Внешний вид подростка как способ самовыражения: интерактивный проект «Родительское собрание»

- 13:00Журнал "Народная асвета", Образование
Н.К. ПЛАВНИК, доцент кафедры инновационного управления Института бизнеса БГУ, кандидат психологических наук

Сегодня, когда у человека так много возможностей самостоятельно, со вкусом создавать свой внешний облик (богатый выбор одежды и аксессуаров в магазинах, множество сайтов и телепередач о моде), многих родителей приводит в недоумение, а часто и искренне возмущает отношение их детей-подростков к собственному имиджу.

Ярко, в неестественный цвет окрашенные волосы, нелепые, нефункциональные наряды, пирсинг, татуаж, вызывающий макияж становятся поводом для нешуточных семейных баталий.

Что же на самом деле стоит за экспериментами подростка со своей внешностью? Должны ли родители влиять на выбор их детьми собственного внешнего облика? Как не нанести вреда самооценке взрослеющего человека и одновременно удержать от неумелых попыток самовыразиться с помощью безвкусной одежды?

Эксперименты с внешностью: мотивация

«Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Я был единственным в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Отчасти действительно хотелось их немного позлить. Был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу, когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле. Примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и вернул волосам первоначальный цвет».

«В старших классах у меня был образ юной леди. Мне нравился деловой стиль: пиджак, блуза, строгая юбка. И вдруг наступил момент, когда мне это надоело. Я стала смешивать стили и цвета в одежде, даже если они плохо сочетались. Вещи были опрятными и модными, но сочетания – просто немыслимыми. Смотрю сейчас на свои фотографии тех лет и вспоминаю, как хорошо мне было от этой безвкусицы. Сейчас я снова вернулась к строгому образу. Но тогда мои эксперименты были мне просто необходимы».

«Сейчас я понимаю, почему учителя мне делали замечания, когда я приходила на уроки накрашенная, с мейкапом. Это было просто ужасно, а мне казалось, что красиво. На самом деле мне хотелось выглядеть взрослее, чувствовать себя увереннее. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой».

«Когда я была маленькой, лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Помню, как радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне искренне сочувствовали. Я часами сидела перед зеркалом, и мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина. Сейчас, когда я выросла, вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать».

Принято считать, что яркие волосы, пирсинг, дреды, челки, закрывающие пол-лица, рваные джинсы, неуместный макияж – все это проявление бунта подросткового возраста. Чтобы остановить его, взрослые часто идут на крайние меры: либо устанавливают жесткие правила «соблюдения приличий», либо решают не обращать внимания и ждут, пока все само наладится. Однако процитированные выше высказывания недавних тинейджеров доказывают: у экспериментов молодых людей со своей внешностью гораздо более сложная и противоречивая мотивация, чем просто подростковый бунт. Попробуем проанализировать ее составляющие.

Стремление поддержать свою самооценку

Самооценка – центральное образование личности, определяющее особенности адаптации человека в обществе, характер его поведения и даже выбор деятельности. Отношение к своей внешности, своему телесному образу часто составляет основу самооценки подростка в целом. У девушек самооценка в большой степени зависит от оценки привлекательности лица и тела, у юношей – от оценки физического развития.

Фото с сайта pixabay.com используется в качестве иллюстрации

Внешность для молодых людей – не просто отражение в зеркале. Именно отношение к своему облику определяет их уверенность в себе, общительность (необщительность), а значит – статус в коллективе сверстников. Самооценка и отношение человека к себе складываются в процессе его общения с другими людьми в семье и социуме, сравнения себя с идеалами и стандартами. Так, кукла Барби, выпущенная в конце 1950-х годов в США, стала брендом и поп-идолом для девочек во многих странах. По замыслу создателей, играя с ней, будущие мамы и жены получали возможность готовиться к взрослой жизни. Но неожиданно оказалось, что красотка Барби стала причиной возникновения ряда комплексов у своих маленьких обладательниц, заставила их страдать из-за невозможности соответствовать идеалу. Есть свидетельства подростковых психологов, связывающих личностные проблемы своих клиентов-мальчиков с несоответствием образа их собственного Я и образа их кумиров – спортивных знаменитостей или звезд шоу-бизнеса (сильный, накачанный, выносливый, мужественный).

Исследования специалистов фиксируют: подростки, недовольные собственной внешностью, более склонны к депрессиям, тревожным состояниям, социальной замкнутости и даже суицидальному поведению. От степени удовлетворенности взрослеющего человека своим лицом, фигурой, одеждой напрямую зависят такие важные для нормальной жизнедеятельности качества личности, как жизнерадостность, открытость, доброжелательность, контактность.

  • Поиск своего Я

Герой одной из приведенных нами историй выкрасил волосы в черный и белый цвета, транслируя окружающим глубокий внутренний конфликт. Предпринятая парнем попытка «предъявить» свое состояние социуму и обсудить его со значимым взрослым возымела терапевтический эффект.

Часто то, что подростки слышат от взрослых («лучше бы хорошо учился», «взялся бы за ум», «занялся бы делом»), не помогает найти приемлемый способ самовыражения, а являет собой абстрактную директиву. Изменение же своей внешности – это то, что доступно и понятно молодому человеку. С помощью подобного рода экспериментов подросток пытается раскрыть свою идентичность, свое Я. Это в определенном смысле послание молодого человека миру о том, кем он себя ощущает, попытка разобраться в том, кто он на самом деле, кем хочет стать. Именно в этом психологический смысл подобных экспериментов.

  • Обозначение своей принадлежности к определенной субкультуре

Принятие себя как личности в переходном возрасте теснейшим образом связано с принятием человека значимым для него окружением. Поэтому сегодня широкое распространение приобрели различные молодежные субкультуры. Для их приверженцев стиль самовыражения становится еще и посланием о своей принадлежности к определенной группе, трансляцией общих интересов и ценностей. Психологи рекомендуют родителям и педагогам: если молодежная субкультура не является экстремистской и не несет угрозы благополучию окружающих, следует относиться к проявлению их детьми и учениками своей принадлежности к ней с пониманием и терпением.

  • Стратегия взрослых

Эксперименты с внешностью – важный показатель того, что подросток взрослеет, перестает быть ребенком, однако до социальной зрелости ему еще далеко. Гормональная перестройка, эмоциональные всплески, субъективное переживание невозможности контролировать свое настроение делает взрослеющего человека уязвимым, приводит к рассогласованности желаний и действий. Между тем, чем больше мы стараемся управлять подростком, тем меньше пространства оставляем ему для сепарации от взрослых, а значит, для становления самостоятельности. Вывод очевиден: подростковый бунт, активный поиск себя, яркие формы самовыражения – это нормально. И задача взрослых – научиться конструктивно взаимодействовать со своими подросшими детьми, проявляя уважение и к себе, и к ним. Попытки же привести подростка к некой норме становятся для него триггером. Он начинает все делать наоборот: назло маме стрижется налысо, назло учителю приходит в школу с пирсингом. Самое главное в этой ситуации – не идти на конфликт, не давить.

Через создаваемый образ подросток как бы помогает себе приблизиться к формированию тех качеств, которые хочет иметь. С помощью перемен во внешности он надеется выглядеть более сильным, независимым и таким образом посылает сигналы не столько взрослым, сколько своим сверстникам, поскольку смелости заявить о себе через поведение у него хватает далеко не всегда. Хочется как-то выделиться из толпы и в то же время раствориться в ней. Это позволяет компенсировать эксперименты с внешностью.

Вводя правила, касающиеся одежды и прически, взрослым следует помнить, что всегда остается риск нарушения таких правил теми подростками, которые активно ищут собственный образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных родителями и учителями. И то, примут ли молодые люди предлагаемые нормы, во многом зависит от умения старших убедительно аргументировать свою позицию, желания договариваться, а в некоторых случаях и идти на компромисс.

Если ваш сын решил, например, поэкспериментировать со своей  прической, а вы не готовы к кардинальным переменам в его внешности, попробуйте спокойно обсудить альтернативные варианты: скажем, временно изменить цвет волос при помощи спрея или специальной туши. Если дочь захотела короткую стрижку, убедитесь, что она отдает себе отчет в том, что волосы могут отрастать в течение долгих месяцев. В некоторых случаях разумнее уступить намерениям своего ребенка, чтобы сохранить его доверие, ведь волосы имеют свойство отрастать, а отношения могут надолго испортиться.

Если же речь идет о серьезном вмешательстве в организм, скажем, пирсинге или татуировке, то здесь опасения родителей, конечно, более обоснованны. Самое разумное в такой ситуации – вызвать молодого человека на честный, открытый диалог, рассказать с опорой на авторитетные источники об особенностях и последствиях процедуры. Можно также предложить ребенку сделать временную татуировку, чтобы он смог оценить уместность и необходимость рисунка на своем теле.

Иногда подростки ставят отца и мать перед фактом и предстают перед ними в новом виде. Типичная реакция родителей – попытаться быстро исправить ситуацию: перекрасить волосы, убрать пирсинг, заменить шокирующую их одежду. Однако тут следует не спешить, а, напротив, проявить максимальную деликатность. Наставлять сына или дочь на путь истинный в таких случаях уже поздно – они могут закрыться или озлобиться. Юношеский максимализм, очень вероятно, подтолкнет молодого человека на усугубление конфликта, и на его теле появятся новые фрагменты пирсинга, а татуировки займут еще бóльшую площадь. Запреты и приказной стиль общения обычно приводят к тому, что подростки начинают делать все назло взрослым либо, что не лучше, превращаются в безвольных, пассивных людей.

Но, конечно, самое худшее для родителей – «не замечать» радикальных изменений во внешности своего ребенка. Ведь пирсинг, татуировки,  умышленно нанесенные шрамы рассматриваются психологами как элементы самоповреждающего поведения, аутоагрессии и являются тревожным сигналом о психологическом неблагополучии. Поэтому, если сын или дочь на протяжении определенного времени проявляют тревожность, депрессивность, вспышки агрессии, следует обратиться к специалисту.

Рекомендации родителям

  • Не критикуйте физические особенности и вкус своего ребенка. Не сравнивайте его со сверстниками.
  • Пользуйтесь правилом «зеленой ручки» – сначала говорите о том, что вам нравится и чем вы восхищаетесь в подростке, и только потом переходите к тому, что считаете точкой роста.
  • Не заставляйте подростка делать на людях то, от чего он отказывается: фотографироваться с вами, раздеться на пляже, примерить обновку в магазине и т.д.
  • Не шутите по поводу внешнего вида подростка. Даже безобидная ирония может показаться ему обидной и оскорбительной.
  • Не высказывайтесь в негативном ключе о внешности окружающих людей. Старайтесь обращать внимание сына / дочери на характер, достоинства, хороший вкус ваших знакомых.
  • Проявляйте свою открытость к разговору на любую тему. Подросток прежде всего нуждается в том, чтобы его выслушали, а не в том, чтобы следили за каждым его шагом.

Резюме автора

Как правило, с течением времени подростки перерастают желание экспериментировать над собственной внешностью, потому что их недовольство собой остается в прошлом. Тем не менее создание взрослеющим человеком своего внешнего образа играет чрезвычайно важную роль в реализации его стремления к самовыражению, поиску себя и утверждению собственного социального статуса. Признание этого образа со стороны сверстников имеет огромное значение для формирования самооценки и самоуважения подростка.

Литература

1. Петрановская, Л. В. Все-все-все о воспитании детей / Л. В. Петрановская. – М.: АСТ, 2020. – 512 с.

2. Рамси, Н. Психология внешности / Н. Рамси, Д. Харкорт. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

3. Шебанова, Н. А. Современный внешний облик индивидуума: свободен ли выбор? / Н. А. Шебанова // Труды Института государства и права РАН. – 2017. – Том. 12. – № 4. – С. 176–196.