В творческом подходе

- 9:45Авторские колонки, По делу с Наталией Бушной

Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1
имени Ф.Скорины Наталия БУШНАЯ.

 

 

 

 

 

Человечество пока не изобрело идеальный способ оценки учебных достижений обучающихся. Любая система имеет как свои достоинства, так и недостатки. Однако какой бы она ни была, она должна идти в ногу со временем. А наше время — цифровое. 

Белорусское образование всегда строилось на важных принципах доступности и качества. Эти же принципы, помноженные на информационные технологии, лежат в основе новых подходов к выпускной кампании. И роль педагога в этом процессе — определяющая.

…Сегодня оценка результатов учебной деятельности выпускников школ посредством централи­зованного тестирования (ЦТ) является способом отбора абитуриентов в учреждения высшего образования. А вот формой оценки учебных достижений выпускников школы по отдельным предметам до нынешнего времени выступали выпускные экзамены за курс общего среднего образования. Формат проведения школьных выпускных экзаменов в корне отличается от ЦТ. По математике, например, выпускной экзамен длился 5 часов, работа состояла из 10 заданий, тексты работ открыты, содержатся в сборниках, которые имеются в свободной продаже. Решения всех вариантов доступны учащимся в так называемых решебниках, в том числе в электронном виде. Количество заданий на ЦТ по математике — 32, то есть более чем в три раза превышает объем выпускного экзамена. Время написания — 150 минут, что в разы меньше школьного. Таким образом, различные форматы проведения выпускных экзаменов за курс общего среднего образования и ЦТ, различные нормы оценивания не позволяли получить объективную оценку знаний выпускников. Согласимся, что подготовка к выпускному экзамену в школе превратилась в простое натаскивание. Фактически ни одно из заданий школьных экзаменов не требовало от выпускника творческого подхода. Соответственно, отметки, полученные на школьном экзамене, оказывались выше результатов ЦТ. Такое расхождение в отметках не всем понятно. Одни учащиеся получали в школе, скажем, 9 баллов по математике и около 90 баллов на ЦТ, но другие (а их было большинство!) не достигали этих высоких баллов, имея в аттестате ту же девятку. И каждый раз возникал вопрос: какая из этих отметок объективна? Вряд ли ответ был в пользу школьной отметки. Поэтому и напрашивался вывод: выпускные экзамены за курс общего среднего образования пришли в противоречие с запросом общества на выпускника школы. Выпускника, способного решать задачи не только по образцу, по готовому алгоритму, но и проявлять творческий подход, то есть обладающего функциональной грамотностью. В наше цифровое время выпускные экзамены в сохранившемся в целом формате стабильных советских времен исчерпали свой мотивирующий на высокие учебные достижения ресурс. Поэтому централизованный экзамен — это еще один шаг к созданию равных условий оценки результатов учебной деятельности выпускников школ как небольших сельских, так и крупных городских. При этом считаю разумным решение проводить ЦЭ не в учреждениях общего среднего образования, а на других базах. Это необходимо для создания равных условий для всех абитуриентов. РИКЗ имеет богатый опыт разработки тестов. К их содержанию не возникают претензии со стороны всех участников образовательных отношений — абитуриентов, педагогов, родителей. Поэтому логично, что этот институт будет разрабатывать задания для ЦЭ. А самый объективный контроль того, как справились с заданиями абитуриенты, осуществит компьютер.

Немало споров в педагогической среде было по поводу того, по каким предметам проводить ЦЭ. То, что одним из предметов должен быть язык, русский или белорусский, не вызывает сомнений. Вторым предметом, который входил в перечень обязательных школьных экзаменов, была математика. Этот предмет важен с точки зрения развития логического мышления, аналитических способностей обучающихся, то есть таких качеств личности, которые необходимы для профессиональной деятельности в любой сфере. Как математик, всегда поддерживала идею сохранения этого экзамена в качестве выпускного. Но возникает вопрос: какого уровня должны быть задания по математике, чтобы абитуриенты, ориентированные на гуманитарные специальности, и те, кто изучал математику на повышенном уровне, были поставлены в равные условия? Если уровень сложности ЦЭ будет недостаточно высок, то на технические специальности придут слабо подготовленные студенты. Если же уровень заданий теста по математике будет соответствовать профильному обучению, то гуманитарий столкнется с непредвиденными трудностями. Как видим, введение математики в качестве обязательного ЦЭ сопровождается серьезными рисками. Более того, новые подходы направлены на оптимизацию, а не на увеличение нагрузки на выпускника школы, как физической, так и психологической. ЦЭ предполагает и объективную оценку результативности подготовки к выпуску учащихся педагогами разных, а не нескольких предметов. Уверена, что нововведения к оценке учебных достижений учащихся никак не ослабят значимость и ценность в школьном курсе любимой мною и так необходимой специалисту любой сферы деятельности математики. Тем более что количество часов на этот предмет уменьшать не планируется. А, как известно, наличие обязательного экзамена по предмету никогда не выступало мощным стимулом к его изучению. Здесь нужна внутренняя мотивация.