Найти подход к каждому

- 13:06Планерка, Планёрка ў рэгіёне, Суразмоўца, Суразмоўца

С начальником отдела по образованию Кобринского райисполкома Александром Шеметюком говорим об осознанном выборе профессии педагога, семейной династии и непростых аспектах должности современного руководителя.  

Осознанный выбор 

— Александр Викторович, богатство системы образования — педагогические династии. Правда ли, что и вы родом из такой семьи?

— Правда. С 8 класса хотел быть педагогом, и это был осознанный выбор. Мой дед, мои родители, тетя — педагоги… Я только долго не мог определиться с предметом, мне были интересны и история, и математика. Но в 10 классе у нас был набор в лицейский класс, и я выбрал физико-математический профиль, то есть пошел по стопам деда. Учился в Бресте, в университете им. А.С.Пушкина.

Вообще, династия у нас большая. Общий педагогический стаж всех представителей — более 200 лет! И все мы, как ни удивительно, преподавали разные предметы: мама — учитель русского, белорусского языка и литературы, отец — учитель физики и астрономии, я был учителем математики и информатики, брат — учитель физической культуры и допризывной подготовки, супруга — учитель начальных классов… Сейчас на ниве просвещения продолжают трудиться отец, тетя, брат и двоюродная сестра.

К слову, хорошие воспоминания детства-юности связаны у меня и с “Настаўніцкай газетай”. Естественно, мои родители ее выписывали, читали, но и мне было интересно знакомиться со статьями о реформе, с дискуссиями об изменениях системы оценивания знаний. А еще было любопытно узнавать, как устроен образовательный процесс в других странах. У меня до сих пор сохранились некоторые газетные вырезки…

— Знаю, вы учились в Ружанской школе, и туда же пришли работать после университета. Тоже ваш осознанный выбор? 

— Конечно. Я проступал по целевому направлению, и возвращение на малую родину не было случайностью. Фактически, работа в родной школе стала моим главным жизненным университетом. 4 года отработал учителем математики и информатики, затем 6 лет был заместителем директора по учебной работе. А с 2016 года по апрель 2021 года руководил школой. 

На эти годы пришлось и участие школы в проекте по модернизации системы образования Республики Беларусь с привлечением займа Всемирного банка, и ремонтные работы в ходе подготовки к областному фестивалю-ярмарке “Дожинки-2019”.Как вы понимаете, объем работ был очень большой и во многом для меня новый. Результат — Ружанская школа кардинально изменила свой облик, получила современное оборудование, а для учащихся были созданы комфортные и безопасные условия. Правда, не все получилось из задуманного. Но был приобретен огромный опыт, который пригодился уже на новой должности при строительстве и вводе в эксплуатацию в 2022 году начальной школы № 10 Кобрина.

Ружанская школа — одно из самых крупных учреждений Пружанского района. И хоть школа находится в сельской местности, она все равно считается городской. Коллектив всегда шел в ногу со временем. Удалось реализовать инновационный проект по работе с одаренными учащимися. Одними из первых в республике приняли участие в проекте “Мой школьный футбольный клуб”. Традиционным стало открытие групп педагогической направленнос­ти — первые выпускники педагогических классов уже трудятся в учреждениях образования области. А перечисление побед на различных олимпиадах и конкурсах заняло бы немало времени.

Вникая в суть проблемы 

— Возглавив отдел образования района, быть может, по-другому посмотрели на школьные процессы?

— Безусловно. Теперь намного лучше понимаешь логику принятия многих решений вышестоящего руководства… Как руководителю образования района мне очень пригодился весь предыдущий опыт общения с людьми, поскольку руководитель школы постоянно взаимодействует не только с коллегами и учащимися, но и с родителями. Пригодился и навык решать конфликтные ситуации. Сейчас тоже стараюсь найти подход к каждому, пытаюсь вникнуть в суть проблемы, прежде чем ее решить. 

— Что самое непростое для вас в нынешней должности?

— Работа с финансами. На первых порах не хватало знаний, компетенций в этой сфере. А вопрос правильного планирования расходов исключительно важный! Дело в том, что в Кобринском районе 39,7% бюджета района — это образование. Значительная сумма, свыше 71 млн рублей. Более 80% идет на зарплату, около 8% — на коммунальные расходы, 7% — на организацию питания, а все, что остается, — это текущие ремонты, оборудование, организация подвоза и т.д. На данный момент существует достаточно проблемных вопросов, которые нужно решать. Приходится расставлять приоритеты. Например, 8 учреждений образования на сегодняшний день остаются без автономной пожарной сигнализации. Впрочем, эта задача будет решена, денежные средства уже выделены.

Есть еще один сложный момент — оптимизация сети учреждений образования. Рост городского населения и уменьшение сельского — объективная реальность еще со времен Советского Союза. И в ситуации, когда в школе с проектной мощностью 200—300 учащихся обучается в десять раз меньше, вопрос ликвидации или реорганизации, к сожалению, становится актуальным. Это всегда и закономерно воспринимается родителями, учащимися, трудовыми коллективами да и просто жителями с болью, горечью. Очень сложно проводить собрания, разъяснять людям целесообразность данного шага, его экономическое обоснование, убеждать в том, что предлагаемая альтернатива приведет к повышению качества образовательного процесса и улучшению условий пребывания учащихся. И тут вновь полезен опыт работы в Ружанской школе, которая в разное время приняла в свои стены учащихся закрытых сельских школ. 

Творчество как истина

— Не скучаете по своей школе, Александр Викторович?

— Конечно, скучаю! И по прекрасному коллективу, и по своим ученикам. Всегда радуюсь успехам учителей и учащихся Ружанской школы. Был очень горд, например, когда узнал о победе шестиклассника Андрея Щурского в республиканской акции МВД “Письмо министру”. 

А еще в школе была возможность преподавать мой любимый предмет, и творчества там было, наверное, больше… Хотя и на нынешней работе скучать не приходится, и творчество в ней есть — каждый день приходится сталкиваться с самыми разными ситуациями, придумывать нестандартные пути решения различных вопросов, проводить мозговой штурм.

Екатерина ДУБИНСКАЯ.
Фото автора.  

Династия у нас большая. Общий педагогический стаж всех представителей — более 200 лет! И все мы, как ни удивительно, преподавали разные предметы: мама — учитель русского, белорусского языка и литературы, отец — учитель физики и астрономии, я был учителем математики и информатики, брат — учитель физической культуры и допризывной подготовки, супруга — учитель начальных классов.