Продолжим рассказ о семейных страницах на уроках русской литературы. Напомню, что такую работу мы строим не только тогда, когда обозначенные темы предусмотрены учебной программой. Вопросы внутрисемейных отношений и их влияния на поступки и жизнь человека можно обсуждать при прочтении многих текстов школьного курса.
Два мира, два уклада
В конце апреля текущего года в НДЦ “Зубренок” представителями клуба “Хрустальный журавль” были проведены уроки в рамках образовательного проекта “Выдатны ўрок”. В числе коллег была и автор данной статьи, представившая урок в 10 классе по теме “Образ Наташи Ростовой”.
Изучение романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир” предполагает работу с текстом в рамках отдельных тем, обозначенных программой. Вместе с тем рекомендованные для прочтения к каждому уроку части и главы могут не позволить учащимся в полной мере осознать целостность произведения и понять причины некоторых поступков героев. Поэтому планировать систему уроков учитель должен так, чтобы каждый урок максимально работал на последующие. Например, урок “Мысль семейная в эпопее” предполагает организацию диалога об укладах жизни семей Болконских и Ростовых. Проведенную на уроке работу целесообразно было бы завершить созданием (в качестве домашнего задания) двухчастной таблицы “Мир Ростовых — мир Болконских” по следующим критериям: взаимоотношения между членами семей, отношение к знакомым и представителям своего класса, ценностные ориентиры, образ жизни, традиции, привычки. Для экономии времени учащимся можно предложить частично заполненную таблицу с наличием “белых пятен”.
Мир Ростовых |
Мир Болконских |
Любовь |
Любовь |
Именно на уроке, посвященном Наташе Ростовой, важно актуализировать эту таблицу, чтобы ответить на целый ряд вопросов. Почему и княжна Марья, и старый князь Болконский не приняли Наташу? Почему Наташа Ростова поверила Элен и увлеклась Анатолем Курагиным? Созданная ранее таблица объясняет невозможность построения отношений Андрея и Наташи. Причина их разрыва, помимо многих других, в абсолютной разности укладов двух семей. Заметим: это семьи с традициями, ценностями, с добрым отношением друг к другу. Неприятие Наташи Болконскими приводит ее к разочарованию и обиде, подталкивает к красивому, но беспринципному Анатолю Курагину. Анализируя устои семьи Курагиных, сравнивая с укладом жизни Ростовых, десятиклассники в итоге первого этапа урока также создают таблицу “Мир Ростовых — мир Курагиных”:
Мир Ростовых |
Мир Курагиных |
Простота |
Пустота |
Столкновение Наташи с бесчеловечным и аморальным миром семьи Курагиных — это драма, преодолевая которую героиня вновь возвращается к жизни. А для десятиклассников это повод задуматься, как традиции и ценности семьи влияют на судьбу ближнего и самого человека.
Продиктовано любовью
Возможность работы над семейными страницами в 8 классе рассмотрим на примере изучения
поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины”.
Снимок используется в качестве иллюстрации
Согласно программе, у учителя есть 2 учебных занятия для работы над главой “Екатерина Трубецкая”. Кроме того, на уроки внеклассного чтения отводится 6 часов, один из которых посвящается работе именно над поэмой “Русские женщины”, в частности над главой “Мария Волконская”. В качестве темы такого урока предлагаю следующую: “Два решения. — Два прощания. — Две дороги” (прием “Альтернативное название”). Обозначенная таким образом тема урока демонстрирует учащимся возможность альтернативного мнения, настраивает на необходимость выбора, открывает перспективы для проблемного диалога.
Работу на таком уроке я начинаю с обращения к субъектному опыту восьмиклассников. Ребята говорят о том, что существуют стереотипы восприятия отношений в семье, что, как правило, внутри семьи превалирует взаимодействие между матерью и дочерью, с одной стороны, отцом и сыном — с другой. Работа же с текстом поэмы Н.А.Некрасова позволяет учащимся увидеть иные сценарии построения отношений между родителями и детьми. Главы поэмы показывают читателю 2 парадигмы в построении отношений “отец — дочь”.
Предварительное домашнее задание к уроку для группы учащихся в виде создания презентации призвано продемонстрировать еще один пример отношений отца и дочери — фельдмаршала А.В.Суворова и его дочери Натальи Суворовой (“Суворочки”, как нежно говорил отец), в замужестве Зубовой, с примерами переписки отца и дочери, их стихов, посвященных друг другу.
К слову, вспомним: нас ждут впереди отношения старого князя Николая Болконского и его дочери княжны Марьи в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” (http://didaktor.ru/diamanta-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/).
На уроке размышляем с учащимися над причинами и истоками душевной стойкости героинь, анализируем события и условия, предшествующие решению женщин ехать за сосланными мужьями в Сибирь. Однако в соответствии с заявленной темой урока моя задача как учителя состоит в том, чтобы подвести ребят к диалогу-размышлению об особенностях отношений отцов и дочерей в семьях Трубецких — Лавалей и Раевских — Волконских. Организовать деятельность учащихся над текстами обеих частей поэмы в рамках темы урока помогает прием “1×2×4”. Каждая пара получает вопросы исследовательского характера и заполняет по ходу работы двухчастную таблицу:
Граф Лаваль |
Генерал Раевский |
|
|
Вопросы исследовательского характера для работы в парах:
1) Какой диалог происходит между отцом и дочерью в ситуации приготовлений к отъезду?
2) Какие действия предпринимает/не предпринимает отец каждой из женщин?
3) Какие чувства испытывает по отношению к решению дочери каждый из отцов?
4) Какие личностные качества демонстрирует каждый из отцов, реагируя на решение дочери?
5) Какую реакцию вызывает своими поступками каждый из отцов у своей дочери?
6) Что движет каждым из отцов в ситуациях принятия героиней решения, сборов, прощания?
Для обобщения и систематизации работы с текстом пары объединяются в четверки, в которых создают диаграмму Венна. Учащиеся отмечают, что парадокс описанных событий и поступков родных людей заключается в том, что все их действия продиктованы любовью и заботой, несмотря на противоположность действий обоих отцов — графа И.С.Лаваля, французского эмигранта, служившего в министерстве иностранных дел, и Н.Н.Раевского, прославленного генерала, героя войны 1812 года. Представить итог работы на уроке позволит дидактический прием “Диаманта” (семистрочие) технологии развития критического мышления. Диаманту предлагается создать каждой паре учащихся, обсудить в четверках и представить итоговый вариант. Пример диаманты:
Граф Лаваль
Чуткий, заботливый
Принимает, благословляет, отпускает
Гордится дочерью — угрожает проклятьем
Противостоит, требует, негодует
Строгий, жесткий
Генерал Раевский
К какому выводу приходят восьмиклассники? Любовь может проявляться в сложных, неоднозначных ситуациях по-разному.
В потоке событий
Опыт использования таблицы, отражающей влияние членов семьи, воспитателей, слуг на поведение и поступки героя, как итог работы с текстом и предпосылку для понимания, интерпретации и оценки прочитанного можно показать на примере изучения повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” в 7 классе.
Это объемное и сложное по проблематике произведение с большим историческим контекстом. Чтобы помочь ребятам увидеть в потоке событий человека, понять причины поступков главного героя произведения, важно так организовать работу над повестью, чтобы, прочитывая главу за главой, учащиеся могли апеллировать к некой опоре. Следуя за событиями повести, анализируя мысли и поступки героя-рассказчика, семиклассники должны видеть и понимать причинно-следственные связи между действиями Петра Гринева и теми чертами характера, которые сформировались у него под влиянием его родителей и той системы ценностей, в которой он вырос.
Поэтому в рамках темы третьего урока “Гринев — один из главных героев произведения. Формирование характера и взглядов героя” предлагаю учащимся опережающее задание в виде проблемного вопроса: “Что помогло Петруше Гриневу стать Петром Андреевичем Гриневым?”. Организуя далее диалог об этапах становления героя как личности, офицера и гражданина, мотивирую учащихся к созданию трехчастной таблицы (табл. 1).
Герои повести |
Цитаты, раскрывающие характер влияния на Петрушу |
Черты характера Петра Гринева, сформированные под воздействием других героев |
Отец Андрей Петрович Гринев |
– батюшка читал “Придворный календарь”, ежегодно им получаемый; – пора его в службу; |
– любовь к чтению, способность к самообразованию; |
Мать Авдотья Васильевна |
– матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке; |
– искренность; |
Стремянной Савельич |
– отдан я на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля; – приезд Бопре сильно не понравился Савельичу |
– разумная хитрость, умение общаться с простыми людьми; |
Француз мосье Бопре |
– он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности |
… |
Заполнение первых двух колонок может стать частью домашнего задания к следующему уроку. Заполнение третьей колонки будет осуществляться в процессе чтения текста повести и аналитических бесед по содержанию. Можно также включить в таблицу четвертую колонку — “События и ситуации, демонстрирующие черты героя”. Выбор, в зависимости от уровня подготовки учащихся и задач урока, за учителем.
Кроме того, это произведение, в котором показаны два семейных уклада: Гриневых (с лидерством мужчины, отца) и Мироновых (с лидерством женщины, матери). Это важно подчеркнуть, чтобы учащиеся понимали: семейный уклад может быть устроен по-разному, а правильное устройство — это не единственный для всех семей сценарий. Задача учителя — показать эти варианты, дать корректные комментарии.
Каково еще назначение созданной таблицы? Где еще можно увидеть целесообразность проделанной работы?
В 9 классе при изучении комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” учащимся предлагается ответить на вопросы, среди которых также есть вопрос 6 на с. 60 учебного пособия, и звучит он следующим образом: “Современником Митрофанушки был Петруша Гринев. Сравните детские годы героев. Что объединяет их в отрочестве и что делает столь непохожими в дальнейшей жизни?”. Как помочь учащимся эргономично найти и сформулировать ответ? Вероятно, у самих учащихся тетрадь по литературе с созданной в 7 классе таблицей не сохранится. Но если работа была проделана в свое время, то учителю несложно будет актуализировать ее результат и напомнить ребятам и героев изученного произведения, и характер их взаимоотношений. Учитывая возрастные особенности учащихся 9 класса, целесообразно предложить им создать сравнительную таблицу с опорой на созданную ранее (табл. 2).
Члены семьи, слуги, учителя: черты характера, речь, поступки |
“Капитанская дочка” |
“Недоросль” |
Отец |
|
|
Мать |
|
|
Слуги |
|
|
Учителя |
|
|
Ваши выводы: |
Заполнение этой таблицы поможет учащимся увидеть и сравнить роль отца и матери каждого из героев, их слуг, учителей. Ответ на поставленный в учебном пособии вопрос является результатом углубленной аналитико-синтетической работы с текстами прочитанных произведений. Выводы, которые предлагается сделать учащимся, представляют собой результат поиска, понимания, интерпретации и оценки полученной из произведений информации.
И еще одно важное замечание: такой подход к прочтению обозначенных текстов позволяет учащимся задуматься над тем, каковы устои семьи, какую роль в жизни семьи, в воспитании детей играют отец и мать, как в семье распределяются обязанности. Такой подход помогает и формированию более осознанного субъектного опыта учащихся. Как мне кажется, это важно — показывать нашим ученикам, на что в художественном тексте следует обращать внимание, помимо темы, идеи, проблематики, особенностей композиции и других литературоведческих параметров изучаемых текстов.
Подведем итоги. На протяжении всего курса литературы мы имеем возможность говорить о семейных страницах при изучении многих произведений с использованием разнообразных заданий, приемов, форм и средств организации учебной деятельности учащихся. Важно отметить, что такая работа позволяет совершенствовать и читательскую грамотность, а именно умения осуществлять поиск информации, анализировать, интерпретировать и оценивать ее. Работа над семейными страницами открывает для учащихся возможность замечать особенности устройства разных семей, сравнивать разные модели, накапливать свои читательские наблюдения. Учитывая возрастные особенности учащихся, важно предлагать задания, адекватные их возрасту и опыту. Необходимо также обращать внимание ребят на многообразие жизненных сценариев и по возможности уходить от оценок “хорошо” — “плохо”, “положительный” — “отрицательный”. Важно создавать условия для принятия учащимися значимости ответственного поведения, чтобы осознанно делать свой выбор читателя и человека, а в будущем — семьянина и гражданина.
Светлана НАЗАРОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 182 Минска имени Владимира Карвата,
учитель-методист, член клуба “Крыштальны журавель”