В учреждениях образования Минска действует духовно-просветительский проект “Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество”. Он реализуется на основе взаимодействия комитета по образованию Мингорисполкома, представителей Белорусской Православной Церкви и Минского городского института развития образования.
О значимости проекта в повышении эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с ректором МГИРО, кандидатом педагогических наук, доцентом Татьяной Мороз.
— Татьяна Ивановна, чем обусловлено создание проекта духовно-нравственной направленности?
— Как известно, стабильность государства и перспективы его развития определяются прежде всего духовно-нравственным состоянием общества. Вопрос достаточно четко обозначен на уровне главы государства: “В детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях формируется духовный и нравственный облик нации. Колоссальная ответственность лежит на плечах воспитателей, школьных учителей, преподавателей вузов — сохранение преемственности наших традиционных ценностей. Главное в них — любовь к своей стране”.
Решение о реализации проекта было принято с учетом необходимости (и возможности!) повышения эффективности работы в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи столицы. По сути, речь шла о повестке встречи руководства комитета по образованию Мингорисполкома с представителями Белорусской Православной Церкви. То есть инициатива обусловлена установками государства и опытом многолетнего сотрудничества системы образования Минска с церковью по воспитанию подрастающего поколения.
Если говорить о форме взаимодействия, то у нас накоплен значительный опыт проектной деятельности. Например, в настоящее время проводится республиканский инновационный проект “Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся” (2022—2025). Проект реализуется в 27 учреждениях образования Республики Беларусь, среди которых семь учреждений образования Минска. Региональный инновационный образовательный проект “Формирование основ духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры детей дошкольного возраста” реализуют пять учреждений образования Минска.
В столице также организована работа пяти городских ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Так, ресурсным центром гимназии № 11 в тесном сотрудничестве с МГИРО, духовными учебными заведениями и христианскими общественными организациями осуществляется духовно-образовательный проект “ЛОГОС”. В средней школе № 136 Минска на первой ступени реализуется образовательный проект “Школа духовно-нравственного воспитания “Кораблик”, а на второй и третьей ступенях воспитательный эффект в этом направлении достигается средствами театральной педагогики. В гимназии № 15 Минска действует Школа Активного Родителя (“ШАР”), разработаны интерактивная карта-проект “Свято-Николаевские церкви Беларуси: история, современность и традиции”, авторский аудиогид “Немига православная” на онлайн-платформе izi.TRAVEL с нанесением маршрута экскурсии и объектов показа.
Если говорить о роли нашего института, то можно выделить его организационные, методические и преподавательские функции. Основными субъектами массовой работы с родителями и детьми по духовно-нравственному воспитанию, в рамках проекта в том числе, являются педагоги, которых к этой работе необходимо подготовить. И делать это должны сотрудники института. Именно на них ложится основная нагрузка по реализации установок и содержания проекта, планов и программ, составленных с участием представителей комитета по образованию и священнослужителей.
— Расскажите о направлениях, содержании и формах работы института в рамках обсуждаемой нами темы.
— Темы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в обязательном порядке включаются в учебные планы и программы повышения квалификации всех категорий педагогических и руководящих работников, специалистов образования. Например, в течение прошлого года в рамках курсовой подготовки были рассмотрены 43 темы по проблемам духовно-нравственного воспитания детей, в том числе и по проблемам семейного воспитания, семейных ценностей и традиций, духовных ценностей и традиций православия. В рамках повышения квалификации педагогических работников священником Святославом Рогальским, кандидатом богословия, председателем международного образовательного объединения “Христианский фонд святых Кирилла и Мефодия”, реализовывались программы учебных занятий по темам “Роль духовно-нравственной составляющей в образовательном процессе”, “Формы и методы взаимодействия учреждения образования и Белорусской Православной Церкви”, “Духовно-нравственные аспекты воспитания учащихся в учреждениях образования”, “Духовно-нравственное значение христианских праздников. Христианские традиции и ценности Беларуси”.
В 2023 году результаты инновационного образовательного проекта “Формирование основ духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры детей дошкольного возраста” были обобщены и представлены в рамках повышения квалификации заместителей заведующего по основной деятельности и воспитателей дошкольного образования. Слушатели ознакомились с активными формами организации деятельности с воспитанниками, методическими разработками, апробированными в детских садах № 176, 96, 147, дошкольном центре развития ребенка № 26 Минска.
В течение года в рамках курсовой подготовки повысили квалификацию по вопросам организации духовно-нравственного воспитания обучающихся более 1000 педагогов различных категорий.
— Какую форму работы с родителями вы назвали бы наиболее эффективной?
— Родительские собрания. Как в рамках отдельных учреждений образования, так и на базе целых административных районов. Преимущество таких собраний в возможности обмена мнениями представителей родительских сообществ различных учреждений образования, что позволяет поднять значительно большее количество проблем, чем в рамках одного учреждения.
В минувшем учебном году проведено девять родительских собраний с участием митрополита Вениамина, председателя Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерея Федора Повного и других представителей БПЦ на базе всех 9 административных районов Минска.
В этом учебном году проведены мероприятия на базе Центра дополнительного образования детей и молодежи “Контакт” (250 родителей), детского сада № 66 (более 50 человек), 10 учреждений профессионально-технического и среднего специального образования Минска (более 480 родителей).
Обозначилось и отдельное направление работы с учащимися и родителями учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Мероприятия спланированы так, чтобы в них одновременно были задействованы учащиеся и их родители. Такой формат работы предоставляет участникам возможность поделиться своими семейными историями, пообщаться со священнослужителями, задать им интересующие вопросы в индивидуальном порядке.
— В процессе реализации проекта возникли проблемы, на которые следовало бы обратить внимание коллег?
— Духовно-нравственное воспитание заключается в формировании человека, действия которого согласованы с его духовной потребностью поступать не иначе как нравственно. Эта ответственная и непростая миссия под силу только духовно ориентированным родителям и педагогам. Детям нужен пример духовности и нравственного поведения, но всегда ли этот пример есть на практике? Говорят, что ребенок — зеркало семьи.
Многие родители, да и педагоги тоже, не осознают, что изменить что-то в ребенке можно, только изменив это “что-то” в себе. Для этого нужно увидеть себя внутренним зрением, а это умение приобретается с опытом духовного общения. И без помощи духовных наставников здесь не обойтись.
Есть еще один момент, на который следует обратить внимание. Существует вероятность стирания в процессе практической работы грани между духовно-нравственным воспитанием и воспитанием религиозным. Причем подмена одного другим может происходить непреднамеренно в силу отсутствия у педагогов необходимых компетенций и опыта. Осуществляя работу по духовно-нравственному воспитанию детей, необходимо учитывать, что религиозное воспитание и образование может осуществляться только в рамках семьи и в храмах. Не случайно в определении проекта подчеркивается его направленность — городской духовно-просветительский проект. Следует учитывать, что многие родители и педагоги являются людьми верующими, причем могут относиться к разным религиозным конфессиям. Это предопределяет необходимость повышения компетентности педагогов в соответствующей работе с семьями (родителями прежде всего).
В целом же цели проекта достигаются, повышается квалификация специалистов и компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей на основе традиционных семейных ценностей. А это, убеждена, положительно скажется на уровне духовного развития наших подопечных и их нравственном поведении.
Людмила КУРИЛЬЧИК