Ориентир на практику. Конструирование компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

- 11:18Образование, Портфолио

Предлагаю вниманию коллег фрагмент мастер-­класса по конструированию компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку.

І. Определение структуры КОЗ и ознакомление с требованиями к элементам компетентностно-ориентированного задания.

1. Введение в проблему, или стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).

Стимул должен быть кратким (не более трех предложений). Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности.

2. Формулировка задания.

Задачная формулировка должна отвечать следующим требованиям: должна быть истолкована единственным образом; содержать требования к способу представления результатов работы, трактовка которых тоже должна быть однозначной; быть учащемуся интересна; соответствовать его возрасту; точно соотноситься с инструментом проверки. Задание должно быть сформулировано четко и конкретно, текст задания должен начинаться с глагола.

3. Информация, необходимая для решения данной задачи (источник информации). Источником могут быть, например, учебник, словарь и т.д.

4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).

Задание становится компетентностно-ориентированным, если:

  • во-первых, это деятельностное задание;
  • во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  • в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
  • в-четвертых, его структура задается определенными элементами.

Алгоритм конструирования КОЗ

1. Определение аспекта компетентности, подлежащего формированию/оценке.

2. Формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта.

3. Поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность.

4. Формулирование стимула.

5. Создание ключей/модельных ответов/шкал.

6. Самоэкспертиза задания.

ІІ. Создание собственного методического продукта.

Анализ образца (лексическая тема “Хлеб”, 8 класс).

Из истории хлеба

Первый хлеб ученые нашли в гробнице египетского фараона, который жил за тысячу лет до нашей эры. В ту пору хлеб пекли из растертых зерен.

Печь хлеб из кислого теста умели уже культурные народы древности.

Беларусь всегда славилась удивительным умением выпекать разнообразные виды хлеба. С давних времен хлеб для нашего народа является святыней. Белорусы всегда относились к хлебу с большим уважением и почетом. Искусные мастера выпекали караваи, сайки, калачи, сдобные плюшки и булки всех форм и размеров.

Профессия хлебопека древняя и очень важная (По А.Томилину).

Задания

1. Определите, из каких злаковых культур выпекали хлеб. Скажите, сможете ли вы узнать по картинке эти растения, если увидите их в поле.

2. Ваш младший брат или младшая сестра прочитал(а) этот текст. Он (она) не знает значения выделенных слов и пришел(а) к вам за по­мощью. Как вы поможете?

3. Хлеб — всему голова. К теме хлеба часто обращались в пословицах и поговорках. Приведите примеры таких пословиц.

4. В наше время выпекают разно­образные виды хлеба. Соотнесите слова, встречающиеся в тексте, с их значениями. Объясните разницу между этими названиями.

Дополните этот список своими словами.

А

каравай

1

Маленькая сдобная булочка, обычно плоская

Б

сайка

2

Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой

В

калач

3

Род продолговатого или круглого пшеничного хлеба

Г

плюшка

4

Круглый хлеб

5. “Заговори, чтобы я тебя увидел”, — считали древние греки. Мастерство устного высказывания всегда ценилось в обществе. Люди, которые владеют словом, достигают успехов в работе, удачно строят свою карьеру. Определите, к какому жанру относятся следующие высказывания. Подумайте, как можно использовать эти высказывания для отработки техники произношения.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Женя — жница в поле, жнет она пшеницу.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

6. Профессия хлебороба всегда пользовалась уважением. Это нашло отражение и в частушках:

В поле рожь заколосилась,

Скоро нужно будет жать.

Мой миленок на комбайне

Ее будет убирать.

Подберите существительные, которые обозначают названия лиц по роду деятельности, профессии, связанные с выращиванием хлеба. Запишите эти существительные в форме П. п. ед. ч.

7. Приведите примеры фразеологизмов со словом “хлеб” и объясните их значение.

8. Отгадайте, какой предмет находится в шкатулке.

1) Символ благополучия, счастья, достатка.

2) На свадьбе родители дают его жениху и невесте, говоря: “Дарим вам … и соль на счастье”.

3) У наших предков существовал запрет отправляться в дорогу без него, потому что именно он гарантировал безопасность.

9. Представьте, что вы работаете в хлебном магазине “Колобок”, где обслуживание ведется на русском языке. Переведите с белорусского языка наименования хлебобулочных изделий.

Хлеб нарачанскі класічны, хлеб барадзiнскi, хлеб барок з семкамi.

10. Пройдите квест и получите “10”.

Задание 1. Сделайте письменный синтаксический разбор предложения Печь хлеб из кислого теста умели уже культурные народы древности.

Задание 2. Выпишите из текста не менее 10 словосочетаний с видом связи управление, отметьте главное слово.

Задание 3. Выпишите из текста слова, которые имеют следующую схему: приставка, корень, суффикс, окончание.

Задание 4. Выпишите из текста местоимения, определите их разряды.

Задание 5. Подберите синонимы к слову пекарь.

Компетентностно-ориентированные задания являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка. Работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания. КОЗ требуют других способов деятельности, способствуют развитию мышления обучающихся, лучшему усвоению материала.

Примеры компетентностно-ориентированных заданий

КОЗ № 1. Формирование компетенции разрешения проблем

Тема: “Корень слова”, 6 класс

Введение в проблему (стимул)

Младший брат попросил вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку  

Формулировка задания

Исправь допущенные братом ошибки.

По морю катятся волы — на водопой идут валы

Я слово бабушке дою, что ей корову подаю.

Все дети нынче развеваются. Над школой флаги развиваются.

Смогу морковку разрядить, а телефон свой — разредить.

Сделать задание спишу. Сначала я слова спешу

Источник информации

Орфографический словарь.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

Форма предъявления (модельный ответ)

По морю катятся валы — на водопой идут волы. (Вал, вол.)

Я слово бабушке даю, что ей корову подою. (Дать, доит.)

Все дети нынче развиваются. Над школой флаги развеваются. (Развитие, веять.)

Смогу морковку разредить, а телефон свой — разрядить. (Редкий, зарядка.)

Сделать задание спешу. Сначала я слова спишу. (Спешка, пишет.)

Каждая найденная ошибка — 1 балл.

Максимальное количество — 10 баллов

КОЗ № 2. Формирование коммуникативной компетенции

Тема: “Типы речи”, 5 класс

Введение в проблему

Летом ты отдыхал в школьном лагере “Созвездие”. Тебе очень понравилось

Формулировка задания

Расскажи о событиях, которые произошли с тобой летом в лагере. Какой тип речи ты будешь использовать?

Источник информации

Структура повествования:

– начало действия;

– развитие действия;

– завершение действия

Форма предъявления (модельный ответ)

Письменная коммуникация

КОЗ № 3. Формирование информационной компетенции

Тема: “Понятие о деепричастном обороте”, 7 класс

Введение в проблему

Умеете ли вы пользоваться словарем и интернет-источниками? Давайте проверим

Формулировка задания

В предложении Спорить было бесполезно, и ребята скрепя сердце уселись в последнем ряду амфитеатра слово амфитеатр помечено звездочкой. Это значит, что его значение нужно найти в словаре. Как вы ответите на вопрос: “Как слово амфитеатр связано со словами партер, балкон, ложа?” Какой словарь вы будете использовать? Найдите слова партер, балкон, ложа, объясните их значение. Запишите значения слов в тетрадь

Источник информации

Толковый словарь, интернет-источники

Алгоритм работы со словарем:

1) определи, с какой буквы начинается слово;

2) найди страницу с необходимой буквой в словаре;

3) обрати внимание на следующие две буквы;

4) найди нужное слово

Форма предъявления (модельный ответ на слайде/доске)

Амфитеатр — в театрах: места за партером или в верхнем ярусе, расположенные возвышающимся полукругом.

Балкон — места в зрительном зале, расположенные над амфитеатром в различных ярусах.

Ложа — огороженные места в зрительном зале с отдельным входом. Как правило, ложи располагаются в несколько ярусов.

Партер — нижний этаж зрительного зала.

Все слова связаны с лексической темой “Театр”.

За объяснение значения каждого слова — по 2 балла.

За расположение слов в алфавитном порядке и за ответ на вопрос — 2 балла.

Максимальное количество баллов — 10

Жанна ЧЕРНЯК,
учитель русского языка и литературы
Юратишковской средней школы Ивьевского района Гродненской области