Одним из главных аспектов в реализации воспитательного потенциала учебного предмета является развивающее обучение, позволяющее учащимся усваивать большие объемы информации, самостоятельно добывать знания, осознавать познаваемое, выступать автором собственного проекта.
Французский математик Блез Паскаль однажды сказал: “Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”. Поэтому каждый учитель “строгой науки” стремится показать детям широкий спектр применения знаний и умений, полученных при ее изучении. Тем более что учебная программа по этому предмету предполагает достижение учащимися высоких личностных образовательных результатов: развитие логического и критического мышления, культуры устной и письменной речи, способности к умственному эксперименту и интереса к творческой деятельности.
Перед педагогом встает задача: сформировать гармонически развитую личность путем использования содержания учебного материала, выбора технологии обучения, формы организации деятельности учащихся, способов взаимодействия участников образовательных отношений, а также отдать предпочтение таким заданиям, которые воспитают у школьников патриотизм и национальное самосознание, чувство гордости за свою страну, информационную и экологическую культуру, культуру безопасности жизнедеятельности и ценностного отношения к собственному здоровью.
Для реализации воспитательного потенциала царицы наук создан проект “Государственные праздники Республики Беларусь в рамках математики”. Праздники, отмечаемые гражданами нашей страны, могут относиться к истории, науке, культуре, экологии, здоровому образу жизни… Цель проекта — убедить учащихся, что практическое применение математики универсально.
Реализация проекта разделена на этапы.
- Учащимся предлагается составить список праздников, которые отмечаются в республике. Тем самым дети вовлекаются в информационно-поисковую деятельность. Приведем пример такого списка:
Сентябрь |
Октябрь |
1 сентября — День знаний 3 сентября — День белорусской письменности 15 сентября — День библиотек 17 сентября — День народного единства 24 сентября — День машиностроителя (последнее воскресенье сентября) |
1 октября — День пожилых людей День учителя (первое воскресенье октября) 8 октября — День работников культуры 14 октября — День матери 21 октября — День отца |
Перечень пополняется в течение учебного года.
- Заинтересованные учащиеся собирают информацию о каждом празднике и оформляют полученный материал в текстовом редакторе Microsoft Word. Учителя информатики помогают детям разместить информацию на Яндекс-диске и преобразовать ссылки открытого типа в QR-коды.
- Учащиеся на уроках математики самостоятельно придумывают задачу или вычислительный пример по изучаемой теме, ответом которых является дата занятий. Например, 01.10 (1 октября) — День пожилых людей, День учителя (первое воскресенье октября). Ответом в заданиях может быть: 1; 10; 110; 1,10 (не применяя правило отбрасывания нулей); √10 и т.д. Или: 21.10 (21 октября) — День отца. Ответы: 21; 2110; 21,10; 21√10; 21/10 и т.д.
Учащиеся должны заметить соответствие даты урока и ответа в задании. На доске размещен QR-код, по которому каждый желающий может перейти и познакомиться с информацией по определенному празднику во внеурочное время.
Если на уроке изучается новый материал, то такое задание предлагает учитель в ходе объяснения новой темы. Вышеизложенные этапы позволяют использовать метод мозгового штурма.
Проект может быть элементом каждого урока любого раздела математики и при этом занимает небольшой временной промежуток. Результатом будет развитие творческого потенциала и логического мышления учащихся, повышение заинтересованности в усвоении новых знаний и умений, а также мотивации к предмету в целом.
Данный проект позволяет использовать на каждом уроке активные методы и формы обучения: проблемные ситуации, мозговой штурм, информационно-поисковую и проектную деятельность. Помимо этого, участие в проекте интересно учащимся разного уровня обученности и с разным уровнем способностей.
Екатерина БЕЛЯЕВА,
учитель математики гимназии № 3 Барановичей