Учащимся — о семейных отношениях и ценностях: пример урока литературы

- 12:13Образование, Портфолио, Приложение

Как передавать будущим выпускникам систему знаний об устройстве семьи? Как помочь им понять важность решения иметь семью? В каком формате школа может демонстрировать опыт построения семейных отношений? Почему, наконец, важно вести такую работу?

Мы все выходим из семьи. И уходим в новые семьи. Кто и где учит нас их создавать? К выступлениям и книгам Сатьи Даса, Татьяны Мужицкой и других семейных психологов мы приходим позже, когда необходимо уже что-то исправить в жизни. Где приобретать этот самый опыт наблюдения, рефлексии, оценки? Изучаемые на уроках русской литературы тексты художественных произведений — это то пространство и время диалога “писатель — учитель — ученик”, когда проигрываются самые разные жизненные сценарии. Урок литературы — это возможность, которая позволяет ребятам безболезненно анализировать, принимать, отрицать, выражать свое отношение, делать именно свой выбор и приобретать опыт.

В Инструктивно-методическом письме Министерства образования на 2022/2023 год читаем: “Учебной программой по учебному предмету “Русская литература” пре­дусмотрено достижение учащимися личностных образовательных результатов: осознание семьи как личной ценности; осознание значимости социально ответственного поведения…” При этом подчеркиваются неоспоримые воспитательные возможности именно художественной литературы в формировании обозначенных нравственных ценностных ориентиров учащихся.

Важное замечание: в курсе учебного предмета “Русская литература” с 5 по 11 класс есть темы, а соответственно, и учебные занятия, на которых происходит анализ феномена разных семей. Это “Цыганы” А.С.Пушкина, “Гроза” А.Н.Островского, “Отцы и дети” И.С.Тургенева, “Война и мир” Л.Н.Толстого и ряд других.

Однако, прочитывая с учащимися и другие произведения, где учебной программой обозначены иные, нежели вопросы семейных отношений, темы, у учителя есть возможность обращаться к семейным страницам в рамках таких учебных занятий и при выполнении домашних заданий.

Строить диалог с учащимися о семейных ценностях начинаем уже в 5 классе. И первое произведение для такого диалога — это русская народная сказка «Царевна-лягушка». Для изучения произведения учебной программой отведено 3 часа. В качестве домашнего задания ко второму учебному занятию использую проблемный вопрос: “За что наказан Иван-царевич?”. Как показывает опыт, ребята отвечают достаточно коротко и односложно: “За то, что сжег лягушечью кожу”. Разве только за это? Для поиска ответа на проблемный вопрос предлагаю учащимся вопросы-микрооператоры, которые ориентируют в работе с текстом и помогают выбрать главное: 1) Как ведет себя Иван-царевич, получая новое задание от царя-отца? Что он делает/не делает по возвращении домой с очередным заданием? 2) Как меняются/не меняются его настрое­ние и поведение после каждого выполненного задания? 3) Чего не слышит Иван-царевич в оценках отца? Почему? 4) Как он реагирует на реплики братьев о его жене? 5) Как представляет гостям царского пира свою приехавшую на этот пир жену?

И вот ответы учащихся как результат более глубокого погружения в текст сказки: не предлагает помощь лягушке; не исполняет заказ отца сам; не испытывает чувства гордости за царевну-лягушку, за ее мастерство; не благодарит за хорошо выполненную работу; не рассказывает ей об оценке отца и реакции братьев; не имеет чувства собственного достоинства; не строит диалог; не испытывает радости от положительного результата; находится в состоянии уныния; нарушает границы личного пространства; наносит порчу имуществу другого; не умеет терпеть, ждать.

Чтобы визуализировать результаты анализа текста, создаем кластер “За что наказан Иван-царевич?”, в название каждой грозди которого вписываются ответы.

Возможность прочтения еще одного произведения в 5 классе с построением диа­лога о семейных ценностях позволяет рассказ А.П.Чехова «Мальчики». Изучается это произведение 2 часа. В качестве темы 2-го урока использую формулировку, представляющую собой альтернативное название “Мечты об Америке, или Повод поговорить о семейных ценностях”.

Первая формулировка темы урока — “Мечты об Америке” — учащимися принимается легко, в то время как вторая, альтернативная, — “Повод поговорить о семейных ценностях” — им кажется не имеющей отношения к содержанию рассказа. Чтобы учащиеся смогли понять и принять посыл о том, что рассказ А.П.Чехова именно о семейных ценностях, погружаемся в авторский текст, используя различные приемы, виды заданий, формы работы.

Прием “Ассоциации” к слову “ценности” позволяет актуализировать субъектный опыт учащихся. Вот несколько примеров таких ассоциаций ребят: 1) дружба в семье, украшения, взаимопонимание; 2) дружная семья, здоровье; 3) деньги, семейная реликвия; то, что нельзя продать; родные.

Неоднократно на этом уроке использую прием “Анализ эпизода”, который уже в начале повествования позволяет, как под увеличительным стеклом, увидеть всю семью в момент встречи Володи Королева и пережить вместе со всеми членами этой семьи настоящую радость. Да, все обитатели дома: мать, тетка, отец, Наталья, сестры, пес Милорд — ждут Володю со вчерашнего вечера. И радость эта проявлена буквально во всех деталях встречи: в выражении лиц членов семьи, возгласах, жестах и движениях Королевых, в скорости бегущих навстречу гостю и даже в помахивании хвоста Милорда.

На следующем этапе урока организую работу в группах. Вот задания для каждой: 1-я группа: найдите в тексте портрет Володи. Предположите, каким учеником был Володя, а каким — Чечевицын; 2-я группа: найдите в тексте портрет Чечевицына. Подберите оценочные эпитеты, которые помогут описать его внешность; 3-я группа: найдите в тексте описание, как изменилось поведение Володи в этот приезд. Определите, какие эмоции героя мы наблюдаем; 4-я группа: прокомментируйте “фамилии” гостя, которые использует при обращении к нему отец Володи. Подумайте, случайно ли автор изменяет фамилию героя; 5 группа: найдите и прокомментируйте реплики младшей сестры Володи. Назовите, какие пословицы вы знаете о высказываниях (речи) маленьких детей (младенцев); 6 группа: найдите в тексте, что видят и слышат старшие сестры Катя и Соня. Подумайте, почему они ничего не рассказывают взрослым.

После работы в группах и представления результатов организую проблемный диалог, в ходе которого отвечаем на вопросы: “Можно ли назвать Чечевицына юным героем?”, “Если это герой, то почему он Чечевицын?”, «Почему у этого героя нет имени, только фамилия?».

По итогам диалога приходим к следующим выводам:

- герой может оказаться лжегероем;

- детские тайны могут иметь серьезные последствия (а если бы мальчики заблудились, замерзли, обморозились, столкнулись с недобрыми людьми/дикими зверями);

- именно в подростковом возрасте легко попасть под обаяние ложного лидера;

- хлебосольство и гостеприимство не всегда вызывают положительную ответную реакцию.

На этапе обобщения и систематизации всех сведений о тексте предлагаю учащимся работу в парах, разделив условно класс на две команды (1-я команда — пары под цифрой 1; 2-я команда — пары под цифрой 2), чтобы ответить на еще один проблемный вопрос: «Почему Володя на каникулы привез приятеля в свою семью?». При этом 1-я команда должна объяснить, почему это сделал Володя. 2-я команда находит причины приезда Чечевицына в семью Королевых, а не к себе домой. Здесь важно сообщить учащимся о реалиях обучения в дореволюционной России. Во-первых, о том, что учебный год в гимназиях (реальных училищах) продолжался с 1 августа по 1 июля. И, во-вторых, о том, что рождественские каникулы — это единственные каникулы для посещения семьи учащимся в течение учебного года. Почему на такую, казалось бы, мелочь стоит обратить внимание учащихся? Чтобы увидеть и почувствовать притягательность мира семьи Королевых, чтобы задуматься о том, почему ехать (идти) домой не хочется, чтобы вспомнить о формулах речевого этикета…

Так о чем же рассказ А.П.Чехова? Конечно же, об увлеченности мечтой мальчишек. Но также и о том, как герой не прошел испытания встречей с открытой, доброй, гостеприимной семьей. Несмотря на радушие и хлебосольство хозяев дома, мы не услышали из его уст ни “здравствуйте”, ни “спасибо”, ни “извините”, ни “до свидания”.

На этапе рефлексии снова призываю учащихся заглянуть в свой субъектный опыт и создать эссе “Когда семья дружная…”. А в качестве творческого домашнего задания предлагаю разработать герб или создать портрет дружной семьи.

Остановимся еще на нескольких примерах работы над семейными страницами на уроках литературы.

В 6 классе о ценности и значимости для жизни человека семьи и теплых семейных отношений можно говорить на примере многих произведений: “Тапер” А.И.Куприна, “Детство” Л.Н.Толстого, “Станционный смотритель” и “Дубровский” А.С.Пушкина.

 

О роли семьи в жизни маленького человека предлагаю ребятам задуматься на уроках по рассказу В.П.Распутина “Уроки французского”, для чтения и изучения которого программой отводится 3 часа. К уроку по теме “Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства” предлагаю использование эпиграфа: “Из дома надо выходить с запасом тепла…”. Это фрагмент цитаты Э.Сафарли. К слову, такой фразой заканчивается и роман Дины Рубиной “На солнечной стороне улицы”.

Предваряя аналитико-исследовательский этап работы над текстом рассказа В.Распутина, предлагаю учащимся ответить на проблемный вопрос: “Можно ли утверждать, что главный герой рассказа уехал учиться в район из родного дома с запасом тепла?”. До погружения в работу над текстом учащиеся отвечают на этот вопрос отрицательно. Гибель на фронте отца, послевоенное несытое житье в деревне, необходимость строить отношения со сложным, а порой и жестоким миром подростков и взрослых, одиночество в чужой семье, учеба далеко от дома — эти признаки послевоенной жизни буквально не позволяют современным школьникам положительно ответить на проблемный вопрос.

Но жизнь героя рассказа, говорят школьники, — это также самодисциплина и организованность в учебе, сдержанность в проявлении отрицательных эмоций и отсутствие жалоб при редких встречах с матерью. Это умение избежать конфликта в семье хозяйки дома, способность остановить себя в проявлении азарта и жадности в игре с Вадиком, самообладание и сохранение чувства собственного достоинства в отношениях с компанией Вадика, в общении с Лидией Михайловной, способность приходить в школу даже со следами драк.    

Для того чтобы помочь учащимся ответить на проблемный вопрос урока, организую работу в группах. Деление на группы осуществляю с использованием стратегии постановки вопросов “Ромашка Блюма”: 6 типов вопросов — 6 групп учащихся, в которые объе­диняются шестиклассники в зависимости от уровня обученности. Для каждой группы — перечень вопросов, которые, с одной стороны, погружают учащихся в работу с текстом рассказа, а с другой — позволяют сделать выводы о мотивах и причинах поступков героя рассказа, о чем, собственно, заявлено в теме урока.

1-я группа — простые вопросы:

1) Какие успехи в учении демонстрирует герой рассказа?

2) Какие трудности испытывает, живя в чужой семье и обучаясь в районе?

3) Как справляется с чувством голода?

2-я группа — уточняющие вопросы:

1) Так ли трудны были условия жизни героя в чужой семье?

2) Так ли сложна была игра в перевертыши?

3) Так ли безопасно было оставаться в выигрыше и выходить из игры после заветного рубля?

3-я группа — объясняющие вопросы:

1) Почему голод, который герой испытывал, живя в районе, был иным по сравнению с тем, что переживала семья в деревне?

2) Почему, несмотря на умение играть, герой не был признан компанией Вадика?

3) Почему герой сразу выходил из игры, получив заветный рубль?

4-я группа — творческие вопросы:

1) Что можно было бы предпринять, чтобы помочь разрешить трудности, возникшие у героя, живущего в чужой семье? 

2) Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь герою?

3) Каким вы представляете возвращение героя после окончания учебы в деревню?

5-я группа — оценочные вопросы:

1) Почему герой, осознав причину быстрого исчезновения продуктов, переданных матерью, заставил себя смириться с происходящим?

2) Чем герой отличался от Вадика и других ребят из его компании и почему он не стал другом Вадика?

3) Как оценить поведение героя, не желавшего принимать помощь учительницы?

6-я группа — практические вопросы:

1) Какие действия вы бы посоветовали предпринять матери героя рассказа для того, чтобы ее сыну была оказана реальная помощь, чтобы иметь возможность учиться в районе? 

2) Что могло позволить герою стать одним из напарников Вадика для совместного верховодства над остальными ребятами?

Далее организую представление работы групп. Визуализировать результат — сделать наглядным — поможет использование шестиугольного метода обучения. Каждой группе, работающей с простыми, уточняющими, объясняющими, творческими, оценочными и практическими вопросами дается набор шестиугольников. Каждая фигура содержит незаконченное словосочетание с глаголами в роли опорных слов: сохранять…, не поддаваться на…; проявлять…; вести себя…; продолжать…; не идти на…; оставаться…; оберегать…; не позволять себе…; учиться, несмотря на…; справляться с…; оставаться самим…; делать выбор в пользу…; заботиться о… . Задача учащихся: закончить формулировки словосочетаний на отобранных шести­угольниках и расположить их на листе А3. Далее каждая группа прикрепляет на доске свой результат (лист А3) и представляет классу.

Проделанная работа позволяет понять, что оставаться самим собой, сохранять твердость духа, продолжать учиться, несмотря ни на что, справляться с трудностями поз­воляют герою именно любовь и поддержка родных, с одной стороны, а с другой — чувство ответственности, а также реальная забота героя о своих близких. На этом уроке учащиеся должны осознать, что запас тепла — это не только сытая жизнь и материальные блага, что любовь, поддержка, забота — это именно тот ресурс, который вынес герой из родительского дома. Это ресурс, который дает ему силы жить в сложном мире.

Подведем промежуточные итоги. На протяжении всего курса литературы мы имеем возможность говорить с учащимися о семейных страницах при изучении художественных текстов. Представленные в данной работе — это далеко не все произведения, прочитывая и анализируя которые можно строить диалог с учащимися о семейных ценностях, особенностях мироустройства разных семей. В продолжение темы смогу поделиться опытом работы также над произведениями, изучаемыми в 7—10 классах с описанием организации работы над семейными страницами.

И еще одно важное замечание: работа с текстом художественного произведения должна сопровождаться обязательной фиксацией полученных результатов и сделанных выводов. На таких уроках необходимо использовать разнообразные методы, приемы и средства визуализации информации: кластер, различные виды таб­лиц (о чем будет рассказано далее), логико-смысловые модели, шестиугольники и другие приемы технологий визуализации информации. Обозначенный арсенал способов работы над семейными страницами почерпнут из различных современных образовательных технологий: информа­ционно-коммуникационных, проблемного и эвристического обучения, многомерных дидактических инструментов, технологии развития критического мышления.

В результате организации работы над семейными страницами учащиеся, помимо выполнения письменных заданий, создают образовательные продукты графического, обобщающего, образного характера. Такой подход позволяет учителю демонстрировать проделанную работу прежде всего самим учащимся и дает возможность наблюдать приращения в их личностных образовательных результатах.  

Светлана НАЗАРОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 182 Минска имени Владимира Карвата,
учитель-методист,
член клуба “Хрустальный журавль”