Предлагаю вниманию коллег фрагмент мастер-класса по конструированию компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку.
І. Определение структуры КОЗ и ознакомление с требованиями к элементам компетентностно-ориентированного задания.
1. Введение в проблему, или стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).
Стимул должен быть кратким (не более трех предложений). Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности.
2. Формулировка задания.
Задачная формулировка должна отвечать следующим требованиям: должна быть истолкована единственным образом; содержать требования к способу представления результатов работы, трактовка которых тоже должна быть однозначной; быть учащемуся интересна; соответствовать его возрасту; точно соотноситься с инструментом проверки. Задание должно быть сформулировано четко и конкретно, текст задания должен начинаться с глагола.
3. Информация, необходимая для решения данной задачи (источник информации). Источником могут быть, например, учебник, словарь и т.д.
4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).
Задание становится компетентностно-ориентированным, если:
- во-первых, это деятельностное задание;
- во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
- в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
- в-четвертых, его структура задается определенными элементами.
Алгоритм конструирования КОЗ
1. Определение аспекта компетентности, подлежащего формированию/оценке.
2. Формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта.
3. Поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность.
4. Формулирование стимула.
5. Создание ключей/модельных ответов/шкал.
6. Самоэкспертиза задания.
ІІ. Создание собственного методического продукта.
Анализ образца (лексическая тема “Хлеб”, 8 класс).
Из истории хлеба
Первый хлеб ученые нашли в гробнице египетского фараона, который жил за тысячу лет до нашей эры. В ту пору хлеб пекли из растертых зерен.
Печь хлеб из кислого теста умели уже культурные народы древности.
Беларусь всегда славилась удивительным умением выпекать разнообразные виды хлеба. С давних времен хлеб для нашего народа является святыней. Белорусы всегда относились к хлебу с большим уважением и почетом. Искусные мастера выпекали караваи, сайки, калачи, сдобные плюшки и булки всех форм и размеров.
Профессия хлебопека древняя и очень важная (По А.Томилину).
Задания
1. Определите, из каких злаковых культур выпекали хлеб. Скажите, сможете ли вы узнать по картинке эти растения, если увидите их в поле.
2. Ваш младший брат или младшая сестра прочитал(а) этот текст. Он (она) не знает значения выделенных слов и пришел(а) к вам за помощью. Как вы поможете?
3. Хлеб — всему голова. К теме хлеба часто обращались в пословицах и поговорках. Приведите примеры таких пословиц.
4. В наше время выпекают разнообразные виды хлеба. Соотнесите слова, встречающиеся в тексте, с их значениями. Объясните разницу между этими названиями.
Дополните этот список своими словами.
А |
каравай |
1 |
Маленькая сдобная булочка, обычно плоская |
Б |
сайка |
2 |
Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой |
В |
калач |
3 |
Род продолговатого или круглого пшеничного хлеба |
Г |
плюшка |
4 |
Круглый хлеб |
5. “Заговори, чтобы я тебя увидел”, — считали древние греки. Мастерство устного высказывания всегда ценилось в обществе. Люди, которые владеют словом, достигают успехов в работе, удачно строят свою карьеру. Определите, к какому жанру относятся следующие высказывания. Подумайте, как можно использовать эти высказывания для отработки техники произношения.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Женя — жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
6. Профессия хлебороба всегда пользовалась уважением. Это нашло отражение и в частушках:
В поле рожь заколосилась,
Скоро нужно будет жать.
Мой миленок на комбайне
Ее будет убирать.
Подберите существительные, которые обозначают названия лиц по роду деятельности, профессии, связанные с выращиванием хлеба. Запишите эти существительные в форме П. п. ед. ч.
7. Приведите примеры фразеологизмов со словом “хлеб” и объясните их значение.
8. Отгадайте, какой предмет находится в шкатулке.
1) Символ благополучия, счастья, достатка.
2) На свадьбе родители дают его жениху и невесте, говоря: “Дарим вам … и соль на счастье”.
3) У наших предков существовал запрет отправляться в дорогу без него, потому что именно он гарантировал безопасность.
9. Представьте, что вы работаете в хлебном магазине “Колобок”, где обслуживание ведется на русском языке. Переведите с белорусского языка наименования хлебобулочных изделий.
Хлеб нарачанскі класічны, хлеб барадзiнскi, хлеб барок з семкамi.
10. Пройдите квест и получите “10”.
Задание 1. Сделайте письменный синтаксический разбор предложения Печь хлеб из кислого теста умели уже культурные народы древности.
Задание 2. Выпишите из текста не менее 10 словосочетаний с видом связи управление, отметьте главное слово.
Задание 3. Выпишите из текста слова, которые имеют следующую схему: приставка, корень, суффикс, окончание.
Задание 4. Выпишите из текста местоимения, определите их разряды.
Задание 5. Подберите синонимы к слову пекарь.
Компетентностно-ориентированные задания являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка. Работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания. КОЗ требуют других способов деятельности, способствуют развитию мышления обучающихся, лучшему усвоению материала.
Примеры компетентностно-ориентированных заданий
КОЗ № 1. Формирование компетенции разрешения проблем
Тема: “Корень слова”, 6 класс
Введение в проблему (стимул) |
Младший брат попросил вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку |
Формулировка задания |
Исправь допущенные братом ошибки. По морю катятся волы — на водопой идут валы Я слово бабушке дою, что ей корову подаю. Все дети нынче развеваются. Над школой флаги развиваются. Смогу морковку разрядить, а телефон свой — разредить. Сделать задание спишу. Сначала я слова спешу |
Источник информации |
Орфографический словарь. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова |
Форма предъявления (модельный ответ) |
По морю катятся валы — на водопой идут волы. (Вал, вол.) Я слово бабушке даю, что ей корову подою. (Дать, доит.) Все дети нынче развиваются. Над школой флаги развеваются. (Развитие, веять.) Смогу морковку разредить, а телефон свой — разрядить. (Редкий, зарядка.) Сделать задание спешу. Сначала я слова спишу. (Спешка, пишет.) Каждая найденная ошибка — 1 балл. Максимальное количество — 10 баллов |
КОЗ № 2. Формирование коммуникативной компетенции
Тема: “Типы речи”, 5 класс
Введение в проблему |
Летом ты отдыхал в школьном лагере “Созвездие”. Тебе очень понравилось |
Формулировка задания |
Расскажи о событиях, которые произошли с тобой летом в лагере. Какой тип речи ты будешь использовать? |
Источник информации |
Структура повествования: – начало действия; – развитие действия; – завершение действия |
Форма предъявления (модельный ответ) |
Письменная коммуникация |
КОЗ № 3. Формирование информационной компетенции
Тема: “Понятие о деепричастном обороте”, 7 класс
Введение в проблему |
Умеете ли вы пользоваться словарем и интернет-источниками? Давайте проверим |
Формулировка задания |
В предложении Спорить было бесполезно, и ребята скрепя сердце уселись в последнем ряду амфитеатра слово амфитеатр помечено звездочкой. Это значит, что его значение нужно найти в словаре. Как вы ответите на вопрос: “Как слово амфитеатр связано со словами партер, балкон, ложа?” Какой словарь вы будете использовать? Найдите слова партер, балкон, ложа, объясните их значение. Запишите значения слов в тетрадь |
Источник информации |
Толковый словарь, интернет-источники Алгоритм работы со словарем: 1) определи, с какой буквы начинается слово; 2) найди страницу с необходимой буквой в словаре; 3) обрати внимание на следующие две буквы; 4) найди нужное слово |
Форма предъявления (модельный ответ на слайде/доске) |
Амфитеатр — в театрах: места за партером или в верхнем ярусе, расположенные возвышающимся полукругом. Балкон — места в зрительном зале, расположенные над амфитеатром в различных ярусах. Ложа — огороженные места в зрительном зале с отдельным входом. Как правило, ложи располагаются в несколько ярусов. Партер — нижний этаж зрительного зала. Все слова связаны с лексической темой “Театр”. За объяснение значения каждого слова — по 2 балла. За расположение слов в алфавитном порядке и за ответ на вопрос — 2 балла. Максимальное количество баллов — 10 |
Жанна ЧЕРНЯК,
учитель русского языка и литературы
Юратишковской средней школы Ивьевского района Гродненской области