, они уточняют, на какой смене буду я, чтобы обязательно встретиться.

Педагогические будни

Сегодня в 3-м «А» Екатерины Сергеевны не 3 и даже не 17 учеников, как было в ее детстве, а три десятка любознательных почемучек.

— Очень хорошо помню свои первые ощущения, когда оказалась на своем первом рабочем месте. Хоть я и представляла, что примерно меня ожидает, но все равно было боязно. Я ведь не знала, как отнесутся ко мне коллеги. Но когда в первый рабочий день в приемной директора услышала от завуча начальных классов доброжелательное и ободряющее «Мы очень рады, что вы у нас появились», я как-то внутренне успокоилась. К тому же до этого была успешная встреча с родителями моих первоклашек. Хоть я и шла на нее с опаской и волнением, всё время думая, как примут мамы и папы молодого педагога без опыта. А они отнеслись с пониманием. И сейчас всегда откликаются, если я обращаюсь за помощью, поддержкой, — говорит Е. Усик.

— А как вас встретили первоклассники?

— В целом хорошо. Мы с ними сразу подружились. Хотя были дети, которые волновались не меньше моего. Когда некоторые малыши поняли, что родители вскоре уйдут, для них 1 сентября превратилось в праздник со слезами на глазах. Пришлось приложить немало усилий, чтобы успокоить ребят. Объясняла, что ничего плохого с ними в школе не случится, что мы будем учиться чему-то новому, интересному. Старалась отвлечь, заинтересовать игрой. Те, кому было трудно усидеть за партой, отправлялись постоять за конторку. Кстати, и сегодня некоторые непоседы просят разрешение поработать за ней.

Период адаптации и для первоклашек, и для молодого педагога прошел благополучно. По словам Екатерины Сергеевны, ей очень повезло с наставником на первом рабочем месте — Натальей Владимировной Божко, которая с первого дня неустанно отвечала на каждый возникающий у коллеги вопрос. Как правило, таких обращений было с десяток. Причем не за неделю, а в день. И сегодня поток вопросов у молодого педагога не иссяк.

Стараясь проводить уроки нестандартно, ярко, насыщенно, Екатерина Сергеевна использует современные методики и новые формы работы: информационно-коммуникативные, интерактивные, игровые технологии, а также электронные средства обучения. Учитель очень бережно и аккуратно относится к каждому ребенку. Дети отвечают взаимностью: при встрече и прощании бегут обниматься, откровенно делятся секретами, сокровенными мыслями.

— В первый год обучения ученики осваивают счет до 20, учатся складывать и вычитать, читать и писать. Кто-то приходит в первый класс, уже умея читать по слогам, а кто-то не знает букв. Легче тем, кто, готовясь к школе, посещал подготовительные занятия. Такие малыши благодаря полученным знаниям чувствуют себя увереннее. К тому же они не боятся нового коллектива, им уже знаком школьный уклад с его правилами поведения, режимом дня. Соответственно, испытывают меньший стресс, — подмечает педагог.

Учитель, ученики, родители

— Легко ли младшим школьникам даются знания?

— По-разному. Например, в третьем классе материал по математике дети усваивают достаточно тяжело. Не хватает уроков для закрепления некоторых новых непростых тем, таких как «Деление двузначного числа на однозначное» или «Деление двузначного числа на двузначное». Хорошо, если с ребенком дома дополнительно занимаются родители. Это помогает ученикам лучше вникнуть в предмет.

Если кто-то из ребят болеет, Екатерина Сергеевна сама предлагает после позаниматься дополнительно, чтобы не образовались пробелы в знаниях, а также дает дополнительные задания на дом и просит родителей проконтролировать их выполнение. Мамы и папы откликаются. Это касается и совместных праздников, экскурсий. Родители — первые помощники и при разрешении незначительных конфликтов, которые, бывает, случаются в классе, где среди 18 мальчишек есть особенно активные и взрывные личности, которых то и дело нужно успокаивать.

— Я делаю первые шаги в профессии и многому учусь вместе со своими подопечными, а также у них: в первую очередь искренности, открытости, позитиву, — говорит Екатерина Сергеевна.

В этом году педагог взялась за подготовку со своим учеником исследовательской работы на тему «Чудесный мир настольных игр».

Работа Саши Киптика заняла 1-е место в районе. Мы создали настольную краеведческую игру, которая знакомит с достопримечательностями Пружан. Среди них, например, ярко-зеленое старинное деревянное здание аптеки. А также памятник, который символизирует сожженные вместе с жителями во время Великой Отечественной войны деревни Пружанского района, которые больше не возродились.

Сейчас Е. Усик совмещает работу учителя начальных классов с обязанностями педагога-организатора и проводит разные общешкольные мероприятия, праздники, встречи, утренники, конкурсы.

И когда ее спрашивают, кем бы она стала, если бы не выбрала педагогическую стезю, искренне признается, что на этот вопрос у нее нет ответа:

— Не представляю, кем бы еще могла работать, если не педагогом. Я рада, что не отказалась от детской мечты и стала учителем младших классов!

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора и из архива класса