Православный туризм, проектная деятельность и не только: опыт Светлогорска по духовно-нравственному воспитанию детей

- 10:31Актуально, Духовность и патриотизм, Новости

IX Белорусские Рождественские образовательные чтения объединили на диалоговой площадке в Светлогорске всех, кому небезразличны вопросы духовного выбора человека, поиска ценностей и идеалов, будущего Беларуси. Подробнее об этом — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Встреча, организованная Издательским домом “Педагогическая пресса” совместно с Синодальным отделом БПЦ по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, прошла в средней школе № 12. Актуальная тема диалоговой площадки — “Духовно-нравственные ценности и их роль в воспитании подрастающего поколения” — объединила священно­служителей, представителей органов власти, начальников отделов образования Светлогорского, Речицкого и Рогачевского райисполкомов, руководителей и преподавателей учреждений образования трех регионов Гомельской области.

В работе диалоговой площадки приняли участие председатель Синодального отдела Белорусского Экзархата по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Федор Повный, благочинный Светлогорского округа протоиерей Александр Кисель, заместитель председателя Светлогорского райисполкома Лариса Вераксич, начальник отдела образования Светлогорского райисполкома Жанна Черкас, директор Издательского дома “Педагогическая пресса” Екатерина Дубинская, методист Республиканского ресурсного центра по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся Академии последипломного образования Ольга Кузьмич.

Воспитать своим примером

Вопросы духовного, нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня актуальны как никогда. Они в центре внимания как для Православной церкви, педагогического сообщества, так и для общества в целом. Каждое доброе дело начинается с молитвы, и именно с такой высокой духовной ноты стартовала диалоговая площадка.

В своем обращении к педагогической общественности протоиерей Федор Повный размышлял о духовном выборе человека, о миссии педагога и нравственности профессии учителя:

— Мы говорим, и порой очень справедливо, о том, что нужно повысить статус учителя, уважение к нему, — и это верно.

По мнению священнослужителя, образовательные учреждения и законные представители должны в равной степени уделять внимание воспитанию подрастающего поколения. Важно объединить усилия, чтобы научить разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь детям в выборе своего жизненного пути.

— Воспитание — непрерывный процесс работы над собой, — подчеркнул священнослужитель. — При этом ребенок усилия должен прикладывать сам, доходить до истины своим умом. Воспитательная работа — это не бесконечные чтения морали или закона, это сама жизнь: когда взрослые наблюдают, подсказывают, направ­ляют, объясняют и предупреждают, и все это — с любовью. Важно приложить все усилия для формирования разносторонней, нравственно зрелой и творческой личности, человека с высокими моральными качествами.

Отец Федор подчеркнул, что профессия учителя не из легких — ответственная и требующая от педагога больших стремлений. В центре внимания современных детей — личность педагога, его интересы, приоритеты. Поэтому воспитывать нужно тому, чем живешь сам.

— Мне как священнику даже задумываться не нужно, чему воспитывать, у меня есть внутренняя опора — высокие ценности и убеждения, а у многих, увы, такой опоры нет, — продолжил протоиерей. — И религия, в отличие от науки, дает четкое понимание сложного устройства мира, соединяя учения и практику в одном процессе — жизни.

Священнослужитель акцентировал внимание присутствующих на общечеловеческих, национальных, традиционных ценностях. Рассуждал о святости, целомуд­рии, верности, о важности молитвы. Отметил, что церковь нашла новую форму координации и сотрудничества с обществом — в просветительских советах. В их состав вой­дут представители духовенства, местной власти, идео­логической вертикали, руководители отделов образования (как представители министерства), директора школ и заместители по воспитательной работе, представители молодежного движения. Также в помощь педагогам подготовлен учебно-методический комплекс “Духовность и патриотизм”.

Протоиерей Федор Повный: “Мы говорим, и порой очень справедливо, о том, что нужно повысить статус учителя, уважение к нему, — и это верно”.

В тесном взаимодействии

Тему православия, духовного становления личности затронули и спикеры, демонстрирующие свой опыт работы. О взаимодействии отдела образования и Светлогорского благочиния в воп­росах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения говорили начальник отдела образования Жанна Черкас и благочинный протоиерей Александр Кисель. Оба оратора сошлись во мнении, что развитие духовно-нравственного просвещения возможно только в тесном взаимодействии семьи, школы, общества, церкви и государства.

— В районе успешно реализуется два инновационных проекта по духовно-нравственному воспитанию — на базе средней школы № 9 и дошкольного центра развития ребенка № 1, — отметила Жанна Васильевна. — Во всех учреждениях общего среднего образования района проводятся факультативные занятия “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”, в пяти — “Основы православной культуры”. Важно, чтобы учитель и воспитатель отвечали не только высоким профессиональным требованиям, но и руководствовались в своей деятельности православной системой ценностей. С этой целью педагоги нашего района ежегодно повышают свою квалификацию по духовно-нравственному воспитанию на базе Гомельского областного института развития образования, Академии последипломного об­разования.

Протоиерей Александр Кисель дополнил, что по благословению Высокопреосвященнейшего Стефана, архиепископа Гомельского и Жлобинского, в Светлогорском благочинии открылись библейско-богословские курсы для педагогов учреждений образования города и района. Освоить азы православной педагогики и в дальнейшем квалифицированно преподавать факультатив по духовно-нравственному воспитанию и патриотизму для школьников позволяет курс лекций. Кроме то­го, с целью формирования у учащихся целостного мировоззрения, знания православной культуры воспитанники активно принимают участие в областной олимпиаде по основам православной культуры.

— Неотъемлемая часть духовно-патриотического воспитания — туристическая и экскур­сионная деятельность, — дополнил священнослужитель. — В рамках участия во Всебелорусской молодежной экспедиции “Маршрутами памяти. Маршрутами единства” учащиеся посещают православные храмы. На Светлогорщине действует проект “Дорога к храму”. Кроме того, для привития любви к родному краю организуются детские слеты, молодежные турниры по волейболу, футболу, хоккею на траве, мастер-классы, квест-игры.

Руководитель отдела образования убеждена, что в дальнейшем сотрудничество с БПЦ будет развиваться. К слову, добрая традиция существует уже много лет: руководители учреждений образования района на 1 сентября, а затем и накануне каникул совершают молебен за здравие всех детей.

Кирпичик за кирпичиком

О формировании духовно-нравственных ценностей у детей в учреждениях дошкольного образования рассказала заведующая дошкольным центром развития ребенка № 1 Светлогорска Нина Захаренко. В центре, работая с самыми маленькими, кирпичик за кирпичиком выстраивают свою духовно-нравственную систему. Ведь воспитание чувства любви к Отечеству, социальной ответственности и нравственного долга, милосердия, уважения к своему народу формируется в раннем детстве, и в этом вопросе главенствующая роль принадлежит учреждениям дошкольного образования. Но как научить ребенка любить Родину, быть ответственным за свои поступки, различать добро и зло? На этих вопросах в своем выступлении акцентировала внимание Нина Захаренко:

— Это вовсе не праздные воп­росы, ведь от сегодняшних воспитанников детского сада зависит не только будущее нашей страны, но и ее настоящее, а формирование мировоззрения, гражданской позиции ребенка — от каждого из нас. На педагога возложена великая воспитательная миссия, и чтобы успешно ее выполнить, необходимо объединить усилия и ресурсы учреждений образования, родителей, представителей духовенства, общественности, социума.

Такая система взаимодействия создана в учреждении в рамках реализации инновационного проекта, она осуществляется через разнообразные формы работы. Важная составляющая в работе по духовно-нравственному воспитанию — участие священнослужителей (центр сотрудничает с приходом храма Святых апостолов Петра и Павла в Светлогорске в лице протоиерея Владимира Семенова). Традиционными стали часы общения, духовные беседы священника с педагогами и родителями по вопросам воспитания детей, формирования нравственных качеств, взаимоотношения между взрослыми и детьми, духовно-нравственных основ семейного воспитания и семейных традиций.

— Организована работа объ­единений по интересам “Мир добра” и “Я в мире людей”: во время занятий малыши знакомятся с православными традициями на основе библейских сюжетов, жизненных ситуаций, — дополняет Нина Васильевна. — Благодаря этому у детей есть возможность эмоционально переживать истории, рассказанные в Библии, сопоставлять их с событиями и поступками реальной жизни, тем самым делать правильный выбор. Совместно с родителями и воспитанниками проводятся православные праздники. Ежегодно участвуем в благотворительной акции “От сердца к сердцу”, направленной на сбор пожертвований для детей, которые нуждаются в серьезной помощи и поддержке. Участие в акции помогает формировать чувства отзывчивости и доброго отношения к людям, милосердия, внимания, заботы.

Познавательным и интересным для малышей стало проведение Дня православной книги. Активно осваивается православный туризм. Педагоги разрабатывают авторские дидактические и интерактивные игры для воспитанников. Сейчас работа кипит над созданием интерактивной карты православного краеведения, где точки на карте — храмы… В учреждении сложилась своя система духовно-нравственного воспитания детей, которая дает возможность сориентировать ребенка на настоящие духовные ценности, характерные православной культуре, привить им уважительное отношение к людям и обществу в целом, научить различать добро от зла.

Рождественские чтения — дискуссионная площадка для обсуждения важных вопросов современности.

Духовное восприятие

Тему продолжила заместитель директора по учебной работе Паричской средней школы Татьяна Митрахович. К слову, структура образования городского поселка — одна из старейших в районе. Принято считать, что она берет свое начало с 1852 года, с момента создания училища для мальчиков из крестьянских семей. В разные годы вклад в систему школьного обучения детей вносили именитые люди, в том числе меценаты Ми­хаил и Мария Пущины… Коллектив учреждения активно сотрудничает с Белорусской Православной Церковью, большое внимание уделяется духовному краеведению. На базе учреждения создан кабинет по духовно-нравственному воспитанию, который стал связующим звеном и своеобразным центром в деле духовно-нравственного просвещения педаго­гов, учащихся и их родителей. Здесь собран уникальный материал об истоках православия, святых белорусской земли, ценными экспонатами считаются старинные православные книги.

— Стало доброй традицией в нашей школе проводить ряд мероприятий, посвященных Дню православной книги, — поделилась подробностями Татьяна Ивановна. — Ребятам, кстати, всегда интересно узнать, какие церковные книги читает батюшка…

Участвуя в международном конкурсе детского творчества “Красота Божьего мира”, конкурсе художественного слова “Благовест”, выражая на бумаге свое видение сотворенного Богом мира, дети учатся замечать вокруг себя прекрасное. Сегодня это очень важно.

Также в школе стали тради­ционными мероприятия “Под семейным зонтиком”, “Семейные чтения на все настроения”.

Татьяна Митрахович также поделилась опытом участия в областной олимпиаде по православной культуре, при этом уточнила, что дипломы воспитанников — не главная цель, важнее качественная работа в данном направлении. В рамках сотрудничества с церковью используется опыт православной христианской культуры, краеведческий материал, все силы направлены на приобщение молодежи к истинным ценностям. А имея такое богатое историко-культурное и духовное наследие, обязательно нужно сохранить его и передать потомкам.

— Во многом поэтому мы решили создать свой музей истории образования, где экспозиция “Директора школы” заслуживает особого внимания, — отметила спикер. — В нашей школе работает 31 учитель, 26 из них — выпускники Паричской школы. Есть и педагогическая династия, общий педстаж составляет 257 лет. В учреждении трудились 4 заслуженных учителя БССР, 3 отличника народного образования, учителя-орденоносцы. Каждый из них не только передал или продолжает передавать свой опыт, но и показывает положительный пример воспитанникам. Ведь только высокодуховная личность может воспитать себе подобных. Убеждена: подрастающее поколение, знакомясь с историей малой родины, ее лучшими традициями, вырастет настоящими патриотами.

Татьяна Ивановна считает, что ненавязчивое воспитание, хорошо продуманные мероприятия должны пробуждать в молодежи то разумное, доброе, вечное, что и составляет сущность нравственности, духовности и патриотизма. Ведь по большому счету, патриотизм — это любовь. И проявляется в милосердии, уважении, добрых делах.

Философия веры

Учитель истории и обществоведения Печищанской средней школы Алеся Летяго поделилась личным опытом формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся через проектную деятельность:

Благодаря проекту “Бацькоўскі край, наш край дзівосны” учащиеся школы, следуя тематическому маршруту, посетили все православные храмы района, был создан электронный каталог православных храмов Светлогорщины. Также ребята узнали, что на территории некоторых деревень ранее существовали церкви, но были разрушены. Об их существовании сегодня помнят немногие, и ребята решили провести свое исследование.

На протяжении года велась кропотливая работа по сбору и систематизации материалов. После изучения документов установили, что на территории района — 13 утраченных церквей. В последующем разработали экскурсион­ный маршрут по населенным пунктам, где ранее располагались храмы. Своими впечатлениями ребята делятся в социальной сети, где ими создано сообщество по православному краеведению.

***

Все участники диалоговой площадки сошлись во мнении о важности духовно-нравственных, историко-культурных ценностей в воспитании молодежи. А воспитывая нравственность, тем самым мы формируем чувство патриотизма, уважение к своей истории, к своим истокам.

Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора