Уроки обществоведения: интерактивные приемы формирования правовой культуры школьников

- 15:52Журнал "Народная асвета", Образование

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2021–2025 гг. одним из направлений выделено правовое воспитание, направленное на формирование у подрастающего поколения правовой культуры. В этом контексте большую роль играет учебный предмет «Обществоведение», в ходе изучения которого ребята приобретают правовые знания и навыки осмысленного и ответственного отношения к выполнению обязанностей законопослушного гражданина.

Т.П. ГОЛОВКО, учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории Поставской гимназии

В учебной программе для 11 класса предусмотрено изучение темы «Правовая система Республики Беларусь», в рамках которой учащиеся знакомятся с основами конституционного, избирательного, гражданского, семейного, трудового, уголовного права. Одиннадцатиклассникам необходимо усвоить большой объем информации, что вызывает у них определенные трудности, справиться с которыми помогает использование учителем интерактивных приемов. Рассмотрим некоторые из них.

  • Правовые дебаты

На этапе ознакомления с новым материалом рекомендуется включить в ход урока правовые дебаты. Например, при изучении темы «Основы семейного права» можно предложить ребятам высказать свое мнение относительно актуального для людей, вступающих в брак, вопроса: «Брачный договор – необходимость или дань моде?»   А при ознакомлении с темой «Основы уголовного права» вопрос: «Шалость, проступок, преступление: где граница?» Участие старшеклассников в дебатах не только способствует формированию у них познавательной активности и мотивации к изучению права, но и развитию навыков конструктивного общения, умения грамотно и аргументированно отстаивать свое мнение.

  • Правовая лаборатория

Прием «Правовая лаборатория» целесо­образно использовать на этапе закрепления изученного материала при проведении уроков по темам «Основы семейного права», «Основы трудового права», «Основы гражданского права». В процессе работы ребята не только учатся составлять трудовые договоры, договоры аренды жилья, договоры на оказание услуг, брачные договоры, но и моделировать типовые правовые ситуации. Приведем примеры.

Тема «Основы семейного права»

Задание. Проанализируйте ситуацию и дайте обоснованный ответ, является ли решение суда правомерным.

Ситуация. По истечении трехмесячного срока, данного супругам Ивановым на примирение, состоялось повторное судебное заседание, на котором судьей было вынесено решение о предоставлении супругам дополнительного шестимесячного срока на примирение. А. Иванов в недоумении: «На какой еще период судья может отложить вынесение решения о расторжении брака?»

Ответ. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, ст. 36. При приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению и достижению соглашения об общих несовершеннолетних детях и разделе имущества. По истечении трехмесячного срока брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. При рассмотрении искового заявления суд принимает меры, направленные на сохранение семьи, и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам дополнительный срок для примирения в пределах шести месяцев.

  • Вопрос – ответ

На этапе закрепления изученного материала можно использовать прием «Вопрос–ответ». Учащимся предлагается разобрать правовые ситуации, в которых оказались они или их близкие, и, используя информацию из различных законодательных документов, дать грамотный ответ. Например.

Тема «Основы гражданского права»

Задание 1. Опираясь на «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений», а также Кодекс Республики Беларусь, дайте ответ на следующий вопрос.

Вопрос. Мои соседи днем и поздним вечером очень громко включают музыку, устраивают шумные вечеринки. Каким образом можно на них повлиять?

Ответ. Следует ознакомить соседей с правилами пользования жилыми помещениями. Согласно п.7.10 правил гражданин обязан пользоваться телевизорами, радиоприемниками и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан. С 23.00 до 07.00 не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (ремонтные работы, пение и т.д.). Ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями установлена ст. 22.12 ч. 1 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности и предусматривает наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. Если деяние, предусмотренное ст. 22.12 ч. 1, совершено повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания, то на нарушителя налагается штраф в размере от 10 до 30 базовых величин.

Фото из архива редакции используется в качестве иллюстрации

Задание 2. Основываясь на Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителя», ответьте на вопрос.

Вопрос. Петровы попытались вернуть в магазин сапоги, купленные на распродаже. Но продавец обувь не приняла, так как, с ее слов, товар, приобретенный на распродаже, возврату не подлежит. Законны ли действия продавца?

Ответ. Согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» покупатель имеет право совершить обмен или возврат товара (в том числе приобретенного со скидкой) в течение 14 дней, если он не внесен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Правительством Республики Беларусь. Исключение составляет лишь уцененный товар с наличием какого-либо дефекта, о котором должно быть указанно на ценнике.

  • Мозговой штурм

На этапе актуализации знаний для активизации у ребят познавательного интереса к теме урока можно использовать прием «Мозговой штурм», а чтобы процесс коллективной мыслительной деятельности не превратился в стандартный анализ правовых ситуаций, рекомендуем в качестве материала для обсуждения использовать софизмы. Рассмотрим пример.

Тема «Основы трудового права»

До начала урока учащимся презентуется текст софизма «Спор Протагора с Еватлом (неразрешимый спор)». Учитель обращает внимание одиннадцатиклассников на то, что они могут на перемене подумать над вопросом: «Кто же прав: учитель или ученик?» В начале урока ребята делятся на группы и в течение 10 минут обсуждают возможные варианты ответов. Затем полученные результаты презентуются.

При работе с данным софизмом педагог должен учитывать, что наибольшую трудность у ребят на начальном этапе вызывает процесс нахождения имеющегося в софизме противоречия, поэтому учащимся можно предложить в момент обсуждения разбить софизм на три части: условия договора, трактовка договора Протагором, трактовка договора Еватлом. Поскольку ученики 11 класса не являются профессиональными юристами, то при выявлении противоречия их необходимо направить не столько на поиск решения проблемы, сколько на осознание того, что юридический документ должен быть составлен четко.

Спор Протагора с Еватлом (неразрешимый спор)

В основе одного известного парадокса лежит небольшое происшествие, случившееся две с лишним тысячи лет назад и не забытое до сих пор. У знаменитого софиста Протагора, жившего в 5 в. до н.э., был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Но, закончив обучение, он не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Свое требование Протагор обосновал так: «Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой судебный процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в соответствии с нашим договором. Если проиграет, то решение суда будет в мою пользу, и заплатить нужно будет согласно этому решению». Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору: «Действительно, я либо выиграю судебный процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего договора».

  • Игровые приемы

Использование игровых приемов на уроке способствует усвоению учащимися социальных ролей, «проживанию» правовых ситуаций и результатов их решения. Например, участие старшеклассников в проигрывании таких ситуаций, как «Я поступаю на работу», «На приеме у юриста», способствует не только формированию навыков правомерного поведения, но и конструктивного общения.

На этапе обобщения и систематизации знаний можно использовать прием «Правовой квиз». Рассмотрим в качестве примера фрагмент квиза на уроке по теме «Правовая система Республики Беларусь».

В начале урока учитель предлагает учащимся разделиться на группы по 4–5 человек, затем раздает им бланки для ответов.

Задание 1. Определить вид юридической ответственности (А – административная, Д – дисциплинарная, Г – гражданско-правовая, У – уголовная). Время на обсуждение и оформление ответа – 2 минуты.

Ситуации

  1. Перешел дорогу в неустановленном месте. (А.)
  2. Пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения. (Д.)
  3. Избил сверстника. (У.)
  4. Совершил изнасилование. (У.)
  5. Нарушил правила пожарной безопасности. (Д.)
  6. Ловил рыбу сетью. (А.)
  7. Совершил прогул на работе. (А.)
  8. Разбил мячом окно в доме соседа. (Г.)
  9. Украл телефон у одноклассника. (У.)
  10. Ехал на мотоцикле без шлема. (А.)
  11. Испортил оборудование на рабочем месте. (Д.)
  12. Оскорбил госслужащего. (А.)
  13. Продал несовершеннолетнему спиртной напиток. (А.)

Задание 2. Проанализируйте ситуацию и ответьте, о нарушении каких конституционных прав идет речь. Время на обсуждение и оформление ответа – 3 минуты.

Ситуация. Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую –

И привез гонец хмельной

В этот день приказ такой:

«Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод». («Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина.)

Ответ: нарушение права на жизнь и права на личную неприкосновенность (ст. 24 и 25 Конституции Республики Беларусь).

В целях активизации интереса учащихся к изучению законодательных документов Республики Беларусь и развития правовой культуры на внеурочных занятиях по обществоведению проводится серия круглых столов «Приглашаем к обсуждению» с участием представителей органов правопорядка. Гимназистами 10–11 классов ведется рубрика «Интересно знать», в рамках которой старшеклассники знакомят учащихся гимназии со статьями кодексов и законов Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бубен, С. С. Учимся и учим правам человека: пособие для педагогов, классных руководителей, воспитателей / С. С. Бубен, Н. Д. Жевняк. – Минск: Пачатковая школа, 2009. – 302 с.

2. Гирина, В. Н. Человек в современном мире: 11-й класс: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. Н. Гирина, Е. Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2011. – 103 с.

3. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2008. – 334 с.

4. Казак, А. В. Обществоведение: 11-й класс: поурочные разработки / А. В. Казак, Г. Н. Ходор. – Минск: Аверсэв, 2013. – 412 с.