Организация декады предметов естественно-научного цикла в школе: игра «Знатоки естественных наук»

- 13:39Журнал "Народная асвета", Образование

Одной из эффективных форм организации внеклассной работы является предметная декада. В нашем учреждении образования такие декады проходят один раз в четверть (согласно положению «О школьном проведении предметной декады» и годовому плану работы школы) в рамках деятельности методических объединений с целью повышения педагогического мастерства учителей через подготовку открытых уроков и внеурочных мероприятий.

Е. Л. СНИТКО, учитель географии высшей квалификационной категории СШ № 10 г. Пинска

Организация декады предметов естественно-научного цикла осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе подбирается методическая литература, учителя обмениваются эффективным опытом, председателем УМО составляется план проведения декады, формулируются задачи, определяются формы мероприятий. План утверждается директором школы и доводится до сведения всего педагогического коллектива. Создается актив ребят, принимающих участие в мероприятиях, посвященных открытию и закрытию декады. На практическом этапе проходят такие мероприятия, как методический практикум для молодых специалистов «Моделирование современного урока географии с использованием технологии визуализации при работе с географической картой», открытые учебные занятия по химии, биологии и географии, по предмету «Человек и мир» (1–11 классы), игра-путешествие «Про зеленые леса и лесные чудеса» (3 класс), викторины «Мой родной край» (4 класс) и «Занимательная биология» (6 класс), турнир естественных наук (8 класс), тренинг «Реальный мир географии» (8–11 классы) и т.д. На рефлексивном этапе подводятся итоги декады, анализируются наиболее эффективные и интересные формы, определяются активные участники (учащиеся и педагоги).

А. С. ШПАКОВСКАЯ,
учитель химии и биологии высшей квалификационной категории
СШ № 10 г. Пинска

В день закрытия декады предметов естественно-научного цикла сборные команды учащихся 6–11 классов принимают участие в заключительной интеллектуальной игре «Знатоки естественных наук», которая проводится в форме викторины и предлагается вашему вниманию.

Цели игры: актуализация знаний обучающихся по биологии, химии и географии; развитие у ребят умения работать в команде.

Оборудование: мультимедийный комплекс, ноутбуки, мультимедийная презентация «Знатоки естественных наук».

Ход игры

I. Организационный этап

Ведущий приветствует зрителей, представляет членов жюри и команды, знакомит с правилами игры.

Правила игры. За основу взята телевизионная версия игры «Своя игра». Участвуют команды, состоящие из 4–6 человек (разновозрастной состав формируется путем проведения жеребьевки). Игровые вопросы разделены на 6 секторов, в каждом из которых – по 5 вопросов различной категории сложности (на степень сложности указывают баллы – от 10 до 50). Игра проходит в 6 раундов (по количеству секторов). Команда выбирает вопрос, на обдумывание ответа дается минута. При правильном ответе команда получает соответствующее количество баллов и продолжает игру, в случае неправильного ответа ход переходит к другой команде. Если обе команды ошибаются, ведущий зачитывает ответ. Раунд длится до тех пор, пока не будут разыграны все вопросы. Побеждает команда, набравшая за игру максимальное количество баллов.

II. Основной этап

Ведущий приглашает по одному представителю каждой команды для проведения жеребьевки. Игрок, первым ответивший на вопрос ведущего, получает право начать игру. Вопрос: «Какая звезда является единственной в нашей системе планет?» (Солнце.)

  • Сектор «Биология 1»

10 б. Кто из животных на коротких дистанциях развивает скорость до 100 км в час? (Гепард.)

20 б. С папоротником связано много легенд. Одна из них гласит, что в середине лета, в ночь с 6 на 7 июля, в канун праздника Ивана Купалы, на черном папоротнике (страусово перо) распускается небольшой ярко-красный цветок, который обладает волшебной силой. Своим ярким свечением он указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей так и не удавалось увидеть цветок папоротника? (Папоротник не цветет.)

30 б. В одной старой легенде рассказывается о том, что женщину, убившую своего мужа, Бог превратил в птицу, которой не суждено иметь своего гнезда. Что это за птица? (Кукушка.)

40 б. Из этих плодов можно получить муку и крупу. Сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить в течение двух суток, сменяя воду. Затем отварить, пропустить через мясорубку, высушить полученную массу и размолоть ее. Из данного продукта можно варить кашу и печь лепешки, приготовить кофе. Однако в Беларуси, где этих плодов достаточно много, они практически не востребованы. Как называются эти плоды? (Желуди.)

50 б. В 1596 году Жак Картье отправился в экспедицию на корабле для исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. 26 матросов умерли. Высадившись на берег реки Св. Лаврентия, люди не смогли найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. И все же, прислушавшись к совету индейцев, Жак Картье спас оставшихся от смерти. Какой совет дали индейцы Жаку Картье? (Жевать хвою и пить приготовленный из нее отвар.)

  • Сектор «Биология 2»

10 б. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты.)

20 б. Эти странные нелетающие птицы из Новой Зеландии живут в норах под землей и лишь по ночам выбираются из них. Что это за птицы, чье название созвучно с названием тропического фрукта? (Киви.)

30 б. Какой представитель морской фауны предсказывает приближение шторма за 10–15 часов до его начала? (Медуза.)

40 б. Французский ученый Рене Реамюр нашел в лесу старое гнездо неких насекомых и обнаружил, что оно бумажное. Оказывается, эти насекомые пережевывают древесину, превращая ее в бумагу, из которой и лепят гнезда. Что это за насекомые? (Осы.)

50 б. Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф требовал сатисфакции. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал: «Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одной – возбудитель холеры, в другой – чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать такой вид оружия? (Дуэль не состоялась. Оружие – бактериологическое.)

  • Сектор «Химия 1»

10 б. Какой металл обладает уникальным свойством: при комнатной температуре он остается в жидком (расплавленном) состоянии? (Ртуть.)

20 б. В древности некоторые народы ценили этот металл больше, чем золото. Считалось, что он пришелец из космоса, символ бога войны. В честь этого металла названа одна из исторических эпох. Что это за металл? (Железо.)

30 б. В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись в Индию. На берегах реки Инд среди солдат разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного военачальника. Почему? (Военачальники использовали посуду из серебра, ионы которого убивают бактерии.)

40 б. Император Наполеон III на банкете велел подать почетным гостям приборы из очень дорогого серебристо-белого металла, а прочим – из серебра и золота. Из чего были изготовлены «элитные» столовые приборы? (Из алюминия.)

50 б. Известно, что падение Рима было вызвано многими социальными, политическими и экономическими причинами. Но американские ученые-токсикологи считают, что в падении Рима также повинен один металл, который использовали при изготовлении посуды, косметики, а также труб водопроводов. Люди болели, сократилась рождаемость. Предположения ученых подтвердились: в найденных останках древних римлян было обнаружено большое количество ионов этого металла. Какой металл, по мнению ученых, причастен к гибели Рима? (Свинец.)

  • Сектор «Химия 2»

10 б. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня – огонь потух.

Про что идет речь? (Кислород.)

20 б. В 1887 году русский ученый один на аэростате поднялся в воздух, чтобы наблюдать затмение Солнца, и приземлился в другой губернии. О каком ученом идет речь? (Д. И. Менделеев.)

30 б. Из какого неорганического химического соединения строят покров своего тела многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие)? (Карбонат кальция – соль угольной кислоты и кальция.)

40 б. Она не менее красива, чем золото. Ей примерно 7 тыс. лет. Не без ее помощи 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из нее изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Она очень музыкальна, у нее прекрасный голос. Она умеет исцелять, без нее у человека развивается малокровие и слабость. Что это? (Медь.)

50 б. Император Китая Цин Шихуан (III век до н.э.), во время правления которого появилась Великая Китайская стена, использовал для написания писем густой рисовый отвар, после высыхания не оставляющий следов. При помощи какого вещества император восстанавливал сделанную надпись? (Отвар бурых водорослей, в которых содержится большое количество йода. При обработке им надпись синеет.)

  • Сектор «География 1»

10 б. В 1492 году немецкий географ Мартин Бехайм создал то, что он назвал «земным яблоком». Какой предмет создал Бехайм? (Глобус.)

20 б. Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который называли «тео брома», т.е. напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар и получили вкусное лакомство. Как называется это дерево? (Какао, или шоколадное дерево.)

30 б. Эта страна занимает первое место в мире по производству сахарного тростника и кофе, имеет границу с десятью странами. Государственный язык – португальский. О какой стране идет речь? (Бразилия.)

40 б. Кофе так называется потому, что растение, на котором растут его зерна, было впервые обнаружено в 875 году в провинции Кафа. В какой стране находится эта провинция? (Эфиопия.)

50 б. Согласно одному из толкований, название этой страны означает «путь гор». На ее территории много вулканов и часто бывают землетрясения. Ее жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Западному миру она стала известна благодаря книге Марко Поло. Что эта за страна? (Япония.)

  • Сектор «География 2»

10 б. В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. Как называется такая книжка сейчас? (Календарь.)

20 б. Многие пищевые продукты имеют «географические» наименования. Так, сыр Рокфор обязан названием одноименному поселку во французской провинции Руэрг, мороженое сорта «пломбир» – французскому городу Пломбьер, аналогично свое наименование получили колбасы «краковская», «московская», «одесская». От каких географических объектов происходят названия «персик» и «гречка»? (Персик – от географического названия Персия (Иран), гречка – от названия страны Греция.)

30 б. У древних народов Америки это растение было в особом почете. Ему посвящались стихи, песни, легенды, религиозные ритуалы. В Европе данное растение стало известным благодаря Христофору Колумбу. Сейчас это растение можно встретить во многих местах земного шара. Из его зерен делают муку, крахмал, масло. Индейцы называли это растение маис. Под каким названием оно известно у нас? (Кукуруза.)

40 б. В словаре символов Джека Тресиддера этот предмет описывается как символ благочестивого образа жизни человека и краткости человеческого бытия, а также как атрибут Отца времени в индийской мифологии. Часто его изображают в виде двух треугольников, один из которых перевернут, что означает циклы созидания и разрушения. Как называется этот предмет? (Песочные часы.)

50 б. Его называют «великим красным островом» и «лабораторией эволюции». Уникальные виды животных и растений миллионы лет развивались здесь в полной изоляции от остального мира. О каком географическом объекте идет речь? (Остров Мадагаскар.)

III. Заключительный этап

Жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Своя игра [Электронный ресурс].Режим доступа: http://gameshows.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0. – Дата доступа: 20.01.2023.
  2. Пыжук, С. Б. Своя игра по географии [Электронный ресурс].Режим доступа: https://infourok.ru/svoya-igra-po-geografii-4027376.html. – Дата доступа: 09.01.2023.
  3. Викторина по химии «Своя игра» [Электронный ресурс].Режим доступа: https://infourok.ru/viktorina-po-himii-svoya-igra-9-klass-4601969.html. – Дата доступа: 09.01.2023.
  4. Пашкович, Т. Ф. Принципы, формы и методы развития профессиональной компетентности / Т. Ф. Пашкович // Народная асвета. – 2016. – № 3. – С. 26–29.

Фото на превью из архива редакции,
носит иллюстративный характер