За 13 лет в педагогике учитель физкультуры из гимназии Пружан Татьяна Гордиевская доросла до категории «учитель-методист», дошла до финала конкурса «Учитель года», преуспела в обучении олимпиадников и юных исследователей и теперь охотно делится практическим и методическим опытом с коллегами, раздумывая об обучении в аспирантуре, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Уроженка д. Бакуны Пружанского района закончила обычную сельскую школу. В 7-м классе школьница задалась целью победить через год в районном кроссе. К задуманному продвигалась упорно и настойчиво, бегая каждый вечер 5—6 км. Папа и мама устремления дочери всячески поддерживали, и она своего добилась — с 8-го класса стала занимать призовые места в стартах на длинные дистанции.
— Татьяна Васильевна, будучи подростком вы проявили несвойственную этому возрасту целеустремленность.
— Мне вспоминается то незабываемое ощущение удовольствия и одновременно удовлетворения от того, что достигаешь поставленной цели. С юношеских лет мне нравилось преодолевать себя и испытывать эмоциональный подъем от успеха! Кстати, с тех самых пор бег для меня стал любимым увлечением на долгие годы. Оттуда же и привычка стремиться к покорению новых высот, проверяя себя и свои возможности.
— А почему выбрали именно бег? Чему вас научил спорт?
— Пожалуй, по натуре я индивидуалист, а не командный игрок. В команде работать сложнее: ты в ответе не только за себя, но и за других. Боишься подвести. А в беге всё зависит от подготовки спортсмена, его характера, силы воли, выносливости. Когда не удавалось войти в тройку призеров и случались обидные 4-е места, это мобилизовало и мотивировало значительно лучше побед. 1-е место расслабляет. Иначе происходит, когда победа остается заветной целью, к которой стремишься, прикладывая все силы. Когда что-то не получается, у меня всегда возникает вопрос: «Что я делаю неправильно?». В спорте ответ обычно простой — мало тренируешься.
Когда в старших классах пришло время выбирать профессию, девушка знала, что свяжет жизнь со спортом и педагогикой. Ей всегда хотелось нацеливать детей на результат и успех.
На вступительных испытаниях в Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, когда Татьяна на полкруга опередила соперниц, к ней подошел будущий тренер Алексей Иванович Шутеев и предложил дополнительно заниматься с ним. Первокурсница Татьяна Гордиевская не пропустила ни одной тренировки и участвовала более чем в нескольких десятках стартов за год, преодолевая дистанции в 800 м, 3 км, 10 км, 15 км, проверяя характер, силу воли, выносливость.
— Вы хорошо учились, успешно занимались легкой атлетикой, за что на 2-м курсе были удостоены стипендии Брестского облисполкома в номинации «Физкультура и спорт». При этом еще уделяли время и научной деятельности. Как всё успевали?
— Всё можно успевать, если правильно распределять время и соблюдать режим дня. Ну и к тому же я холерик! На 1-м курсе я еще научилась плавать, на 3-м — кататься на лыжероллерах, на 4-м заинтересовалась физиологией физических упражнений и стала изучать особенности адаптации левшей в правостороннем спортивном мире. Это произошло благодаря моему преподавателю, кандидату биологических наук Льву Шитову. Под его руководством позже готовила дипломную работу на тему «Двигательная одаренность правшей, левшей, амбидекстров». А потом поступила в магистратуру и написала диссертацию по физиологии «Физическое состояние и функциональные качества детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Придя работать в гимназию Пружан, молодой педагог помимо уроков физкультуры вела объединение по интересам «Туризм», где с мальчишками и девчонками разбиралась в теории и на практике, как завязывать разного вида узлы, как натягивать веревки и ставить палатки, как ориентироваться на местности. Были у них и походы с ночевкой.
Татьяна Гордиевская уверена, что физкультура — тот предмет, который может стать увлекательным для каждого ребенка. По мнению учителя-методиста, начиная с 1-го класса, когда почти все дети любят физическую культуру, важно подогревать этот интерес. Нужно узнавать, что привлекает учеников в спорте и прислушиваться к их пожеланиям, совместно обсуждая подборку заданий для спортивного праздника. И пусть не каждый школьник уйдет в спорт с головой, зато каждый будет с удовольствием спешить на урок, а кто-то, возможно, в старших классах захочет поучаствовать в олимпиадном движении или научно-исследовательской деятельности.
— Как выявляете любителей спорта и развиваете их способности?
— С 1-го класса провожу тестирование с помощью игр. В этом возрасте все дети от урока физической культуры ждут игры! Их важно обучить соблюдению правил, основным движениям: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию. Это необходимый базис. Также весьма информативны нормативы. В челночном беге ученики демонстрируют координационные способности, при прыжках в длину — скоростно-силовые навыки, в кроссе показывают выносливость. Задатки к тому или иному виду спорта видны сразу.
В 5–11-х классах для повышения результативности и мотивации к предмету частенько использую на уроках соревновательный метод. Его применяю, когда упражнение хорошо знакомо учащимся и они могут состязаться на скорость, не рискуя получить травму. Применяю такие формы работы, как квесты, челленджи, тимбилдинги, квизы, флешмобы. Предлагаю больше разнообразных динамичных упражнений с возрастающей сложностью, чтобы дети не скучали на занятиях.
— А как возникла идея заниматься с учениками научно-исследовательской деятельностью и подготовкой к олимпиадам?
— Когда в 2015 г. я сдала экзамен на І квалификационную категорию, решила попробовать готовить старшеклассниц к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях. Новый опыт увлек. Кстати, сегодня одна из первых моих учениц, полюбивших спорт и науку, уже окончила биофак, а другая учится в медицинском университете. Радуюсь, когда ребята при поступлении выбирают спортивный профиль, как, к примеру, Екатерина Варицкая, которая в этом году поступила в Брестское областное училище олимпийского резерва на отделение «Современное пятиборье».
С юными исследователями мы выявляли, существует ли взаимосвязь успехов в спорте и темперамента. Выяснили, что человек с любым типом темперамента может побеждать. Одна из работ посвящена определению доминирующего полушария и подвижности нервных процессов у правшей, левшей и амбидекстров по методике теппинг-теста. Оказалось, левшам поначалу труднее раскрыть свои таланты, так как они живут в мире, адаптированном под праворуких людей. Но если с левшами терпеливо работать, невзирая на неминуемые ошибки, то ученики покажут прекрасные результаты. Я это нередко наблюдаю на практике. Вот и сейчас одиннадцатиклассник Андрей Каменев показывает отличные результаты в волейболе. Парень проявил себя лишь в 10-м классе: стал вдруг выполнять 10 подач из 10.
— За 13 лет работы вы стремительно доросли до категории «учитель-методист», что в копилке достижений учителей физкультуры большая редкость, в прошлом году стали финалисткой конкурса «Учитель года». Это очередные новые цели и проверка себя?
— В какой-то степени, пожалуй, да. Профессиональный и личностный рост невозможен без выхода за границы комфорта. И опять же сыграл на руку интерес осваивать что-то новое. В 2018 г. я получила высшую квалификационную категорию. В то время уже накопилась серия разработок спортивных праздников для шестого школьного дня, которые постепенно публиковались в СМИ. К тому же в 2021-м вышел мой методический сборник «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее», посвященный соревновательным методам проведения физкультуры. К 2022 г. в моем педагогическом арсенале аккумулировалось всё, чтобы претендовать на звание «учитель-методист»: опыт научной деятельности, более 30 публикаций собственных практико-ориентированных методических материалов, а также победы учеников в олимпиадном движении. Когда в 2020 г. мне впервые предложили поучаствовать в конкурсе «Учитель года», я согласилась и заняла на областном этапе 2-е место. А в прошлом году дошла до финала.
Сегодня Татьяна Гордиевская входит в республиканский клуб «Хрустальный журавль», республиканский совет учителей-методистов, проводит вебинары и мастер-классы для коллег и студентов, участвует в международных и республиканских конференциях, семинарах и тренингах по проблемам физического воспитания, формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Вместе с учителем-методистом Лицея БГУ Александром Метелем пишет учебную программу «Организация работы с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе», составляя комплексы упражнений, тестируя контрольные нормативы. Татьяна Гордиевская уверена, что ее призвание — физкультура, и в своем педагогическом марафоне останавливаться не собирается.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора и из архива собеседницы