Ведущая рубрики —
директор столичной гимназии No 1 имени Ф.Скорины
Наталия БУШНАЯ
Учитель — профессия нравственная. Это утверждение не раз звучало на страницах “Настаўніцкай”. Нравственность — это та основа, которая позволяет человеку формировать свой характер, отношение к окружающим людям, контролировать свое поведение и поступки. Нравственность определяет ответственность человека перед обществом. Нравственность — это то, что лежит в основе выбора человека. Порой всем нам ох как нелегко делать выбор. Потому что время, в которое мы с вами живем, сложно, да и невозможно назвать простым. Невероятная динамика социокультурных процессов XXI века, изменения мирового информационного пространства, деструктивные влияния на глобальном, национальном и личностном уровне оказывают воздействие на всех людей, но особенно на тех, кто причастен к образованию. И здесь ответом может служить сформированный прочный нравственно-гражданский стержень у всех участников образовательных отношений. И начинать педагогам надо, прежде всего, с себя.
Мне помнится первая реакция учителей на появление Правил педагогических работников. Почему начали именно с педагогов, а не с обучающихся? Но вчитавшись в этот совсем не большой, фактически на одну страницу, документ, понимаешь, какой глубокий смысл заложен в десяти правилах. Поэтому и начинать надо с педагога.
Педагог — профессия массовая. Нас много, мы разные. Мы такие же люди, как и все остальные. И нам тоже свойственно ошибаться. Но при всем многообразии культурных и субкультурных, профессиональных, религиозных и других предпочтений педагог всегда обязан помнить: наша профессия нравственная. И здесь нет мелочей. Я уверена, что строить отношения с коллегами, учащимися и их законными представителями на основе безусловного взаимного уважения их достоинства невозможно, если педагог не уважает свою профессию и себя в этой профессии.
Важная для страны, да и для каждой отдельной семьи задача формирования у детей духовно-нравственных ценностей, гражданственности, патриотизма, стремления к здоровому образу жизни (это как раз то, к чему нас призывают правила) окажется трудновыполнимой, если и в этом вопросе позиция педагога не будет твердой. Сегодня мы столкнулись с массированной атакой на молодые умы с целью переписать нашу историю, истолковать историческое прошлое с позиций, которые не соответствуют исторической правде. Поэтому каждый педагог, независимо от предмета, который преподает, обязан помочь учащемуся разобраться в нашем историческом прошлом, увидеть историческую правду.
Сегодня интернет превратился для обучающихся в основной источник информации и пространством для общения. Для многих педагогов интернет является не только эффективным и полезным средством обучения, но и способом взаимодействия с учащимися и их родителями. Это предъявляет особые требования к общей культуре педагога. Согласитесь, что формировать культуру общения учащихся в медиапространстве может лишь тот педагог, который сам являет собой пример владения информационной культурой. Это как раз то, о чем нам говорят правила.
Да, сегодня, в век прагматики, непросто нести нравственные ориентиры и формировать гражданскую позицию, когда социализация наших детей проходит в значительной степени в виртуальном мире. И все же… Педагог в наше непростое, динамично развивающееся время так же, как и много лет назад, призван помочь каждому своему воспитаннику раскрыть дремлющие в нем способности, дать возможность “увидеть” самого себя, получить удовлетворение от того, чем он занимается в школе, где он не просто получает знания, но живет полнокровной жизнью. Так же и руководитель школы должен помочь раскрыться каждому педагогу, пробудить в нем желание работать, развиваться в профессии и познавать новое. Легко ли это сделать? Конечно, нелегко. Ведь в педагогических коллективах все меньше работает альтруистов и все больше прагматиков. Но какими бы практическими соображениями ни руководствовался современный педагог, он не должен забывать, что педагог — профессия нравственная.
Уважение к себе и тому делу, которому мы служим, преданность нравственным идеалам, которые в свое время нам передали наши учителя, твердость гражданской позиции, которая так необходима нашей стране именно сейчас, — это как раз то, о чем нам напоминают десять золотых правил педагогов. Да, педагог должен быть образцом профессионализма и безупречной репутации, как это справедливо отмечается в преамбуле правил. В противном случае лучше не приходить в эту профессию. А на высокий профессионализм и безупречную репутацию общество обязано ответить педагогу уважением его чести и достоинства. Это как раз тот путь, который поможет укрепить престиж самой профессии педагога. Ведь не случайно ректор ведущего педагогического университета страны А.И.Жук назвал нашу профессию Профессией с большой буквы.